«Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному значит вместе с тем и развивать духовные способности учащихся».
Ф.И.Буслаев
Русский язык – учебный предмет, познавательная
ценность которого чрезвычайно высока: на таких
уроках формируется мышление, прививается
чувство любви к родному языку, через язык
осмысливаются общечеловеческие ценности,
воспитывается личность, с помощью языка
происходит интеллектуальное развитие ребенка,
усвоение всех других учебных дисциплин.
Гуманность общества, выражаемая через обучение
языку, состоит в стремлении расширить рамки
познания, поднять планку интеллектуального
развития ученика.
Язык связан со многими сферами человеческой
жизнедеятельности, что объективно определяет
высокую потребность в нем и его высокую ценность.
В течение ряда лет работаю над проблемой формирования языковой личности школьников на основе элементов занимательности.
Основное содержание образования направлено на развитие ребенка – его инициативы, стремления к образованию, умения анализировать, делать выбор и принимать самостоятельные и верные решения.
Современному обществу требуется личность, владеющая основами коммуникативной культуры, способная неординарно мыслить и действовать, обнаруживающая широкий кругозор. Нынешние школьники имеют бедный словарный запас, используют жаргонизмы и иноязычную лексику в общении, не используют в своей речи цитаты, высказывания, фразеологические обороты из русской и мировой литературы. Низким качеством отличаются творческие работы, которые в своем большинстве являются плагиатом. Одной из причин того, что учащиеся теряют интерес к русскому языку заключается в том, что учителя, не всегда ярко и убедительно показывают учащимся богатство русского языка, его способность выражать самые различные мысли и чувства, все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких. Резкое падение интереса учащихся к русскому языку влечет за собой снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Интерес, представляет собой своеобразный сплав интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов. Выделяются два тесно связанных между собой источника, вызывающие интерес учащихся к предмету: это – его содержание и организуемая для познания этого предмета деятельность школьников. Одним из путей, позволяющим воспитывать у учащихся любовь к языку как к предмету, является применение элементов занимательности на уроках русского языка при изучении различных тем. Занимательность нередко достигается повышенной трудностью, нестандартностью и необычностью поставленной задачи, которую приходится решать ученику. Воспитание глубокого интереса к русскому языку, к фактам и закономерностям его развития возможно лишь при наполнении содержания преподавания научным и в то же время интересным для учащихся языковым материалом.
Цель опыта: нравственно-этическое и художественно-эстетическое развитие личности воспитанников; создание условий для самовыражения учащихся, саморазвития их творческой индивидуальности и раскрытия духовного потенциала; развитие исследовательских и творческих интересов и навыков.
Цели преподавания русского языка с позиции формирования языковой личности:
- Формирование языковой личности школьников в процессе усвоения ими определённой системы знаний о языке, развитие языковых компетенций.
- Воспитание бережного и ответственного отношения к Слову.
- Формирование стремления к самовыражению в Слове.
Задачи:
- Формировать коммуникативную культуру учащихся.
- Развивать творческий, креативный потенциал личности (способность неординарно мыслить и действовать).
- Приобщать школьников к ценностям русской и мировой художественной литературы.
- Повышать качество знаний учащихся.
- Воспитывать у учащихся бережное отношение к Слову.
Ведущая педагогическая идея опыта – реализация принципов гуманитаризации и гуманизации через организацию такого процесса обучения, который бы обеспечивал единство непрерывного общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития языковой личности с учетом общественных потребностей и личных запросов.
Опыт опирается на теорию языковой личности.
В языкознании под языковой личностью понимается совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений; языковая компетенция, характеризующаяся глубиной и точностью отражения действительности, степенью структурно-языковой сложности. В современной лингвистической парадигме только осуществляются подходы к изучению языковой личности, всё чаще раздаются призывы изучать «человеческий фактор в языке».
Основы исследования языковой личности заложены в трудах В.Гумбольдта, Г. Гердера, В.В.Виноградова, Ю.Н. Караулова, М.М.Бахтина.
В.В.Виноградов шёл от анализа языка писателя к пониманию языковой личности, осознавая, что за каждым текстом стоит языковая личность, владеющая системой языка. М.М.Бахтин к пониманию языковой личности пришел, исследуя идеи диалога культур. Учёный заявил о «языковой индивидуальности ученика», формировании индивидуального лица говорящего и пишущего человека», умеющего создавать и удерживать в письменной речи свою живую индивидуальную интонацию. Современный учёный Ю.Н.Караулов в своей книге «Русский язык и языковая личность» даёт исчерпывающее определение языковой личности: «Языковая личность – вид полноценного представления личности, вмещающий в себя и психический, и социальный, и этнический и др. компоненты, преломленные через её язык.» (Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М.: Наука, 1987. – 264 с.).
В лингводидактическом представлении языковая личность имеет две особенности: во-первых, это понимание языковой личности как homo louqens вообще, способность пользоваться языком – родовое свойство человека. Во-вторых, языковая личность есть национальная личность, следовательно, тесно связанная с национальной литературой и языком, продуктами национального духа.
Диагностика уровня сформированности языковой личности школьников 5 класса при переходе из начальной школы в основную, показала, что
- у учащихся отсутствует потребность выразить чувство, мысль в слове и они не умеют добиться их адекватного соотношения,
- большинство учащихся, не обладает навыком выразительного чтения, не умеют проявить эмоциональность к слову, интонации,
- школьники затруднялись в понимании авторского замысла в художественном произведении.
С целью целенаправленного развития языковой личности школьников придерживаюсь особенностей возрастной психологии.
С 2006-2007 года активно внедряю новый учебно-методический комплект по русскому языку в 5-9 классах С.И. Львовой и В.В. Львова. Системообразующим элементом методики обучения по данному учебнику является развитие речемыслительной деятельности учащихся. Это проявляется в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности (умения читать, слушать, говорить и писать). Курс уделяет серьезное внимание семантической стороне языка, осмыслению сути языкового явления. Достоинство учебника состоит в культуроведческой составляющей содержания, позволяющей на основе истории развития родного языка, систематическом и целенаправленном знакомстве с этимологией, воспитывать и развивать у учащихся любовь к родному языку, формировать языковую личность. Оформление учебника яркое, красочное, гармоничное, что способствует привлечению внимания учащихся к его содержанию. Учебник насыщен иллюстративным материалом, соответствующим содержанию изучаемой темы. Подобранные фотографии позволяют организовать творческую деятельность учащихся через ролевые игры, игры на догадку, диалог и.т.д. Содержание заданий и упражнений учебника позволяет организовать постепенную и эффективную подготовку к новым формам экзаменов , начиная с 5 класса.
На уровне учащихся V-VI классов совершенствуются умения и навыки синтагматики и парадигматики слов и словосочетаний, вербально-семантические компетенции языковой личности школьников, пришедших в основную школу, пристальное внимание уделяется формированию умения выбирать нужные слова и выражения для репрезентации мысленного образа. Ведущую роль на уроке играет работа со словарями. Первым помощником на пути воспитания эстетического чутья к слову должен стать словарь. Учебник под редакцией С.И. Львовой и В.В. Львова содержит большое количество упражнений рекомендующих обращаться к различным видам словарей. Работа со словарями развивает познавательную активность навыки самоконтроля и самообразования, что необходимо в современной жизни при быстрых темпах роста информации в любой сфере деятельности. Новая программа и учебник предусматривают широкое развитие лексикографической компетенции: в учебный комплект включены для обучающей работы различные виды словарей.
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Важной задачей учителя становится развитие умений учащихся самостоятельно оценивать и отбирать получаемую информацию. Развить подобные умения помогает дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Игра по своей природе синтетична, она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.
Дидактическая игра – это важная форма активизации учащихся в процессе преподавания русского языка.
Дидактические игры способствуют выработке навыков и умений в использовании на практике знаний основ наук, предоставляют возможность по-новому преподнести уже знакомый программный материал. Дидактические игры воспитывают у учащихся чувство товарищества и ответственности за вклад в общее дело. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо предусматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка, как вид деятельности, организуемый в процессе обучения с целью развития познавательных интересов. В практике работы использую элементы занимательности, как на традиционных уроках, так и на уроках в форме игры (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-КВН).
Структура игровой деятельности:
Игра имеет два компонента: деятельностный и условный, которые могут наполняться разным «содержимым» и делать одну игру совершенно непохожей на другую, но, тем не менее, эти два компонента просматриваются в каждой игре. Именно условный характер превращает ту или иную деятельность в игру.
Классификация игровой деятельности:
– игры с правилами;
– ролевые игры;
– комплексные игровые системы.
Классификационная модель по структурным элементам урока, в зависимости от дидактических целей игры:
– игры для изучения нового материала;
– игры для закрепления;
– игры для проверки знаний;
– обобщающие игры;
– релаксационные игры-паузы.
При планировании педагогической работы важно
разделять игры по количеству участников на:
групповые, индивидуальные, диалоговые (парные),
массовые.
Это только несколько моделей классификации игр,
которые позволяют показать некоторые
возможности их систематизации в зависимости от
целей использования игры в разных аспектах
деятельности.
Остановимся на наиболее важных, психолого-педагогических возможностях, которые могут быть использованы на уроках русского языка в 5-6 классах.
Во-первых, игра – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Некоторые учащиеся участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т.п.
Во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.
Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся.
В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению.
В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В научно-педагогических исследованиях об игре даже появился термин «эмоциональный ускоритель» обучения.
Для того чтобы сохранить преемственность между начальным и основным звеньями обучения, позволить преодолеть ребенку «переломный» период, который связан с переходом на новую ступень умственного и психического развития, необходимо использовать игровую деятельность.
Основой успешного усвоения русского языка, у учащихся 5-6 классов, является познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии окружающего мира, и на привлекательности самого процесса деятельности. Эмоциональность игры — очень важная особенность, которая делает ее успешной и нужной и у учащихся всех возрастов.
Учителю необходимо реализовать стремления учащихся поспорить, посоревноваться в умениях и навыках, интерес к перевоплощениям и импровизациям.
Все это прекрасно реализуется в игре.
Игра создает особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении «на равных», где исчезает робость, возникает ощущение – «я тоже могу», т. е. в игре происходит внутреннее раскрепощение. Для обучения важно, что игра является классическим способом обучения действием. В игре органично заложена познавательная задача.
В игре ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний.
В игре проходит огромная воспитательная работа.
Система игровых упражнений, заложенная в учебнике «Русского языка» под редакцией С.И.Львовой и В.В.Львова позволяет реализовать на практике развитие и активизацию познавательной деятельности учащихся. Учебник позволяет провести такие игры как «Блиц-опрос», «Фонетисты», «Эрудит», «Лингвист», «Я – орфографист», «Я – знаток русского языка», «Кто больше?». Набор упражнений по содержанию предполагает межпредметные связи (на уроки биологии, географии и.т. д.) Учебник создает возможность сочетать овладение знаниями и умениями по русскому языку с интенсивным развитием речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей.
Используемые информационно-коммуникационные технологии позволяют:
- повысить интерес учащихся к русскому языку;
- самостоятельно при помощи компьютера повторять практический материал;
- с помощью игровых моментов усваивать знания по желанию, заинтересованно;
- правильно, непринужденно уметь себя оценивать.
Применение компьютерных технологий позволяет использовать проблемные, эвристические, игровые методы обучения, развивающие индивидуальность, мышление и творческие способности учащихся.
Увеличение интереса учащихся к урокам русского языка проявляется формированием у школьников навыка выразительного, эмоционального чтения, выработке языковой и орфографической компетенций, что сказывается на положительной динамике успеваемости.
Перспективные задачи:
- сформировать у школьников высокий мотивационный уровень в изучении русского языка и литературы
- усилить лингвистическую направленность обучения на уроках русского языка
Литература:
1. Караулов Ю.Н. Русский язык и
языковая личность. М., 1997.
2. Безрукова В.С. Все о современном уроке в
школе: проблемы и решения. Книга 2.
Библиотека журнала «Директор школы» М.:
«Сентябрь», 2004.
3. «Дидактические материалы по русскому языку»
Издательство «Мнемозина» под редакцией С.И.
Львовой, В.В. Львова, 2004 г.
4. «На уроке и после уроков» Издательство
«Мнемозина» под редакцией С.И. Львовой, В.В.
Львова, 2004 г.