Урок русского языка по теме "Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам"

Разделы: Начальная школа


Тема урока:  «Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам»

Цели урока:

Учебные:

  1. расширение знаний об именах существительных, как о частях речи;
  2. знакомство с категорией числа;
  3. знакомство с тем, что не все существительные имеют категорию числа;
  4. формировать умение изменять существительные по числам;
  5. знакомство с новым словарным словом.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к слову;

Развивающие:

  • развивать память, внимание.

Ход урока

I. Орг  момент.

Всему название дано-
И зверю и предмету.
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных нету.
И всё что в памяти у нас,
Означено словами.

II. Цели урока: о каких словах идёт речь в стихотворении? (об именах существительных)

    • мы продолжим разговор об имени существительном;
    • расширим знания, познакомимся с категорией числа;
    • познакомимся с новым словарным словом.

III. Запись числа и классной работы. Разделите слова на слоги, поставьте ударение, обозначь безударные гласные и орфограммы. Найдите имена существительные. 

IV. Игра «Лото».

1. Составь слова из разрезных частей.

И                А
ИК             Л
ИГ             ИСТ
РА

Вывешиваются карточки со словами, после того как дети их назовут.

Икра, игра, лист, аист, Ира, лик.

2. Что обозначает  слово лик?

3. Что общего в словах?     (Это имена существительные; во всех словах есть буква И.)

4. Вывод: что такое имя существительное?

V. Индивидуальная работа с учащимися. 

Выдаются 4 ученикам карточки.

Каллиграфия.

Учитель комментирует свои действия.

На калитку посмотри:
Чем она  не буква И?
Между двух прямых дорожек
Одна легла наискосок.

В.Степанов

- Дайте характеристику звуку И.(Гласный)

VI. Запишите эти слова.

1. Какое существительное лишнее? (в лист - /л/ - мягкий согласный; Ира – имя собственное)
2. Какая  это часть речи? (имя существительное)
3. Вывод: правило об имени существительном.
4. Разделите на две группы(одушевлённое и неодушевлённое существительное)

VII. Словарная работа

1. Знакомство с новым словарным словом.

Это имя существительное, неодушевлённое, заканчивается на букву И, в слове 3 слога.

2. Отгадайте загадку: Кто мы?

В ясный день сидим мы дома,
Если дождь у нас работа –
Топать – шлёпать по болотам.
(сапоги)

3. Показ слова на карточке.

4. Проговаривание, запись слова в тетрадь, деление на слоги, постановка ударения, обозначение безударных гласных.

- Какую из безударных гласных можно проверить? Подбери проверочное слово.

5. Дополнительная информация.                     

Происхождение слова неясно. Возможно оно было образовано от слова СОП – «труба».

6. Работа со словарём С.И.Ожегова «Словарь Русского языка». Зачитывают объяснение значения слова САПОГ – высокая обувь, охватывающая голень.

7. Придумайте предложение с новым словарным словом.

Записывают предложение под диктовку, объясняют известные орфограммы.

Кот запрыгнул в сапог.

Дайте характеристику предложения (По цели высказывания – повествовательное, по интонации – невосклицательное).
Назовите и подчеркните главные члены предложения. Установите связь со второстепенными членами предложения.

VIII. Физминутка.

Шли по крыше 3 кота
Три кота Василия (ходьба).
Поднимали 3 хвоста
Прямо в небо синее (поднимают руки).

Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз (приседания).
И сказали 3 кота:
- Красота! Красота! (хлопки)

IX. Прочитайте пословицу.

Два сапога – пара.

- Объясните смысл пословицы. Как вы понимаете? (о двух людях, вполне сходных, подходящих друг к другу, в особенности по своим недостаткам).

Запишите, найдите слова синонимы. (пара-два)

Х. Новая тема.

1. Прочитайте эти два предложения. Назовите имя существительное, которое употребляется в обоих предложениях. (сапог – сапога)
2. Сколько предметов оно  обозначает в первом случае? (1) А во - втором? (2)
3. В каком  числе первое существительное? Как пишут сокращённо? (ед.ч.) В каком числе второе существительное? Как пишут сокращённо? (мн.ч.)
4. Вывод: чтение вывода в учебнике.
5.Что происходит со словом САПОГ? (изменяется) А что значит изменяется? (может быть в единственном и множественном числе)
6.Вывод: чтение правила в учебнике.

ХI. Закрепление. Игра «Угадай – измени».

Учитель бросает мяч и говорит существительное в единственном числе, а ученики во множественном. И наоборот.

ХII. Закрепление.

1. Прочитай существительные  записанные на доске.

Огурцы, ветры, жуки ,руки, ножницы.

В каком числе употреблены слова? Запишите слова изменяя их на единственное число. Работаем коллективно у доски.

2. Вывод: не все существительные могут изменяться по числам, есть слова которые имеют только одну категорию числа, единственного или множественного.

Форму единственного числа имеют только:
щавель, мёд, ходьба, злоба и другие.

Форму только множественного числа имеют:
Брюки, часы, духи, ножницы, клещи, очки, весы, чернила и другие.

3. Прочитайте слова записанные на доске.

Луч, стол, парта, карандаш, книга.

- В каком числе употреблены существительные?
- Запишите, изменяя их на множественное число.

4. Проверка. Зачитывает ученик.

ХIII.  Вывод:

Как могут изменяться имена существительные?
Всегда ли это возможно?

ХIV. Итог:

Чем вас привлёк урок?
Что вам показалось важным?

ХV. Листок настроения.

На доске вывешивается листок настроения. У каждого ученика в конверте 3 кружка разного цвета, прикрепите нужный. Если у Вас настроение:

жёлтый – радостное, светлое;
зелёный – спокойное, уравновешенное;
синий – грустное, печальное.

ХVI. Оценивание.

XVII. Домашнее задание.

Страница 119-121, упр. 228,выучить правило, словарное слово.