Причины неуспеваемости младшего школьника

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Введение

1. Теоретические основы изучения неуспеваемости школьников.

1.1 Что же такое успешность?

Успешность - это совокупность элементов, таких как общественное признание, хорошая семья, образование и др.

Почему дети  учатся плохо? С чем это связано? С тем, что они не хотят учиться или не могут? А может быть имеет значение что-то другое? Поиск ответа на вопрос: почему не все школьники отличники - тема моей исследовательской работы, цель которой - выяснить, какие условия необходимы ребенку для успешной учебы. Чтобы достичь данной цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Найти и изучить мнения специалистов по данной  теме.
2.Провести исследования среди учащихся класса.
3. Работа по преодолению неуспеваемости младшего школьника во 2 «А» классе.

1.2  Неуспеваемость учащихся – это систематическое отставание обучающихся в уровне усвоения содержания образования по сравнению с предусмотренной учебной программой и образовательными стандартами, в результате которых дальнейшее полноценное обучение становится невозможным. Неуспевающие ученики плохо усваивают школьный материал, не справляются с классными и домашними заданиями, теряют интерес к занятиям. Отсутствие своевременной помощи приводит к изменениям в личности ребенка. У школьников возникает негативное отношение к учению и учителю. В конечном итоге они начинают себя хуже вести, дезорганизуют класс, нередко бросают школу и пополняют ряды так называемых трудных подростков.
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости - надо узнать причины ее порождающие!

К внешним причинам относятся социальные причины: снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы, а также - несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся,  пробелы в знаниях и т.д.)
Сейчас как никогда актуально отрицательное влияние извне - улицы, семьи и т.д., так как общество растеряло способы борьбы с ним, а создавать их заново очень сложно.

Одной из самых главных внутренних причин на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей, также - низкое развитие интеллекта, отсутствие мотивации учения, и проблема слабого развития волевой сферы у школьников.
В работах Ю.К. Бабанского  в основу  деления на типы, положено два показателя: способности ребенка и его отношение к учению.

Типы неуспевающих учеников:

1. Низкие способности (слабое развитие внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.), сочетается с положительным отношением к учению.
2. Высокие способности  в паре с отрицательным отношением к учению.
3. Низкие способности сочетаются с отрицательным отношением к учению.
  

1.3.Индивидуальный подход в обучении.

Каждый ученик – единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях: ощущение, восприятие,  мышление, память, воображение, интерес, способности, темперамент, характер личности.
Отечественная педагогика стоит на иных позициях – воспитание должно максимально опираться на индивидуальность.
Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.

В школе должен осуществляться  такой подход к человеку, который позволяет ученику изменить отношение к учебе, раскрыться и стать успешным.
В предлагаемой схеме прописаны условия, изменяя которые как в самом ученике, так и в школе, можно неуспевающего ученика сделать успевающим. Причины неуспеваемости (во всяком случае, психологические) – а есть и причины психофизиологические, связанные со здоровьем ребенка, педагогические, связанные с предшествующим школе воспитанием ребенка (как, например, педагогическая запущенность), – лежат на стыке двух составляющих: особенности ученика и особенности школы. Искать причину неуспеваемости только в самом ребенке бессмысленно.

Например, низкая успеваемость ребенка может быть связана с тем, что не совпадает скорость протекания психических процессов ученика и учителя. И это может привести к постепенному отставанию в учебе, превращению в двоечника.  Значит, надо учить школьников учиться: обучать школьника операциям сравнения, обобщения, классификации, формировать у него общие приемы умственной деятельности.
  Ученик, имеющий высокую обучаемость, этими приемами овладевает стихийно, самостоятельно в процессе обучения. А дети, имеющие низкую обучаемость, то есть, потенциальные «неуспевающие», самостоятельно этими приемами овладеть не могут. И как раз им-то и нужно, чтобы их учили не столько содержанию самого предмета, сколько тому, как этим содержанием овладеть.

1.4  Школьные перегрузки – проблема, способная сломать не только ребенка, но и его родителей.

Существуют нормативы для выполнения домашнего задания, которые не меняются уже несколько десятков лет. По этим нормативам в первом классе дети должны работать дома 1 час, в средних классах – 1,5-2, в старших – 3,5-4. По официальным данным, нагрузки в российских школах превышают норму на 300-400%.

1.5 Представление о счастье каждый человек связывает с семьей.

В семье дети получают первые уроки любви, понимания, доверия, веры. Это – первый коллектив ребенка, естественная среда ребенка, где закладываются основы будущей личности.
Большую роль играет в развитии и становлении учащегося семья, семейное воспитание. Например: дети из неблагополучных семей ходят в школу «по инерции», т.к. в школе они встречаются со своими друзьями, общаются, питаются в социальной столовой. Знания для таких детей не играют ведущей роли, отметки для них лишь способ самоутвердиться в кругу одноклассников, доказательство того, что они не хуже других. Выяснено, что для отстающих детей в отношении к ним родителей важна поддержка внимание, ласка, для способных же главное — положительное отношение родителей к образованию.

Основная часть

Ученый-педагог Н.К. Грунский видит улучшение качества семейного воспитания в повышении педагогической культуры семьи.

Задача учителя – всеми доступными ему средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентируемого на общечеловеческие ценности.1.6. Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:

1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности.
2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.
3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе (дополнительные занятия).
4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

Вывод.

Совместное с учениками планирование различных мероприятий,  обсуждение способов их осуществления, распределение обязанностей. Если дети сами выбирают и продумывают свою работу и выполняют ее совместно, всем коллективом,  знают цель своей работы и все ее этапы, которые им предстоит проделать, то они чувствуют, что это их работа, а не учителя. Каждый из ребят охотно выполняет порученную ему часть работы потому, что он гордится своей ролью уважаемого члена коллектива и чувствует свою ответственностью перед другими детьми. Так дети учатся претворять планы в жизнь не только в школе, но и потом, в окружающем мире. Именно это поможет “слабому” ребенку принимать непосредственное участие в работе класса и быть наравне со всеми, так как он занят данным ему по силам делом.
Так же важно приобщение детей к труду в семье. Это воспитательный фактор, и, прежде всего фактор нравственный. Не ладится что-то у ребенка в школе, ему часто делают замечания, его часто ругают. А придет домой, сделает что-то полезное - тут же услышит доброе слово родителей. И увидит он, что не такой уж плохой, и легче станет на душе, и жизнь покажется лучше, и захочется сделать что-нибудь хорошее-хорошее, в том числе и исправить дела в школе.

2. Результаты исследования (первичная диагностика).

2.1.  Стартовые возможности школьников.

 В 1 «А» класс СОШ № 1 в 2008-2009 учебном году пришло 23 школьника, из них 22 % имеют высокий уровень развития, 47 %-средний уровень, а оставшиеся 31% - низкий уровень готовности к обучению в школе.
Основные задатки познавательных процессов закладываются до 6 лет, т.е. до школы. Естественно, что с ребенком необходимо заниматься, развивать его речь, мышление, память, логику, моторику рук и др. Но, как это часто бывает, родители не обращают на это внимание, они думают, что все процессы разовьются сами по себе, якобы так заложено природой, и к этому не надо прилагать никаких усилий. Еще распространена мысль, что эти процессы разовьют в школе.
     
 2.2. Уровень интеллектуального развития учащихся 2 «А» класса 2009 – 2010 уч.г.  по итогам 1 четверти

2.3.    Изучение мотивации учащихся к учению.

2.4.  Изучение работоспособности учащихся

Анализируя данные исследований, проведенных психологом, можно сделать заключение, что большинство учащихся исследуемого класса обладают средним уровнем работоспособности, но при этом существует достаточно большое количество детей, обладающих средне - слабым  и слабым уровнем:

  • средний – уровень работоспособности  одинаковый в течение всего времени работы.
  • средне-слабый – возможно временное снижение темпа из-за утомления.
  • слабый – наибольшая работоспособность – в начале урока с резким снижением к середине.

    
Подобные сведения помогут  дифференцированно подойти к организации урока, предложив каждому учащемуся наиболее трудные для него виды работы в самые благоприятные для него же периоды урока.

Вывод:

  • Увеличить валеологические паузы на каждом уроке;
  • Слабозамотивированным ученикам давать общественное задание, назначать ответственными (за дисциплину, поливку цветов, чистоту доски);
  • Обращаться к ребенку по имени;
  • Проявлять толерантность к медлительным детям, выслушивать их ответ до конца, призывая к толерантности весь класс;
  • Развивать внимание детей;
  • Гиперактивного ребенка нельзя лишать движений, минимум предметов на столе;
  • Для леворукого ребенка жесткое соблюдение режима дня может быть непомерно трудным.

3. Работа по преодолению неуспеваемости младшего школьника во 2 «А» классе СОШ №1.   

3.1.Цели, задачи и методы.

Цель:  оказание помощи неуспевающим младшим школьникам.

Задачи:

1) изучить типичные трудности, возникающие в учебной деятельности, которые приводят к неуспеваемости;
2) определить причины этих трудностей;
3) определить содержание развивающей работы;
4) провести развивающую работу с  детьми.

 Методы: 

- беседа с целью уточнения трудностей, возникающих у детей в учебной деятельности и причин их вызывающих на основе психо - диагностической таблицы трудностей;
- наблюдение за детьми в процессе учебной деятельности;
- анализ письменных работ;

3.2.  Результаты диагностики. В перечень трудностей  входят  следующие:

- пропуски букв в письменных работах;
- невнимательность и рассеянность; неусидчивость;
- трудности при решении математических задач;
- постоянная грязь в тетрадях;
- трудности при выполнении задач в классе;
- постоянное переспрашивание учителя;
- опоздания на уроки;
- постоянное отвлечение на уроках;
- боязнь устных ответов.

Результаты беседы  показали, что некоторые дети в разной степени испытывают трудности в учебной деятельности.
    
3.3.    Коррекционная   работа с учениками   2 – го класса.

Основные причины низкой успеваемости (по итогам диагностики):

  1. Пробелы в ЗУН, вследствие нерегулярности учебных занятий.
  2. Отсутствие устойчивых мотивов учения.
  3. Несформированность произвольной деятельности; несформированность самоконтроля необходимого для овладения правописанием (повышенная импульсивность, эмоциональная неуравновешенность).

Направления коррекционной работы:

  1. Формирование мотивов учебной деятельности.
  2. Формирование произвольной деятельности.
  3. Ликвидация общего отставания по языку.

Формирование мотивов учебной деятельности:

  • создание ситуации успеха;
  • подбор заданий, интересных по содержанию;
  • ставить перед ребенком такие задачи по ликвидации у него пробелов ЗУН, которые были бы, с одной стороны, доступными по трудности, а с другой – небольшими по объему. Осуществляется на уроках, индивидуальных занятиях.

Формирование произвольной деятельности.

Приемы:

  • формирование целенаправленной деятельности ( предварительная ориентация в задании, строгая дозировка задания, работа с планом, алгоритмами).
  • работа по формированию  внимания.
  • выработка навыков самоконтроля.

Общее отставание по русскому языку, математике.

  • развитие речи и мышления (на уроках чтения, внеклассного чтения, развития речи, при написании изложений, сочинений, творческих работ; работа с сюжетными картинками.
  • обогащение словаря (при написании изложений, сочинений на уроках развития речи, риторики; упражнения на подбор слов к готовому определению.

Методы и формы педагогического просвещения родителей.

На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании?  Конечно, должно быть меньше вызовов отцов и матерей в школу для моральных нотаций детям, а как можно больше духовного общения с детьми и родителями. Именно оно приносит радость родителям. Все, что у ребенка в голове, в дневнике, тетради, - это надо рассматривать, с точки зрения взаимоотношений детей, родителей. Недопустимо, чтобы ребенок приносил родителям одни огорчения, это уродливое воспитание. Важно, чтобы именно в начальной школе не появились плохие оценки, чтобы у матери не ожесточилось сердце, а у ребенка не угасло желание быть хорошим. Чтобы этого не происходило, нужно прийти на помощь детям, преодолеть трудности в обучении, обратить внимание родителей на возникшую проблему, т.е. совместными усилиями вовремя оказать ребенку помощь, чтобы не было пробелов знаний.
В настоящее время надо использовать всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей:

2 класс.

1 тема. «Папы, мамы и школьные отметки». На этом собрании нужно отметить, что родителям важно оценивать не те оценки, что получает ребенок, а желание учиться и стараться. Плохие отметки – это не повод для наказания, а сигнал тревоги. Любой ребенок имеет право на ошибку.

2 тема. «Как готовить домашнее задание». Здесь обратить внимание родителей на то, что не нужно натаскивать детей в отдельных умениях и навыках, а нужно развивать в главном – умении размышлять. Необходимо приучать детей к самостоятельности, к организованной и обдуманной деятельности, воспитывать привычку к систематическому, каждодневному труду. То, как ребенок читает, отражается на успеваемости детей с среднем звене.

3 тема. «Как избежать детской агрессии». В каждом классе встречаются агрессивно настроенные дети, и эта проблема требует внимания.

4 тема. « Уроки нравственности. Десять заповедей».

Вывод:
В своей работе  рассмотрела причины неуспеваемости младших школьников и пути их предупреждения.  Стремилась показать, что предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. К концу обучения в начальной школе ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Заключение

В заключение своей работы сделаны следующие выводы:

Предупреждение и преодоление неуспеваемости учащихся принадлежит к «вечным» проблемам школьной жизни, но при создании определенных условий – вполне решаемым проблемам.

  • Целенаправленная работа по активизации учебной, познавательной и творческой деятельности учащихся поможет устранить имеющиеся пробелы и добиться устойчивых результатов.
  •  Дополнительные занятия с отстающими учениками, использование различных логических задач на уроке математики, заданий на развитие логики, внимания и творческого воображения на уроках русского языка и чтения способствуют активизации учебной деятельности многих учеников.
  •  Кроме этого с родителями нужно проводить индивидуальные беседы, тематические родительские собрания. Школьные мероприятия, совместные соревнования  привлекут внимание родителей к проблеме успеваемости своих детей.
  • Если своевременно выявить причины неуспеваемости младших школьников и разработать эффективные пути их предупреждения, то можно достичь положительных результатов.