Урок изобразительного искусства в 1-м классе на тему "В мире муравьев"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • Формирование интереса к жизни муравьев.
  • Формирование уважения и бережного отношения к этой жизни.
  • Развитие умения перевоплощения, улучшение межличностных отношений в коллективе.
  • Развитие творческих умений и навыков.

Зрительный ряд: на доске вывешиваются изображения муравьев и муравейников.

Материалы и инструменты: лист бумаги формата А4, фломастеры.

Ход занятия

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к очень дружному и трудолюбивому народу. Посмотрите внимательно на доску! Какие насекомые изображены на картинках? Конечно, это муравьи! Муравьи относятся к отряду перепончатокрылых, потому, что у большинства муравьев есть две пары прозрачных крыльев. Посмотрите, какая у них тонкая “осиная” талия! А на голове у них есть антенны (усики), с помощью которых плохо видящие или совсем слепые муравьи определяют направление ветра, ощупывают поверхность, по которой бегут, проверяют пищу, перед тем, как вцепиться в нее челюстями. Антенной муравьи ощупывают друг друга при встрече, щекочут тлю, когда хотят получить от нее падь (сладкую жидкость). Разные виды муравьев предпочитают разные виды пищи. Одни “пасут” тлей, охраняют их и слизывают падь, другие питаются грибами, которые сами выращивают в своем муравейнике. Эти муравьи называются листорезы. Они пережевывают листья, удобряют землю, и на этом месте вырастают грибы. Все это происходит в глубине муравейника, под землей.

Третьи муравьи питаются мясом других насекомых (комаров, гусениц и др.). Это хищники. К ним относятся бродячие муравьи, которые половину своей жизни проводят в дороге. Они движутся в огромном количестве. При встрече с насекомым, они окружают его и съедают.

Четвертые муравьи питаются деревом, пятые – пережевывают зерна, превращая их в муравьиный “хлеб”.

Шестые – самые крошечные, живут в домах людей или в муравейниках больших муравьев и питаются остатками пищи.

Все муравьи делятся на касты: царица, няньки, солдаты, рабочие. В муравейнике очень строгий порядок. Каждый точно знает свои обязанности и четко их выполняет. Главная в муравейнике и самая крупная по размеру – царица. Только она откладывает яйца (личинки). Муравьиная царица узнает своих подданных с помощью усиков-антенн, так как она тоже плохо видит, как и все остальные муравьи. Давайте сейчас представим, что мы с вами стали муравьями и немного поиграем.

Игра №1”Муравьиная царица, кто к тебе пришел?”.

Правила игры: Выбирается муравьиная “царица” (обязателен элемент костюма, например корона), ей завязывают глаза. К “царице” по очереди подходят дети - “муравьи” и спрашивают: “Муравьиная царица, кто к тебе пришел?”. ”Царица” пытается определить имя спрашивающего сначала по голосу, если же не узнает, то ощупывает лицо, волосы и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока царица не ошибется. Если позволяет время, можно выбрать еще одну царицу.

Муравьи очень заботятся друг о друге, няньки кормят маленьких личинок, ухаживают за ними и за муравьиной царицей.

Младшие муравьи учатся у старших, как добывать пищу, как ухаживать за личинками, чистить муравейник. Они очень чутки, внимательны и послушны, и всегда повторяют за старшими действия: идут за пищей, кормят личинок, убираются в муравейнике.

Игра №2 “Эти послушные младшие муравьи”.

Выбирается старший муравей, он показывает ряд действий, которые младшие муравьи повторяют (чистят усики, делают зарядку, кормят царицу, убирают муравейник и т.д.). Маленькие муравьи могут побегать, посуетиться, но они должны внимательно наблюдать за старшим муравьем, если он начинает выполнять какие-то действия, то и они сразу должны повторять. Старший муравей может показать младшим танцевальные движения:

  • “танец” для передних лапок (рук);
  • “танец” для задних лапок;
  • “танец” для головы;
  • “танец” для брюшка и т.д.

Муравьи-солдаты (часовые) охраняют муравейник от врагов, стоят на посту и предупреждают об опасности, чтобы все муравьи успели укрыться в муравейнике. Самый страшный враг муравьев – муравьиный лев (показываю изображение). “Часовой”, охраняющий муравейник, тоже очень плохо видит, поэтому он должен на слух определить приближение муравьиного льва.

Муравьи-рабочие ремонтируют муравейник. Все муравьи очень активны при солнечной погоде, а при пасмурной становятся малоподвижными.

Игра №3 “Пасмурно – солнечно” (на внимание, ритмическое разнообразие).

По команде “солнечно” показываю детям карточку с изображением солнца, они должны энергично двигаться. По команде “пасмурно” показываю изображение тучи, дети должны показать какие они вялые.

Практическая работа. 

Сегодня мы с вами, ребята, побывали в гостях у муравьев и даже сами представили себя в роли муравьев, а сейчас давайте порисуем муравейник и муравьев. Для муравейника надо выбрать красивое и безопасное место, чаще всего муравейники встречаются под деревьями. Рядом с муравейником можно изобразить ягоды, цветы, грибы, чтобы у муравьев было красиво и им было чем питаться. Каких муравьев вы нарисуете на вершине муравейника? Конечно, солдат или “часовых”, чтобы они охраняли муравейник. Какие муравьи будут носить веточки, травинки, песчинки для ремонта муравейника? Конечно, рабочие. Какие муравьи будут ухаживать за личинками и за царицей? Это муравьиные няни. Нянь можно изобразить с детскими колясочками, мы ведь можем немножко пофантазировать. А царица пусть будет в короне. Еще раз внимательно посмотрите на изображения муравьев на картинках. У муравьев три части тела: голова, грудка и брюшко, на голове – усики, 6 пар ног, ноги отходят от грудки. Голова круглая, грудка вытянутая (овальная) и большое овальное брюшко. Давайте “прорисуем” муравьев сначала в воздухе, а потом уже приступим к изображению на бумаге.

Выставка работ, подведение итогов.

 

Литература: 

  1. Л.А. Друбецкая “Радость бытия”. Программа комплексного развития детей 3-6 лет. Москва, 1992.
  2. Большая советская энциклопедия. Том 17. Москва. Издательство “Советская энциклопедия”, 1974.
  3. Т.И. Назарова “Если в лесу сидеть тихо-тихо”. Издательство «Детская литература», Москва, 1975.