Современный урок – это такой урок, когда
учащиеся должны уметь добывать и усваивать новые
знания, сами воспринимать и исследовать новые
факты, сведения и делать соответствующие
выводы. Иными словами, высокая эффективность
учебного занятия достигается тогда, когда
сливаются воедино мыслительная активность и
творческая деятельность учащегося и педагога.
Эффективное обучение-это не просто запоминание,
а активная интеллектуальная деятельность
ученика. Моделирование урока с использованием
новой информации в новой учебной ситуации,
вызывает определённый интерес у учащихся к
уроку. Это помогает активизировать как
интеллектуальную, так и творческую деятельность
школьника.
Учащиеся 5 класса – это дети ещё не отошедшие от
игровых форм проведения урока и ещё не готовые к
новым формам усвоения знаний, которые применяют
учителя среднего звена. Они ещё находятся на
переходном этапе учения, поэтому наравне с
прежними формами работы нужно вводить и
использовать новые, повышая их интеллектуальный
потенциал. И хотя проведение такого урока
связано с погружением в историческую ситуацию,
всё же это игровая форма, в которой дети активно
участвуют и причём все.
Тема. Письменность и научные знания в Древнем Египте.
Цели:
- Познакомить учащихся с письменностью и научными знаниями в Древнем Египте, способами их получения и передачи следующим поколениям.
- Продолжить формирование у учащихся умений отбора необходимого учебного материала для усвоения знаний по теме.
- Воспитывать у учащихся уважение к людям, внёсшим вклад в цивилизованное развитие человечества.
Оборудование урока. Раздаточный материал в конвертах, новые слова, реквизит (фигурки бога солнца РА, условные головные уборы для учителей-египтян), карта «Древний Восток», оценочный лист работы в группе.
Форма проведения. Урок-ситуация: «Один день в школе Древнего Египта». В классе выбрать, для проведения условных, занятий 3-х «учителей-жрецов» и одного архивариуса, который готовит сообщение. Класс разделить на 3 группы, которые будут представлять египетских учеников, назначить из числа хорошо успевающих учеников группоргов. (желательно материал для «учителей-жрецов» и архивариуса раздать заранее, чтобы не было непредвиденных заминок в ходе урока, ко-торые могут отнять время)
Условия для ведения урока: на перемене с помощью дежурных по классу создать необходимую обстановку – расставить столы для работы групп, поместить на них фигурки бога РА, разложить оценочные листы следующего образца:
№п/п | Ф.И. ученика | Участие в работе по выполнению заданий | Общий итог | ||
Задание № 1 | Задание № 2 | Задание № 3 |
определить место, где будут находиться «древние учителя» в условных арабских костюмах.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя: для работы на уроке вам необходимо вести краткие записи в тетрадях-новых сведений, слов, понятий, необходимых для выполнения заданий.
Собеседование учителя с учащимися по теме «Древний Египет»
1. Скажите дети, что мы знаем по истории Древнего Египта?
Предполагаемый ответ:
1. Его местоположение.
2. Население и его занятия.
3. Управление в государстве.
4. Военные походы.
5. Пирамиды и другие сооружения.
2. Скажите дети, а как удалось об этом узнать, ведь все эти события происходили очень давно?
Что послужило источником наших знаний о жизни
древних египтян?
Предполагаемый ответ:1. Из письменных
источников. 2. Из предметов, найденных при
раскопках.
Давайте рассмотрим рисунки из дворца вельможи,
которые сопровождаются надписями. Сможете ли Вы
прочитать их, чтобы узнать что-то о жизни в
Древнем Египте. (Показывает на доске рисунок и
аналогичный дети рассматривают на местах,
розданный им в конверте).
Да, его невозможно прочитать, потому что мы не
знаем, что обозначают эти надписи.
Поэтому предлагаю вам сообщение о человеке,
сумевшем прочитать египетскую письменность,
давшем миру возможность раскрытия истории
Древнего Египта – это французский учёный Жан
Франсуа Шампольон. (Учащийся, исполняющий
роль архивариуса, делает сообщение, располагая
на доске и портрет ученого и разгаданные им
египетские иероглифы).
Шампольон Жан Франсуа (1790 – 1832)
Текст архивариусу для сообщения
Шампольон Жан Франсуа жил в грозное,
наполненное грозными событиями время: Великая
Французская революция, казнь короля, интриги,
заговоры, казни.
Когда другие дети с его улицы играли в войну и
революцию, он сидел над книгами. С утра до ночи он
торчал в книжной лавке своего отца и в 5 лет
самостоятельно выучился читать. В 11 лет он знал
уже греческий и латинский. Его интересовала
древняя история. Библия была самой достоверной
книгой по этому вопросу и он принялся изучать
древнееврейский, чтобы читать её в подлиннике.
Жозеф Фурье – знаменитый французский математик
познакомился с Франсуа и показал ему египетские
папирусы, которые не мог прочесть никто. Почти 2000
лет прошло с тех пор, как вымерли последние люди,
говорившие на древнеегипетском и владевшие этой
письменностью.
– Я прочту! – сказал Франсуа. И он отдал этому всю
жизнь и, в конце концов выполнил обещание.
Но прежде чем браться за это он окончил лицей в
Гренобле, затем поступил в школу восточных
языков в Париже, посещал лекции в Университете,
работал с книгами Национальной библиотеки.
Выучил арабский, персидский, халдейсикй, и ещё
несколько других древних языков… Одолел
китайскую письменность… Составил словарь и
грамматику полузабытого коптского языка, на
котором говорили первые египетские христиане. В
этом языке, как оказалось, сохранились корни
древнеегипетских слов… Накопленные знания
помогли ему понять, что: В египетских надписях
иероглифы могли писаться хоть слева – направо,
хоть справа – налево, а если надо, то и один под
другим…очень многие иероглифы в различных
случаях могли обозначать как целое слово, так и
его часть-слог, и даже один только
звук-букву…царские имена, в знак особого
уважения, обводились овальной рамкой (показывает
изображение и объясняет):
В первой рамке имя царя – «ПТОЛОМЕЙ», во второй имя
царицы – «КЛЕОПАТРА» (так получилось у
Шампольона в сравнении с греческим текстом)
14 сентября 1822 г. является началом прочтения иероглифов.
После сообщения учитель вводит учащихся в историческую ситуацию: «Один день в древней египетской школе».
Учащиеся разделены на 3 группы представляющие египетских учеников. У них на столах стоят фигурки имитирующие бога РА.
Вопрос 1. Как вы думаете, дети всех ли египтян могли учиться? Почему?
Учитель, заслушав ответы учащихся
поясняет: Действительно, дети не всех
египтян ходили в школу. Дети простых
земледельцев и ремесленников редко становились
образованными людьми. Они учились у своих отцов
сеять зерно, пасти скот, ткать или работать по
камню. Школа готовила писцов и жрецов. Часто и
сами школы находились при храмах, а учителями в
них были жрецы. Родители учеников обычно были
людьми состоятельными и знавшими грамоту.
Представьте, что вы находитесь в древней
египетской школе. В отдалении сидят
жрецы-учителя, которые будут у вас вести уроки.
Почему жрецы? Можете удивиться вы. Да потому, что
школы в Древнем Египте находились при храмах, а
учителями там были жрецы-служители богов.
На столах, за которыми вы сидите, находятся
фигурки бога солнца РА. Прежде, чем начать наши
учебные занятия давайте выразим ему своё
почтение, ведь все египтяне поклонялись ему, будь
то дети или взрослые, простые земледельцы или
вельможи, фараон или его слуги. ( по указанию
учителя ученики выполняют условный ритуал, после
чего приступают к уроку в древнеегипетской
школе).
Урок 1-й – урок письма проводит, назначенный заранее ученик
Материалы для учителя письма.
Уже в 4-3 тысячелетиях до н.э. знаний у нас египтян было больше, чем мы могли удержать в памяти и устно передавать их другим. Поэтому появилась потребность в письменности. Сначала мы просто рисовали то о чём хотели сказать ( учитель показывает и объясняет прикреплённые на доске знаки).
Затем знаками стали обозначать не только целые
слова, но и один или несколько согласных звуков.
Гласные звуки при письме пропускали.
Знаки-рисунки назвали иероглифами (прикрепляет
на доске табличку «ИЕРОГЛИФЫ»). (Учащиеся
записывают в тетрадь новое слово с его
пояснением).В нашей письменности около 750
иероглифов. Их вырезали, как правило, на камне и
дереве, но основным материалом для письма служит
папирус. Но вы вначале, чтобы научиться
писать,будете писать на черепках битой посуды.
Поэтому приносите черепки с собой. Дома у вас
наверняка они есть. И просите родителей, чтобы
они их не выбрасывали.
Когда хорошо освоите письменность будете писать
на папирусе острой тростинкой, обмакивая её в
чёрную краску. Но вам нужно иметь ещё и красную
краску, которой вы будете начинать новый абзац
или выводить имя фараона. А сейчас прошу
выполнить задание № 1, в котором показать свои
знания о том, что вы от меня узнали. Время
выполнения 3 мин., после чего сдать мне на
проверку.
(Учащиеся в группах выполняют задание № 1)
Задание № 1
1. Когда появилась потребность в
письменности у египтян?______________________________
2. Как египтяне назвали знаки-рисунки?
______________________________________________
3. Сколько их насчитывалось? ___________________________
4. Как назывался основной материал для письма?
_________________________________________
5. На чём первоначально писали ученики?
______________________________________________
6. Для чего при письме нужна была красная краска?
_______________________________________
7. Напиши иероглифами «воин плакал у колодца».
Для выполнения задания используется таблица с древнеегипетскими иероглифами, которая должна быть у каждой группы.
После выполнения «Учитель письма» собирает работы и проверяет по образцу приготовленному учителем.
Урок 2-й, математика проводит заранее назначенный ученик
Материал для учителя математики
Ученики запомните, что для того , чтобы знать сколько собрано зерна, как будешь обеспечен ты, твоя семья и твой скот, сколько нужно зерна для посева, нужно уметь считать и вычислять. Запомните, эти знаки помогут вам в ваших расчётах. (Прикрепляет на доску таблицу со знаками, показывает на таблице знаки и поясняет их).
Вы знаете, как обозначить миллион? Нужно
нарисовать человека поднявшего руки вверх от
удивления перед таким большим числом.
Вы так же должны знать, что при постройке дамб,
при разливе Нила, при постройке пирамид для
нашего фараона и зданий для государства
необходимо будет высчитать число работников,
чтобы закончить строительство в срок, и
количество нужных для строительства материалов.
Все вычисления, которые вы будете производить
называются АРИФМЕТИКА ( прикрепляет табличку
АРИФМЕТИКА). (Учащиеся записывают в тетрадь новое
слово с его пояснением).
Вы, будущие писцы и жрецы, должны знать, что для
рытья каналов, деления поля на участки, постройки
зданий нужно измерять линии, площади и объёмы.
Для этого вы должны знать ГЕОМЕТРИЮ (
прикрепляет табличку ГЕОМЕТРИЯ). (Учащиеся
записывают в тетрадь новое
слово с его пояснением).
Учитель письма сообщает результаты, выполненного задания в группах.
Учитель математики: «А, сейчас все должны выполнить задание № 2. Время выполнения 3 мин.».
Задание №2
(решение выполнять египетскими знаками)
Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20 мешков нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет ли храм иметь доход?
После выполнения «Учитель математики» собирает работы и проверяет по образцу приготов-ленному учителем.
Урок 3-й, астрономия. Его проводит заранее назначенный ученик
Материал для учителя астрономии
Ученики запомните, наука, о которой я вам буду
говорить, называется астрономия (прикрепляет
на доске табличку АСТРОНОМИЯ). (Это слово
учащиеся записывают в тетрадь) Она зародилась из
наблюдений за поведением Нила и положением звёзд
на небе. Почему мы должны постоянно наблюдать за
небом? (обращается к ученикам, если они не могут
ответить, отвечает сам). Мы должны знать, что
перед разливом нашего кормильца Нила звёзды
занимают определённое положение, и чтобы к этому
времени земледельцы могли подготовить каналы и
дамбы. А зная положение звёзд на небе ночью, вы
можете ориентироваться на местности, когда идёте
с торговым караваном или, как военачальник,
ведёте свое войско в завоевательный поход, чтобы
пополнить богатства нашего яснобожественного
фараона. Для этого вы можете использовать карту звёздного неба, составленную нашими
жрецами-звездочётами.
А теперь познакомимся с календарём. Запомните:
Годом считается время от разлива Нила до
следующего его разлива и он составляет 365 суток и
делится на 12 месяцев, каждый месяц имеет 30 дней, а
в конце каждого года добавляется 5
дополнительных суток, которые празднуются как
дни рождения наших главных богов. Запомните, день
делится на 12 часов, ночь тоже. А для того, чтобы вы
не могли ошибиться во времени есть солнечные и
водяные часы.
Учитель математики сообщает результаты проверенных работ.
Учитель астрономии: «Всем ученикам приступить к выполнению 3 задания. Время выполнения 3 мин.
Задание № 3.
1. Сколько суток в году? ___________________________
2. Сколько месяцев в году? _________________________
3. Сколько дней в месяце? __________________________
4. Какие приборы изобрели для измерения времени?
______________________________________
5. Что бралось за измерение времени в Древнем
Египте? ___________________________________
6. Для чего нужны эти знания?
_________________________________________________________
7. Какая наука давала все эти знания?
_________________________________________________
После выполнения «Учитель астрономии» собирает работы и проверяет по образцу приготовленному учителем.
Урок 4-й
Знакомство с правилами в древнеегипетской школе проводит сам учитель истории.
Учитель астрономии сообщает результаты выполнения задания.
Задание № 4
1.Согласен ли ты с правилами для учеников в
школах Древнего Египта и почему?_______________
______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
2. Назови важнейшие науки которым учили будущих
жрецов и писцов._____________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Выполнение задания проверяет сам учитель истории. Подводит итоги деятельности учащихся на уроке, просматривает оценочные листы, которые заполнял группорг. Объявляет оценки.
Домашнее задание: Повторить учебный материал по Древнему Египту. Глава 4. Подготовиться к обобщению учебного материала