Предмет: развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности
Класс: 4, 2 четверть
Тема раздела: Деревья
Тема урока: Деревья.Сосна, ель - хвойные деревья.
Тип урока: Комбинированный урок
Общая дидактическая цель по типу урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Цели по содержанию:
1. Образовательная - способствовать формированию понятия – хвойные деревья, познакомить с отличительными признаками сосны и ели.
2. Коррекционно – развивающая – создать условия для развития речи на основе уточнения и обогащения словаря, описания деревьев, составления предложений и рассказа о хвойных деревьях;
создать условия для развития приёмов анализа и синтеза через сравнение деревьев, классификацию и обобщение.
3. Воспитательная – способствовать воспитанию познавательного интереса, бережного отношения к природе
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная
Методы обучения: наглядные, словесные, практические
Средства обучения: карточки, ветки ели и сосны, ноутбук, презентация «Сосна и ель - хвойные деревья», мешочек с шишками
Ожидаемый результат: учащиеся различают сосну и ель, умеют составить ответ на вопрос, рассказ по плану.
Структура урока
Этапы | Дидактические задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
ФОПД, ведущий метод |
Организационное начало урока |
Подготовка учащихся к работе на уроке. Введение в урок. |
Побуждает школьников к организации рабочего места. Создаёт комфортную обстановку. |
Проверяют готовность своего рабочего места к уроку, настраиваются на успешную работу в процессе работы |
Фронтальная, словесный |
Упражнения на коррекцию памяти, внимания, мышления |
Коррекция и развитие приёмов анализа и синтеза через сравнение деревьев, классификацию и обобщение. |
Предлагает задания «Четвертый лишний», подобрать слова-антонимы |
Учащиеся выделяют лишнее слово, объясняют, повторяют ряд предложенных слов, учатся подбирать противоположные по смыслу слова. |
Фронтальная, словесный |
Актуализация опорных знаний |
Подготовка учащихся к основному этапу урока. Включение мыслительного процесса. |
Организует повторение по теме «Ель- хвойное дерево» |
Учащиеся составляют рассказ о ели по плану |
Фронтальная, индивидуальная, |
Изучение нового материала. |
Способствовать формированию понятия –хвойные деревья, познакомить с отличительными признаками сосны и ели |
Организует наблюдение веточек, шишек ели и сосны. |
Рассматривают веточки ели и сосны, шишки, строят предложения по схеме, |
Фронтальная, индивидуальная, практическая |
Закрепление изученного материала |
Создание условий для выполнения заданий с применением полученных знаний и умений. |
Организует деятельность учащихся по применению своих знаний для составления предложений и связного текста |
Ученики самостоятельно составляют предложения и связный текст по теме урока |
Фронтальная, индивидуальная, |
Обобщение и систематизация |
Включение в деятельность для установления логических связей. |
Организует деятельность учащихся по включению своих знаний в целостную систему. |
Ученики систематизируют свои знания, отвечая на вопросы учителя |
Индивидуальная, |
Итог урока, оценка деятельности учащихся. |
Сделать выводы по уроку |
Обобщает знания, полученные на уроке, проводит оценку уровня работы на уроке |
Определяют, что нового узнали на уроке. Определяют уровень собственных достижений |
Фронтальная, индивидуальная |
Рефлексия |
Мобилизация учащихся на рефлексию своей деятельности на уроке |
Создает условия для рефлексии |
Осмысливают, оценивают свои действия |
Фронтальная, |
Ход урока
1. Организация начала урока. Дыхательная гимнастика.
- Сейчас у нас урока развития речи. Мы будем продолжать изучать окружающий нас мир, учиться строить предложения и составлять рассказы.
- Я вижу, что вы готовы к путешествию, и предлагаю вам отправиться в одно замечательное место - лес.
- В этом лесу живет Лесовичок, который сегодня пришел к нам на урок. (Слайд. Лесовичок)
2. Упражнения на коррекцию памяти, внимания, мышления
Лесовичок предлагает ответить на вопросы.
2.1.Какое слово лишнее? Почему?
Береза-тополь- клен-сапоги
Сирень-акация-шиповник-тетрадь
Одуванчик-репей-шапка-подорожнник
- Повторите ряд слов, подберите обобщенное понятие (деревья, кустарники, травы)
2.2. Работа над антонимами
- Подберите противоположные по смыслу слова
Короткие иголки - …
Тонкий ствол - …
Молодое дерево- …
Крупные шишки - …
3. Актуализация опорных знаний
- Когда Лесовичок был маленьким, ему очень интересно было наблюдать за огромными растениями.
- Как назывались эти растения, как вы думаете?
- Назовите общие части у всех деревьев.
- О каком дереве говорится в загадке?Ее всегда в лесу найдешь.
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем (ель)
Расскажите про ель по плану. (Слайд. План)
Какое это дерево?
Какие шишки?
Как располагаются иголки?
Значение дерева в природе.
4. Введение в тему.
Отгадай загадку.
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если на опушке,
Ветви - только на макушке (сосна)
Тема нашего урока: Сосна и ель - хвойные деревья. (Слайд. Тема урока)
Когда Лесовичок подрос, ему стало интересно узнать про великое дерево – сосна. (Слайд. Сосна)
- Сосна - величественное дерево. Медно-желтый ствол, длинные темно-зеленые иголки, коричневые шишки на ветках, ветви сосны шапкой покрывают верхушку ствола. А как пахнет хвоей в лесу. На открытых местах сосна поселяется первой. Корень сосны уходит глубоко в почву. Он, словно якорь, удерживает дерево даже в бурю. Сосна кормит многих зверей и птиц. В ее шишках вкусные семена, особенно зимой, когда птицам так холодно и голодно. Сосна очень любит солнце. Воздух в сосняках очень чистый. Вот почему в сосновых насаждениях строят санатории для людей, имеющих заболевания органов дыхания. При легком насморке в походе полезно нюхать растертую в пальцах хвою сосны. Сосна имеет прекрасную древесину, которая используется в строительстве. В народе говорят, много шишек на соснах и елях - к доброму году.
Много стихов и рассказов про сосну. (Ученица читает наизусть стихотворение) А. Барто.
Я у мальчиков спросила:
- Это что за деревце?
Говорят они: «Осина»,
Только мне не верится…Даже елки мы вначале
От сосны не отличали:
Раз торчат иголочки,
Значит это елочки.А когда на ветку ели
Мы получше поглядели,
Оказалась, что она
Не такая, как сосна.
5. Физкультминутка.
Во дворе стоит сосна
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
Ветки гнутся взад-вперед,
Ветер их качает, гнет.
Будем вместе приседать-
1,2,3,4,5.
Мы размялись от души
И за парты вновь спешим.
6. Закрепление изученного.
6.1. Составление предложений
Описание сосны по плану (разноуровневые карточки).
Ствол (высокий, тонкий; мощный; широкий)
Ветви (располагаются высоко, раскидистое)
Иголки (длинные, крупные, тонкие, короткие);
Шишки (округлые, продолговатые)
Значение дерева
6.2. Сравнение двух деревьев.
- Сегодня мы рассмотрим, что общего и чем отличаются ель и сосна.
- Что же у них общего?
- Благодаря хвоинкам эти деревья назвали хвойными. (Слайд. Хвоинки)
- Что такое хвоинки?
- У вас на столах лежат веточки ели и сосны. Рассмотрите их.
А) Сравнение хвоинок
- Что у вас на столах?
- Чем похожи веточки?
- Какие иголки у ели, как расположены?
- А у сосны?
- Есть запах?
Б) Сравнение шишек
- Какая из шишек еловая, какая – сосновая? Какие они по форме?
В) Сравнение веток
-Как растут ветки у ели?
-А у сосны?
6.3. Составление предложение по образцу.(Слайд. Схема предложения)
- Составьте предложение по схеме ______, а _________
- Как растут иголки у ели и сосны?
- Какие по величине шишки у ели и сосны?
- Какие по форме шишки у ели и сосны?
6.4.Физкультминутка
Правило: при назывании признаков сосны дети выполняют наклоны в стороны, признаки- ели – приседание. Исходное положение – стоя у парты.
Длинные иголки, короткие иголки, шишки круглой формы, продолговатой формы, корни неглубокие, корень уходит глубоко в почву.
7. Обобщение и систематизация знаний.
7.1. Прочитайте текст «Приключения маленькой сосенки»
- Продолжите сказку. Расскажите, что могут ответить деревья сосенке на вопросы.
- Используйте при рассказе предложения, которые мы составляли на уроке.
- Не забывайте, что у сказки должны быть начало, главная часть, конец.
Читают текст на карточке. Рассказывают сказку.
7.2. Экологическая минутка.
- Лес – наш друг. И приходя в лес, мы должны вести себя вежливо. А что это значит? Давайте сформулируем правила вежливости с помощью принесенных Лесовичком знаков. (Слайд. Знаки)
8. Итог урока
- Продолжите, ель и сосна - …. деревья.
- А лес, состоящий из этих деревьев?... (хвойный)
- Что нового узнали на уроке?
- Чему учились на уроке развития речи?
- Тем, кто хорошо работал на уроке, получают подарки от Лесовичка. Достаньте шишку из волшебного мешочка, угадай, какого с какого она дерева?
(Дети достают закрытыми глазами шишку, отгадывают, какого она дерева.)
9. Рефлексия.
- Как ты работал на уроке?
- Как вы считаете, кто на уроке был активным, внимательным?
Приложение 3. (Презентация)