Тема урока: «Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам»
Цели урока:
Учебные:
- расширение знаний об именах существительных, как о частях речи;
- знакомство с категорией числа;
- знакомство с тем, что не все существительные имеют категорию числа;
- формировать умение изменять существительные по числам;
- знакомство с новым словарным словом.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к слову;
Развивающие:
- развивать память, внимание.
Ход урока
I. Орг момент.
Всему название дано-
И зверю и предмету.
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных нету.
И всё что в памяти у нас,
Означено словами.
II. Цели урока: о каких словах идёт речь в стихотворении? (об именах существительных)
- мы продолжим разговор об имени существительном;
- расширим знания, познакомимся с категорией числа;
- познакомимся с новым словарным словом.
III. Запись числа и классной работы. Разделите слова на слоги, поставьте ударение, обозначь безударные гласные и орфограммы. Найдите имена существительные.
IV. Игра «Лото».
1. Составь слова из разрезных частей.
И А
ИК Л
ИГ ИСТ
РА
Вывешиваются карточки со словами, после того как дети их назовут.
Икра, игра, лист, аист, Ира, лик.
2. Что обозначает слово лик?
3. Что общего в словах? (Это имена существительные; во всех словах есть буква И.)
4. Вывод: что такое имя существительное?
V. Индивидуальная работа с учащимися.
Выдаются 4 ученикам карточки.
Каллиграфия.
Учитель комментирует свои действия.
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых дорожек
Одна легла наискосок.
В.Степанов
- Дайте характеристику звуку И.(Гласный)
VI. Запишите эти слова.
1. Какое существительное лишнее? (в лист - /л/ - мягкий согласный; Ира – имя собственное)
2. Какая это часть речи? (имя существительное)
3. Вывод: правило об имени существительном.
4. Разделите на две группы(одушевлённое и неодушевлённое существительное)
VII. Словарная работа
1. Знакомство с новым словарным словом.
Это имя существительное, неодушевлённое, заканчивается на букву И, в слове 3 слога.
2. Отгадайте загадку: Кто мы?
В ясный день сидим мы дома,
Если дождь у нас работа –
Топать – шлёпать по болотам.
(сапоги)3. Показ слова на карточке.
4. Проговаривание, запись слова в тетрадь, деление на слоги, постановка ударения, обозначение безударных гласных.
- Какую из безударных гласных можно проверить? Подбери проверочное слово.
5. Дополнительная информация.
Происхождение слова неясно. Возможно оно было образовано от слова СОП – «труба».
6. Работа со словарём С.И.Ожегова «Словарь Русского языка». Зачитывают объяснение значения слова САПОГ – высокая обувь, охватывающая голень.
7. Придумайте предложение с новым словарным словом.
Записывают предложение под диктовку, объясняют известные орфограммы.
Кот запрыгнул в сапог.
Дайте характеристику предложения (По цели высказывания – повествовательное, по интонации – невосклицательное).
Назовите и подчеркните главные члены предложения. Установите связь со второстепенными членами предложения.
VIII. Физминутка.
Шли по крыше 3 кота
Три кота Василия (ходьба).
Поднимали 3 хвоста
Прямо в небо синее (поднимают руки).Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз (приседания).
И сказали 3 кота:
- Красота! Красота! (хлопки)
IX. Прочитайте пословицу.
Два сапога – пара.
- Объясните смысл пословицы. Как вы понимаете? (о двух людях, вполне сходных, подходящих друг к другу, в особенности по своим недостаткам).
Запишите, найдите слова синонимы. (пара-два)
Х. Новая тема.
1. Прочитайте эти два предложения. Назовите имя существительное, которое употребляется в обоих предложениях. (сапог – сапога)
2. Сколько предметов оно обозначает в первом случае? (1) А во - втором? (2)
3. В каком числе первое существительное? Как пишут сокращённо? (ед.ч.) В каком числе второе существительное? Как пишут сокращённо? (мн.ч.)
4. Вывод: чтение вывода в учебнике.
5.Что происходит со словом САПОГ? (изменяется) А что значит изменяется? (может быть в единственном и множественном числе)
6.Вывод: чтение правила в учебнике.
ХI. Закрепление. Игра «Угадай – измени».
Учитель бросает мяч и говорит существительное в единственном числе, а ученики во множественном. И наоборот.
ХII. Закрепление.
1. Прочитай существительные записанные на доске.
Огурцы, ветры, жуки ,руки, ножницы.
В каком числе употреблены слова? Запишите слова изменяя их на единственное число. Работаем коллективно у доски.
2. Вывод: не все существительные могут изменяться по числам, есть слова которые имеют только одну категорию числа, единственного или множественного.
Форму единственного числа имеют только:
щавель, мёд, ходьба, злоба и другие.Форму только множественного числа имеют:
Брюки, часы, духи, ножницы, клещи, очки, весы, чернила и другие.3. Прочитайте слова записанные на доске.
Луч, стол, парта, карандаш, книга.
- В каком числе употреблены существительные?
- Запишите, изменяя их на множественное число.4. Проверка. Зачитывает ученик.
ХIII. Вывод:
Как могут изменяться имена существительные?
Всегда ли это возможно?
ХIV. Итог:
Чем вас привлёк урок?
Что вам показалось важным?
ХV. Листок настроения.
На доске вывешивается листок настроения. У каждого ученика в конверте 3 кружка разного цвета, прикрепите нужный. Если у Вас настроение:
жёлтый – радостное, светлое;
зелёный – спокойное, уравновешенное;
синий – грустное, печальное.
ХVI. Оценивание.
XVII. Домашнее задание.
Страница 119-121, упр. 228,выучить правило, словарное слово.