Цель работы: развитие у детей эмпатии и толерантности к сверстникам, находящимся в сложной жизненной ситуации через изучение новогодних традиций и истории праздника.
Задачи поисковой деятельности:
- изучение истории появления новогодней елки;
- сравнение новогодних традиций в разных странах мира;
- ознакомление с проблемой детей, оставшихся на данный момент без родителей;
- организация сбора подарков для детей из приюта;
- проведение новогоднего представления.
Объект исследования: Новый Год как источник радости.
Предмет исследования: Новогодние традиции разных стран.
Историческая справка:
Новый год празднуется во всех странах мира.
Традиция празднования Нового Года вообще, и 1
января в частности, имеет очень давнюю историю, и
связана она с именем первого римского императора
Гая Юлия Цезаря. Эрой, или точкой отсчета
римского календаря, был традиционно принят год
основания Рима, и началом года считалось 1 марта.
Вместо него затем за календарную эпоху принято
1-е января, время вступления в должность первых
должностных лиц Римского государства – двух
консулов, республиканских царей Рима. Все
граждане Рима привыкли получать подарки 1 января
от вступающих в должность консулов, не жалевших
для этого денег. Сам Цезарь едва не разорился,
оплатив небывалые до тех пор празднества.
Новогодняя ель имеет несколько легенд о ее
появлении. Так, по христианской легенде ель
пришла на свет Вифлеемской звезды, но стеснялась
подойти к младенцу, т.к. у нее не было даров. И
тогда растения поделились с елью своими дарами. С
тех пор каждый год ко дню рождения Христа ель
наряжается.
Актуальность:
Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение дома, долгожданные подарки под елкой, веселый праздник в семейном кругу, атмосфера теплоты – все это не сравнится даже с Днем рождения. Но в результате опроса, проводимого воспитателями и детьми в подготовительной и старшей группе, и рассматривания картинок выяснилось, что дети с трудом отличают нашего Деда Мороза от Санта Клауса, и их знания о Деде Морозе поверхностны. Поэтому мы решили узнать как можно больше об этих персонажах, а также определить, какие же подарки Дед Мороз носил родителям, когда они были детьми и сравнить, изменилось ли что-либо за столько лет. По общему мнению, Новый год – это счастье. Но в нашей группе есть несколько детей, которые некоторое время провели в приюте. И они вспомнили, что Новый год для них в это время не был счастливым, потому что они чувствовали себя очень одиноко. Поэтому мы решили поделиться с детьми из приюта кусочком нашего новогоднего счастья, чтобы они на это время забыли про грусть.
Гипотеза работы: Новый год дарит счастье всем людям, если они помогают друг другу в сложную минуту.
Методы исследования: наблюдение, эксперимент, беседа, интервьюирование, анализ.
Время проведения исследования: исследование проводилось в течение 2 недель.
Этапы исследования:
- Опрос детей других групп, воспитателей и родителей на темы «Мой любимый праздник» и « Найди 10 отличий (Санта-Клаус – Дед Мороз)».
- Выдвижение гипотезы.
- Получение знаний с помощью просмотра созданных педагогом мультимедиа-презентаций, рассматривания открыток и картинок.
- Рисование и лепка новогодних персонажей.
- Апробация новогодних традиций некоторых стран мира.
- Создание и распространение листовок о сборе подарков для детей из приюта.
- Театрализованное выступление в приюте.
- Создание мини-книг «Мой Новый Год» (самостоятельно в детском саду) и «Когда мама и папа были маленькими…» (совместно с родителями)
- Выводы.
Материалы для поисковой деятельности:
Новогодние открытки, изображение Деда Мороза и Санта-Клауса, мультимедиапрезентации «Новый Год в России», «Родственники Деда Мороза», башмачки, карнавальные костюмы Деда Мороза, Снегурочки и зверей, подарки, принадлежности для изодеятельности.
Ход исследования.
В декабре воспитатель беседовала с детьми о
признаках и зимы и о зимних праздниках. В
результате выяснилось, что большинство детей
с нетерпением ждут Нового Года. Все хотели
украшать елку, выступать на утреннике,
устраивать фейерверки с родителями и, конечно же,
ждали Деда Мороза. Новый Год и каникулы они
назвали самой счастливой порой.
Но что такое Новый Год и почему приходит Дед
Мороз – никто не знал. Когда детям были
предложены картинки с изображением Деда Мороза и
Санта-Клауса, многие не смогли дать четких
ответов, один и тот же это персонаж или абсолютно
разные. Так же никто не дал ответа, где живет Дед
Мороз.
Поэтому была проведена исследовательская
работа:
Дети спрашивали дома у родителей и делились
информацией о Новом Годе, сравнивали и оценивали
принесенные открытки. С интересом были
восприняты презентации на мультимедиа-экране
«Новый Год в России» и «Родственники Деда
Мороза».
Вывод: в итоге дети научились
находить 12 различий между Санта-Клаусом и Дедом
Морозом, узнали о новогодних традициях в разных
странах мира и даже поучаствовали в одной из них:
согласно французской традиции перед уходом
домой воспитанники поставили свой башмачок
около кровати. И на следующее утро все с
нетерпением шли смотреть – что же там: сладости
от доброго деда Января или ремешок от
Дедки-с-плеткой, были слеплены олени Санты и кони
Деда Мороза.
Дети выразили свое мнение по поводу легенд о
появлении новогодней ели. Выяснилось,
что им ближе вторая легенда, в которой говорится,
что зимой духи леса перебираются в ели, поэтому
раньше их задабривали разными украшениями,
чтобы год был хороший.
Рассмотрев изображения вотчины Деда Мороза и
узнав его адрес, написали письма в Великий Устюг.
Затем ребята обсуждали, у всех ли детей Новый Год
счастливый праздник. И выяснилось, что некоторым
детям Новый Год не всегда приносил
счастье. Оказалось, что в это время они были в
приюте. Вика рассказала о своей мечте, чтобы Дед
Мороз принес подарок лично ей в руки, чтобы это
был не общий подарок, а только ее. А еще ей было
очень грустно и одиноко без семьи. Ребята решили
устроить для ребят из приюта праздник с Дедом
Морозом и мешком подарков, чтобы они испытали
удовольствие от праздника. Этим же вечером
началось оформление листовок с просьбой
подарить детям из приюта новогодние подарки,
игрушки. Затем листовки были расклеены во всех
группах. В результате подарков насобирали целый
мешок. Родители несли мягкие игрушки,
книги, пирамидки, «Лего», машинки, куклы. Дети
также сходили в школу №10 и предложили
поучаствовать школьникам 4 «А» класса в этой
акции.
Воспитатели написали сценарий праздника,
родители приготовили костюмы и помогли
добраться до приюта. В приюте Дед Мороз,
Снегурочка и зверята танцевали с детьми, пели и
показывали представление.
В итоге все испытали удовольствие от выступления
и были горды проделанной работой.
После праздника дети делились своими
впечатлениям о новогодней ночи и создавали
мини-книги «Мой Новый Год», вместе с мамами и
папами делали дома рукописные книги «Мой
праздник детства».
При сравнении подарков выяснилось, что родителям
Дед Мороз в основном дарил сладости, а детям
игрушки.
Выводы: таким образом, в результате проведенной поисковой работы дети получили обширные знания о Новом Годе и о традициях встречи этого праздника в разных странах. Кроме того, ребята испытали удовольствие от выполнения добрых дел и гордость от проделанной работы и доставленной радости детям из приюта. Мы оказались правы, гипотеза подтвердилась: Новый год дарит счастье всем людям, если они помогают друг другу в сложную минуту!