Развитие познавательных способностей в интегрированном курсе "Мы и окружающий мир" в системе Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа


В настоящее время в общеобразовательных школах широко внедряются программы развивающего обучения, которые позволяют активнее влиять на развитие познавательной сферы детей, в частности, на формирование познавательных способностей.

Хочу поделиться опытом своей работы по развитию познавательных способностей на уроках интегрированного курса "Мы и окружающий мир" в системе развивающего обучения Л.В.Занкова.

Основным побуждающим мотивом учебной деятельности в условиях традиционного обучения оказывается для младших школьников оценка.

Интегрированный курс ориентирован на развитие учебно-познавательных мотивов, связанных с содержанием и процессом учения.

Расскажу о наиболее удачных и интересных уроках разных по форме и некоторых элементах в уроке обучения в интегрированном курсе "Мы и окружающий мир", целью которых является развитие познавательных способностей и их роли в успешном обучении.

В интегрированном курсе системы Л.В.Занкова важнейшим источником обогащения содержания обучения являются экскурсии. Экскурсии занимают большое место в воспитании, развитии познавательных интересов.

Программа курса включает в себя ряд экскурсий. Перед тем как пойти на экскурсию ставлю проблемные вопросы, создаю проблемные ситуации.

Предлагаю фрагмент из урока-экскурсии.

Экскурсия в лес

Цель: сформировать понятие "растительное сообщество".

Придя на нужное место (поляну), предлагаю осмотреться вокруг. Спрашиваю: "Что вы видите?"

- Деревья, кусты, пожухлую траву, ручей, небо...

- Деревья, кусты, пожухлую траву, ручей, небо...

Ставлю проблему: " Есть ли в лесу этажи?".

Но тут порыв ветра сбрасывает с деревьев листья, и мы оказываемся под "золотым дождем". Внимание ребят теперь направлено на листопад, кто-то из ребят закричал: "Ура! Золотой дождь!"

- Летят, скачут, плывут...

Ветер утихает. Возвращаюсь к проблеме. Прошу пронаблюдать и назвать, какие растения нас окружают. Без чего невозможно представить лес?

Дети сравнивают деревья с кустарниками, с травой, а кустарники в свою очередь тоже сравнивают с деревьями и травой.

"Действительно, - говорят дети, - что, растительный мир леса расположен по ступенькам, этажам. На самом верхнем этаже поселились деревья, ниже кустарники, еще ниже трава".

Сообщаю, что это ярусы леса. Разрешаю обойти лес краем и понаблюдать, увидеть что-то интересное.

Слышу крик: "Грибы!"

Кто-то увидел паутину с пауком. Под корой дерева нашли божьих коровок, бабочек.

Дима принес расшелушенные шишки, сообщил о том, что здесь были белки.

Катя заметила, что на осинке внизу ствола нет коры. "Это, наверное, заяц был здесь!" - с утверждением заявила она.

Алена отметила, что нет совсем птиц, кроме ворон. "Наверное, они уже улетели на юг" - с грустью сказала она.

На вопрос: " Что такое лес?" дети отвечали по-разному.

После дискуссии сообщаю, что лес это природное сообщество. Даю определение природному сообществу. Сообщаю, что, внутри сообщества существуют тесные взаимосвязи между группами растений, между группами животных, между совокупностью растений с группами животных. Например, ограничение размножения божьих коровок, гусениц из-за того, что они служат основным кормом для птиц.

В конце экскурсии дети рассказывают о том, что узнали на уроке. Разрешаю дома сделать зарисовки, написать сочинение "Экскурсия в лес".

Для активизации мыслительной деятельности учащихся, для развития наблюдательности, воображения, логического мышления, самостоятельности являются опыты и практические работы.

Так на уроке по теме: "Почва и её свойства" учащиеся затрудняются в доказательном ответе на вопросы: " Есть ли в почве вода? А воздух? Из чего может состоять почва?

Предлагаю разделиться на три группы. Каждой группе проблема. Создаю все условия для опытов.

  • Для первой группы - стакан воды, комочек почвы.
  • Для второй группы - прокаленная почва, стакан с водой, палочка.
  • Третья группа работает со мной. Спиртовка, жестяная банка с почвой, стекло.

В ходе опыта, в результате действий, дети делают выводы и записывают их в тетради. В каждой группе свой "научный сотрудник", который затем рассказывает, что они наблюдали.

1 группа. Из комочков почвы в воду выходят пузырьки - это воздух.

2 группа. На дно стакана осел песок и глина.

3 группа. Над поверхностью воды появляется пар, а на стекле образуются капельки воды.

Всему классу вопрос: " Что нового сегодня узнали на уроке?".

- В состав почвы входит: воздух, вода, песок и глина.

В практических работах большая роль отводится непосредственно наблюдениям, которые служат источником знаний об окружающем мире и формируются такие важные качества, как наблюдательность, исследовательский подход к "добыванию" знаний.

Урок, как в сообщающем обучении, так и в проблемном остается основной формой обучения.

Задача учителя так организовать учебную работу, чтобы она давала как можно больше "пищи" мыслям, чувствам и волевым проявлениям личности ребенка.

Для того, чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, широко применять творческие и исследовательские работы.

Каждый урок естествознания и географии я начинаю с рубрики "знаете ли вы?" или "Это интересно". Во 2 классе рубрику готовлю сама, лишь к концу года даю возможность попытаться самим приготовить что-то интересное.

Так урок естествознания по теме "Грибы" начинается с рубрики "А знаете ли вы?", "Что человеку может заменить мясо?"

В ходе дискуссии выясняется, что это грибы.

Сообщаю, что по питательности грибы могут заменить мясо. Особенно

ценны белые грибы и шампиньоны. Учащиеся рассказывают, что знают о грибах из жизни. Затем читается текст. Выясняю, что интересного узнали о грибах.

Делают вывод, что грибы - это и не растение и не животное.

Далее коллективная работа с рисунками, вопросами к тексту.

Самостоятельная работа. Во время проверки возникают коллизии. Мухомор - гриб съедобный или несъедобный?

Выясняется, что все же несъедобный гриб, но он служит лекарством для животных, является съедобным, так им лечатся лоси.

Реализовать сложную задачу по формированию познавательной деятельности младших школьников мне позволяют такие формы уроков, как уроки в форме соревнования и игры; кроссворды, викторины; уроки с имитацией публичных форм общения; устный журнал, пресс-конференция, смотр знаний, уроки с использованием фантазии, урок-подарок.

По теме: "Расширение знаний о Земле" в четвертом классе. Я провела урок в форме устного журнала, используя КСО (коллективные способы обучения).

Учащиеся за две недели до занятия получили задание: подготовиться к уроку по следующим вопросам:

1. Природа Америки.

2. Коренное население Америки, его культура.

3. Открытие Америки.

Вопросы были выставлены на общее обозрение класса. Учащиеся добровольно выбирали себе один вопрос, затем объединившись в группы работали с учебником, другой справочной литературой, приготовленной заранее.

Итоги КСО становится "книга - папка", в которой собран материал по теме. Выбирается главный редактор в каждой группе и весь материал редактируется.

Во 2 классе урок в форме устного журнала я провела по теме: "Сезонные изменения в лесу", использовала кроссворды, сообщения учеников о птицах.

Планомерная, систематическая работа учащихся с источниками знания приучают школьников к самостоятельному добыванию необходимой информации, письменно оформлять свои мысли, суждения, дискутировать, отстаивать свои суждения, развивать потребность в знаниях.

Урок - смотр знаний обычно провожу после темы, при изучении которой по программе отводиться несколько часов.

Предлагаю Урок-смотр знаний.

Тема: " Природа жаркого пояса (на примере Африка).

В течение месяца на уроках интегрированного курса, "Мы и окружающий мир" речь шла об Африке: изучали географическое положение; климат и природные зоны; растительный и животный мир.

Использовала исследовательский, частично - поисковый метод; различные виды деятельности: составление ребусов, кроссвордов, рубрики "Это интересно", "А знаете ли вы?", игровые моменты.

Применяла следующие приемы: работа с книгой и научной литературой, работа с физической картой, картой природных зон мира и картой климатических поясов, контурные карты; рисунки детей; сочинения. Цель смотра: систематизировать знания о материке Африка, формировать обще-учебные навыки и умения: добывать информацию соответствующей литературе, делать обобщения, выводы, развивать экологическое мышление.

Оборудование: картины, контурные карты, карта климатических поясов, карта природных зон, карта полушарий, атласы, учебники и справочная литература.

Ход урока

1. Организационный момент. Учитель знакомит детей с новой формой урока - смотр знаний. Класс делится на группы по 5 человек.

2. Содержание урока смотра знаний, на столе лежат 5 конвертов с заданиями. Каждая группа берет конверт. Тема и задания указаны.

Тема1. Ландшафт и рельеф материка Африка.

  • Задание 1. Рассказать о рельефе материка.
  • Задание 2. Особенности ландшафта.

Тема 2. Географическое положение материка.

  • Задание 1. Приготовьте план описания географического положения Африки.
  • Задание 2. Укажите на карте, в каких океанах и морях находятся крайние точки Африканского материка: северная, южная, западная и восточная.

Тема 3. Климат материка.

  • Задание 1. Рассказать о климате Африки.
  • Задание 2. Рассказать в каких климатических поясах находится Африка.

Тема 4. Природные зоны материка.

  • Задание 1. Рассказать и показать на карте о зонах пересекающих Африку.
  • Задание 2. Дать характеристику природных условий саванн Африки.
  • Задание 3. Охарактеризуйте главные виды растений зоны экваториальных лесов Африки.

Тема 5. Животный и растительный мир материка Африка.

  • Задание 1. Расскажите о животном мире материка Африка.
  • Задание 2. Чем примечателен животный и растительный мир саванны.

3. Сообщение учащихся на заданные темы.

4. Итог смотра.

5. Оценки.

По теме: "Природа Сибири" в третьем классе мною был проведен урок-подарок, на котором дети дарят друг другу знания. На этом уроке учащиеся изучают важные географические объекты Сибири, о которых рассказывают специалисты: геодезист, геолог, гидролог, эколог, учитель, в подарок знания оценка. Такие уроки способствуют систематизации полученных знаний.

Все выше названные формы урока, элементы обучения я рекомендую проводить в третьем и начале четвертого классах, к этому времени у учащихся уже достаточно прочно сформированы обще-учебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь, делать обобщения и выводы, что способствует развитию познавательной активности.

Предложенные  разработанные формы уроков и его элементов рекомендую использовать на уроке как развивающего, так и традиционного обучения.