Проект поисковой деятельности "Новогоднее счастье"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель работы:  развитие  у детей  эмпатии и толерантности к сверстникам, находящимся в сложной жизненной ситуации через изучение новогодних традиций и истории праздника.

Задачи поисковой деятельности:

  • изучение истории появления новогодней елки;
  • сравнение новогодних традиций в разных странах мира;
  • ознакомление с проблемой детей, оставшихся на данный момент без родителей;
  • организация сбора подарков для детей из приюта;
  • проведение новогоднего представления.

Объект исследования: Новый Год как источник радости.

Предмет исследования:  Новогодние традиции разных стран.

Историческая справка:

Новый год празднуется во всех странах мира. Традиция празднования Нового Года вообще, и 1 января в частности, имеет очень давнюю историю, и связана она с именем первого римского императора Гая Юлия Цезаря. Эрой, или точкой отсчета римского календаря, был традиционно принят год основания Рима, и началом года считалось 1 марта. Вместо него затем за календарную эпоху принято 1-е января, время вступления в должность первых должностных лиц Римского государства – двух консулов, республиканских царей Рима. Все граждане Рима привыкли получать подарки 1 января от вступающих в должность консулов, не жалевших для этого денег. Сам Цезарь едва не разорился, оплатив небывалые до тех пор празднества.
Новогодняя ель имеет несколько легенд о ее появлении. Так, по христианской легенде ель пришла на свет Вифлеемской звезды, но стеснялась подойти к младенцу, т.к. у нее не было даров. И тогда растения поделились с елью своими дарами. С тех пор каждый год ко дню рождения Христа ель наряжается.

Актуальность:

Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение дома, долгожданные подарки под елкой, веселый праздник в семейном кругу, атмосфера теплоты – все это не сравнится даже с Днем рождения. Но в результате опроса, проводимого воспитателями и детьми в подготовительной и старшей группе, и рассматривания картинок  выяснилось, что дети  с трудом отличают нашего Деда Мороза от Санта Клауса, и их знания о Деде Морозе поверхностны. Поэтому мы решили узнать как можно больше об этих персонажах, а также определить, какие же подарки Дед Мороз носил родителям, когда они были детьми и сравнить, изменилось ли  что-либо за столько лет.  По общему мнению, Новый год – это счастье. Но в нашей группе есть несколько детей, которые  некоторое время провели в приюте. И они вспомнили, что Новый год для них в это время не был счастливым, потому что они чувствовали себя очень одиноко. Поэтому мы решили поделиться с детьми из приюта кусочком  нашего новогоднего счастья, чтобы они на это время забыли про грусть.

Гипотеза работы:  Новый год дарит счастье всем людям, если они помогают друг другу в сложную минуту.

Методы исследования: наблюдение, эксперимент, беседа, интервьюирование, анализ.

Время проведения исследования: исследование проводилось в течение 2 недель.

Этапы исследования:

  1. Опрос детей других групп, воспитателей и родителей на темы «Мой любимый праздник» и « Найди 10 отличий (Санта-Клаус – Дед Мороз)».
  2. Выдвижение гипотезы.
  3. Получение знаний с помощью просмотра созданных педагогом мультимедиа-презентаций, рассматривания открыток и картинок.
  4. Рисование и лепка новогодних персонажей.
  5. Апробация новогодних традиций некоторых стран мира.
  6. Создание  и распространение листовок о сборе подарков для детей из приюта.
  7. Театрализованное выступление в приюте.
  8. Создание мини-книг «Мой Новый Год» (самостоятельно в детском саду) и «Когда мама и папа были маленькими…» (совместно с родителями)
  9. Выводы.

Материалы для поисковой деятельности:

Новогодние открытки, изображение Деда Мороза и Санта-Клауса, мультимедиапрезентации «Новый Год в России», «Родственники Деда Мороза», башмачки, карнавальные костюмы Деда Мороза, Снегурочки и зверей, подарки, принадлежности для изодеятельности.

Ход исследования.

В декабре воспитатель беседовала с детьми о признаках и зимы и о зимних праздниках.  В результате  выяснилось, что большинство детей с нетерпением ждут Нового Года. Все хотели украшать елку, выступать на утреннике, устраивать фейерверки с родителями и, конечно же, ждали Деда Мороза. Новый Год и каникулы  они назвали самой счастливой порой.
Но что такое Новый Год и почему приходит Дед Мороз – никто не знал. Когда детям были предложены картинки с изображением Деда Мороза и Санта-Клауса, многие не смогли дать четких ответов, один и тот же это персонаж или абсолютно разные. Так же никто не дал ответа, где живет Дед Мороз.
Поэтому  была проведена исследовательская работа:
Дети спрашивали дома у родителей и делились информацией о Новом Годе, сравнивали и оценивали принесенные открытки. С интересом были восприняты презентации на мультимедиа-экране «Новый Год в России» и «Родственники Деда Мороза».

Вывод:  в итоге дети научились находить 12 различий между Санта-Клаусом и Дедом Морозом, узнали о новогодних традициях в разных странах мира и даже поучаствовали в одной из них: согласно французской традиции перед уходом домой воспитанники поставили свой башмачок около кровати. И на следующее утро все с нетерпением шли смотреть – что же там: сладости от доброго деда Января или ремешок от Дедки-с-плеткой, были слеплены олени Санты и кони Деда Мороза.
Дети  выразили свое мнение по поводу легенд о появлении новогодней ели. Выяснилось, что им ближе вторая легенда, в которой говорится, что зимой духи леса перебираются в ели, поэтому раньше их задабривали  разными украшениями, чтобы год был хороший.
Рассмотрев изображения вотчины Деда Мороза и узнав его адрес, написали письма в Великий Устюг.
Затем ребята обсуждали, у всех ли детей Новый Год счастливый праздник. И выяснилось, что некоторым детям  Новый Год не всегда приносил  счастье. Оказалось, что в это время они были в приюте. Вика рассказала о своей мечте, чтобы Дед Мороз принес подарок лично ей в руки, чтобы это был не общий подарок, а только ее. А еще ей было очень грустно и одиноко без семьи. Ребята решили устроить для ребят из приюта праздник с Дедом Морозом и мешком подарков, чтобы они испытали  удовольствие от праздника. Этим же вечером началось оформление листовок с просьбой подарить детям из приюта новогодние подарки, игрушки. Затем листовки были расклеены во всех группах. В результате подарков насобирали целый мешок. Родители  несли  мягкие игрушки, книги, пирамидки, «Лего», машинки, куклы. Дети также сходили в школу №10 и предложили поучаствовать школьникам 4 «А» класса в этой акции.
Воспитатели написали сценарий праздника, родители приготовили костюмы и помогли добраться до приюта. В приюте Дед Мороз, Снегурочка и зверята танцевали с детьми, пели и показывали представление.
В итоге все испытали удовольствие от выступления и были горды проделанной работой.
После праздника дети делились своими впечатлениям о новогодней ночи и создавали мини-книги «Мой Новый Год», вместе с мамами и папами  делали дома рукописные книги «Мой праздник детства».
При сравнении подарков выяснилось, что родителям Дед Мороз в основном дарил сладости, а детям игрушки.

Выводы: таким образом, в результате проведенной поисковой работы дети получили обширные знания о Новом Годе и о традициях встречи этого праздника в разных странах. Кроме того, ребята испытали удовольствие от выполнения добрых дел и гордость от проделанной работы и доставленной радости детям из приюта. Мы оказались правы, гипотеза подтвердилась: Новый год дарит счастье всем людям, если они помогают друг другу в сложную минуту!