Сказки на песке

Разделы: Работа с дошкольниками


У детей совсем иная система ценностей, чем у взрослых, на мир они смотрят другими глазами. Многие недоразумения и проблемы с детьми родятся как раз из нашего недопонимания этого детского мира: странного, непрактичного и сказочного.

А детям нас тоже трудно понять, хотя бы потому, что им во многом еще предстоит разобраться, и постепенно осознавать, что мир сказочный и реальный – совершенно разные вещи. А еще потому, что до нашего, взрослого, опыта, им еще расти и расти.

И если мы хотим по-настоящему понимать ребенка, его душу, его проблемы – это НАМ надо сделать шаги навстречу. Взрослым – проще, потому что мы там, в мире детства, уже были. Просто немного подзабыли.

Но, к счастью, есть волшебный мост, по которому нам не трудно пройти на сторону детства и понять детское мышление и детский настрой. Это сказки! Сказки создают мир взрослый и детский, легко вписывается и в наши, обыденные, и в волшебные законы бытия.

В чем особенность сказок?

Во-первых, тоже когда-то любили сказки и верили им. Во-вторых, в нашей, недетской, реальности часто мелькают сказочные сюжеты, просто мы этого не замечаем или не догадываемся об этом. В-третьих, психологи доказали, что сказки были самой первой психотерапией в мире. Потому что, рассказывая о чужих проблемах, помогали слушателям решать свои. Потому что давали разрядку нервам и задачи для ума. Потому что позволяли всей семье собраться вместе, объединяли старых и малых.

Общеизвестно, что в сказке «прячется» народная мудрость – опыт сотен, а может быть тысяч поколений.

Это – как чистый родник, из которого мы когда-то попробовали воды, и всю жизнь будем помнить ее вкус, и всего другую воду сравнивать с этой «родниковый».

Сказки обладают потрясающими свойствами: однажды отпечатавшись в нашем сердце, они не исчезают никогда. Они живут в подсознании, помнят все. Там, в глубине мозга (или души), находятся источники всех наших проблем и все способы их решения. И вот сказки – прекрасный ключ к решению этих проблем пользуясь сказочными обрядами и приемами, многим найти нетрафаретное, но верное решение. Взрослые могут сделать сказку помощником в воспитании и обучении детей. С помощью сказки можно «мягко» повлиять на поведение ребенка.

Проблемы, которые волнуют нас и наших детей, хорошо накладываются на сказочные ситуации и образы. А именно так – символами и образами – «мыслит» наше подсознание.

Дети видят мир, и чувствуют его иначе, и интересы у них не те, что у нас. Детское мышление образно и летит оно по своей орбите, той, где мир живой и говорящий, такой с которым легко они входят в контакт. И нам, взрослым, надо, в эту орбиту вписаться.

Многие думают, что сказки адресованы только детям, причем, дошкольного возраста, это не так, возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ.
В сказках противопоставляются добро и зло, щедрость и мудрость, смелость и трусость, милосердие и жестокость.

Они говорят ребенку, что мир – очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливости, что страх, сожаление и отчаяние – в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное – они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он изменит свои нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он в конце концов обязательно победит.

Как можно работать со сказками?

Сочинять, рисовать, проигрывать эпизоды по ролям, сделать постановку на сцене или в песочнице. Почему в песочнице?

Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успевают осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горки, замки и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются разные истории и ребенок полностью погружается в игру.

Песок обладает свойствами пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игры в песок позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает прекрасным средством для заботы о «душе».

Оказывается, что строя картину из песка, ребенок переносит на песочный «лист» ландшафт внутреннего мира. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, маленький человечек приобретает бесценный опыт символического разрешения множеством жизненных ситуаций. Это удивительно, но в дальнейшем ребенок начинает применять в реальности свой «песочный» опыт! Таким образом осуществляется, если перефразировать известное явление, «круговорот переносов в природе». Сначала внутренняя реальность переносится вовне – на песочный «лист», потом опыт песочной сказки переносится обратно во внутренний мир, где перерабатывается бессознательным и, уже в виде некоторых моделей, переносится на реальное поведение ребенка.

Во многих случаях игры с песком выступают в качестве ведущего метода коррекционного воздействия, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсорные навыки.

Часто дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений, из-за проблем общения со сверстниками. Но в играх с песком ребенок чувствует себя  хозяином своего маленького мира и является режиссером сказочной истории, которая разыгрывается на песке.

Сказки на песке прекрасный способ для развития ребенка, как личности, для обогащения его внутреннего мира.

Также сказки на песке помогают развивать творческое мышление, воображение, фантазию, способствуют развитию конструктивных и исследовательских способностей, с помощью сказки, специалисты работают с детской агрессией, неуверенностью в себе, застенчивостью, проблемами стыда, вины, лжи, с различными проблемами поведения.
Но где взять столько сказок, чтобы хватило на все жизненные ситуации?

Существует много разных сказок… При желании можно воспользоваться готовым или придумать свои. Научиться сочинять сказки может каждый. Мы все переполнены сказками. Стоит только начать – и вы сами будете удивлены, как легко и непринужденно, на радость детям, рождаются вами истории.

Из чего создаются сказки?

Из чего угодно: из игрушек и «взрослых» предметов, из быта и волшебства. Просто надо оглянуться вокруг и представить обычную вещь в необычном месте.

Чтобы сказка по-настоящему ребенка заинтересовала и принесла большую пользу, рассказывайте ее вдохновенно, эмоционально стараясь передать атмосферу волшебства.

Пусть отдохнет ваш умный разум: иногда из неразумности получаются славные истории.

  • активно заработает ваша интуиция, собственно, она работает всегда, но голос ее звучит так тихо, что мутный разум ее забивает;
  • вы становитесь человеком творческим, потому что творчество и интуиция тесно связаны; на нас обрушатся самые прекрасные озарения;
  • на многое, старое и привычное, вы посмотрите свежим взглядом; и тогда заметите свои ошибки, недостатки, заблуждения, заметите и поймете, что мешает вам счастливо жить;
  • освободите детство, живущее в вас. Способов и приемов, где взять героя и как повести сюжет, очень много. Сюжетная схема всех сказок очень проста.

Во время повествования мы уточняем:

  • Куда попал главный герой? (Место само подскажет, что там может с героем случится)
  • Кого там встретил, если не получилось, то почему?
  • Что с ним (или с ними) произошло?
  • Как себя герой чувствовал?
  • Кто герою помог, кто помешал?
  • Как вернулся обратно?
  • Каким стал, что получил в награду?

Сказочные истории рассказать можно по-разному, используя разные варианты:

1. Перепутать сказки

Из путаницы всегда получается что-то свое, новенькое и занимательное. Причем путать можно как угодно: в знакомой сказке появляется новый герой: например, в сказке «Колобок» вместо колобка по лесу гуляет мыльный пузырь; из-за этого сюжет начнет изменяться.

2. Сказки перепутались

Например: в сказке «Дюймовочка» вместо девочки-Дюймовочки  появляется Мальчик-с-пальчик, сюжеты сказок меняются и идут по новому руслу.
В сказке возможно все. Например: карнавал и на нем герои любимых сказок; или герой гуляет по сказкам. Неожиданные сопоставления – хорошая тренировка для фантазирования.
Дети любят изображать себя героями, поэтому с удовольствием будут сочинять сказки, где:

  • Ребенок – настоящий герой. Такие сказки имеют несколько вариантов: знакомая сказка, в которой развивается известный сюжет, но в самый ответственный момент (обычно ближе к концу, появляется юный герой и всех  спасает);
  • Ребенок – юный герой – появляется в сказке с самого начала, и действует в ней вместе с другими героями;
  • Юный герой – путешествует по разным сказкам, переходя из одной в другую.

Чтобы сказка с участием юного героя приносили пользу всем сказителям, необходимо помнить о некоторых правилах:

  • Ребенок – всегда герой (даже если в начале выступает, как дурачок);
  • Ребенок не попадает в унизительные ситуации (и если попадает, то ненадолго и с честью выходит из них)
  • Вы ничего не критикуете и никого не слушаете;
  • «В сказке ложь, да в ней намек…»

В сказке легко можно дать совет, причем так, что юному человеку захотелось прислушаться к нему;

3. Сказка, рассказанная от третьего лица

Можно рассказывать знакомую сказку от имени какого-то сказочного героя, который находится в гуще событий. Рассказывая сказку от лица тех или иных персонажей, ребенок учится перевоплощаться в них, учится смотреть на одни и те же обстоятельства с разных точек зрения.

4. Сказки из шкатулки

Главный сказочник, приоткрывая шкатулку, наугад достает любой предмет, который и будет сказочным героем.
Вот несколько вариантов, как можно сочинять сказки. При этом взрослым необходимо помнить о правилах, которые помогают поддерживать интерес детей к сочинительству:

  • Слушайте, не торопите.
  • Советуйтесь с ребенком.
  • Одобряйте и поощряйте.
  • Не берите инициативу на себя.
  • Помогайте вопросами, но не настаивайте на ответах.
  • Не критикуйте; вести сюжет и не сбиваться – это трудно.
  • Смейтесь вместе, но не высмеивайте.
  • Помогает только добрый юмор и смех.

Беря сказку в помощники, она поможет решить проблемы, которые возникают в воспитании детей:

  • Повысить ребенку самооценку;
  • Сделать рутину праздником;
  • Избавить ребенка от страха;
  • Спастись от капризов;
  • Ценить родную природу;
  • Гуманно и бережно относиться к миру, и список этот можно продолжать и продолжать.

Сохраняйте сказки для детей и для себя! Это самый лучший и самый легкий способ договориться с ребенком обо всем, дать ему знания о мире, позволить примерить на себя жизнь любого представителя окружающего мира, разных людей (в том числе и плохих, что очень полезно как профилактика поступков и закалка характера). Это прекрасно лечит от капризов, показывает послесловия дурных поступков.
Это помогает познать себя.
Это дарит детство маленьким и большим.