Цель: расширить знания учащихся о ветре.
Задачи:
- познакомить с разновидностями ветра, его особенностями, значении для человека и окружающего мира,
- учить работать с дополнительной литературой,
- обогащать словарный запас, воспитывать чувство товарищества,
- развивать умение работать в группе.
Оборудование:
- учебник "Окружающий мир 2 класс" Н.Я.Дмитриевой, А.Н. Казакова,
- иллюстрации,
- репродукции картин,
- справочная литература,
- кассета "Звуки природы",
- карточки с текстами стихотворений,
- компьютер.
Ход урока
I. Оргмомент.
Учитель: Я рада вас видеть в хорошем настроении. Улыбнулись друг другу и настроились на работу.
II. Подведение к проблеме.
Учитель: Что интересного наблюдали по дороге в школу?
Дети рассказывают о своих наблюдениях.
Учитель: А я сегодня утром встретила хорошего своего знакомого. Вы догадаетесь кого, если отгадаете мою загадку:
Он бескрылый, а летает.
Безголовый, а свистит.
Хоть безрукий, но бывает
Очень нежно обнимает.
Иногда и подгоняет,
Если очень он сердит.
Только что он был везде,
Миг - и нет его нигде!
Дети: Это ветер.
III. Мотивация. Формулирование проблемы.
Учитель: Какие слова вам помогли отгадать загадку? А что умеет делать ветер?
Дети: Ветер приносит прохладу, дождь. Умеет свистеть, стучать, крутит ветряные мельницы, надувает паруса. Может унести шляпу, поднять пыль, волны на водоеме, качать и даже сломать деревья.
Учитель: А какие бывают ветры?
Дети: Ветры бывают слабые и сильные, холодные и теплые, сезонные и постоянные.
Учитель: Вы хорошо перечислили признаки и действия ветра. А теперь прочитайте стихотворение. Какой образ ветра себе представили?
(Стихи на карточках 2 варианта)
Ветер воет, завывает,
Гнет деревья до травы.
С веток яблоки срывает,
Тащит шапку с головы.
Растрепал зеленый ельник,
В щели узкие проник.
Что он делает, бездельник,
Ошалелый озорник?Ветер, ветер, где ты был?
В поле мельницу крутил,
Перенес пыльцу с цветов,
Поиграл меж облаков.
С ребятишками я в парке
Наигрался в догонялки.
В море паруса поднял,
В город дождик я пригнал.
Много за день я успел.
Отдохнуть хочу от дел.
Дети делятся впечатлениями о злом ветре и добром ветре.
IV. Выдвижение гипотезы.
Учитель: Какие интересные образы вы себе представили. Но у меня возник вопрос "Ветер друг или враг человеку?"
Дети: Друг!
Дети: Нет, враг!
Учитель: Ваши мнения разделились. Поскольку пока мы не можем дать ответ на поставленный вопрос, давайте попробуем провести исследование, пытаясь найти решение проблемы. Вспомните, как проходит работа ученого - исследователя.
- Определение темы, проблемы исследования
- Выдвижение гипотезы (предположения)
- Выбор методов исследования
- Составление плана исследования
- Сбор, обработка информации
- Анализ и обобщение полученных материалов
- Подготовка отчёта исследования
- Защита сообщений
- Обсуждение итогов завершённой работы
V. Составление плана исследования.
Учитель: Предлагаю двигательную минутку. Поменяйтесь местами, кто считает, что ветер - друг человека. А теперь поменялись местами, кто считает, что ветер приносит вред людям.
Учитель: Где и как можно собрать информацию?
Дети: Подумать, посмотреть справочники, учебник, провести эксперимент, понаблюдать, спросить у взрослых, посмотреть в компьютере
Учитель: А какие методы вы будете использовать в своей работе?
Дети: Подумаем, посмотрим справочники, учебник, вспомним свои наблюдения, можно обратиться к компьютеру, можно спросить у Вас.
VI. Групповое проведение исследования.
Дети рассаживаются по группам. С помощью учебников, справочной литературы, иллюстраций, репродукций картин, предметных картинок, звуковых эффектов учащиеся проводят групповое исследование, анализируют полученный материал, фиксируют результаты с помощью схем, рисунков. Учитель помогает определить, нет ли лишних данных, какой материал нужно оставить.
VII. Подведение итогов. Защита.
Ветер - друг человека Приносит дожди.
Разгоняет тучи, сушит дороги.
Уносит копоть из города.
Двигает ветряную мельницу.
Помогает парусным судам.
Переносит пыльцу с цветка на цветок.
Ветер - враг человека. Смерч, тайфун, бури, ураганы
приносят разрушения
Ветры - суховеи сушат землю,
деревья, травы.
Северные ветры приносят злые холода.
Пыльные бури сдувают слой почвы.
Вывод: Ветер может быть и другом, и врагом человека. Это явление природы изучается, чтобы можно было использовать силу ветра для полезных дел и предупредить людей о приближающейся опасности.
VIII. Творческое задание.
Учитель: Я попрошу вас нарисовать добрый или злой ветер, используя прием олицетворения.
Учащиеся рисуют, затем выставляют свои работы, дают комментарии к ним.
X. Рефлексия.
Учитель: Какое настроение? Кто устал?
Закончите любое из предложений.
Я сегодня узнал :
Мне было интересно :
Мне хотелось бы еще :
Мне было трудно :
Я расскажу родителям :
XI. Домашнее задание.
- Подобрать пословицы, поговорки о ветре для нашей книжки - малышки "Ветер".
- Придумать рассказ на тему "Что было бы, если б не было ветра?"
- Составить памятку для людей "Надвигается ураган".
Вспомнить литературные произведения, герой которых ветер.