Урок по курсу "Окружающий мир" по теме "Ветер" во 2-м классе (УМК "Система общего развития Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа


Цель: расширить знания учащихся о ветре.

Задачи:

  • познакомить с разновидностями ветра, его особенностями, значении для человека и окружающего мира,
  • учить работать с дополнительной литературой,
  • обогащать словарный запас, воспитывать чувство товарищества,
  • развивать умение работать в группе.

Оборудование:

  • учебник "Окружающий мир 2 класс" Н.Я.Дмитриевой, А.Н. Казакова,
  • иллюстрации,
  • репродукции картин,
  • справочная литература,
  • кассета "Звуки природы",
  • карточки с текстами стихотворений,
  • компьютер.

Ход урока

I. Оргмомент.

Учитель: Я рада вас видеть в хорошем настроении. Улыбнулись друг другу и настроились на работу.

II. Подведение к проблеме.

Учитель: Что интересного наблюдали по дороге в школу?

Дети рассказывают о своих наблюдениях.

Учитель: А я сегодня утром встретила хорошего своего знакомого. Вы догадаетесь кого, если отгадаете мою загадку:

Он бескрылый, а летает.
Безголовый, а свистит.
Хоть безрукий, но бывает
Очень нежно обнимает.
Иногда и подгоняет,
Если очень он сердит.
Только что он был везде,
Миг - и нет его нигде!

Дети: Это ветер.

III. Мотивация. Формулирование проблемы.

Учитель: Какие слова вам помогли отгадать загадку? А что умеет делать ветер?

Дети: Ветер приносит прохладу, дождь. Умеет свистеть, стучать, крутит ветряные мельницы, надувает паруса. Может унести шляпу, поднять пыль, волны на водоеме, качать и даже сломать деревья.

Учитель: А какие бывают ветры?

Дети: Ветры бывают слабые и сильные, холодные и теплые, сезонные и постоянные.

Учитель: Вы хорошо перечислили признаки и действия ветра. А теперь прочитайте стихотворение. Какой образ ветра себе представили?

(Стихи на карточках 2 варианта)

Ветер воет, завывает,
Гнет деревья до травы.
С веток яблоки срывает,
Тащит шапку с головы.
Растрепал зеленый ельник,
В щели узкие проник.
Что он делает, бездельник,
Ошалелый озорник?
Ветер, ветер, где ты был?
В поле мельницу крутил,
Перенес пыльцу с цветов,
Поиграл меж облаков.
С ребятишками я в парке
Наигрался в догонялки.
В море паруса поднял,
В город дождик я пригнал.
Много за день я успел.
Отдохнуть хочу от дел.

Дети делятся впечатлениями о злом ветре и добром ветре.

IV. Выдвижение гипотезы.

Учитель: Какие интересные образы вы себе представили. Но у меня возник вопрос "Ветер друг или враг человеку?"

Дети: Друг!

Дети: Нет, враг!

Учитель: Ваши мнения разделились. Поскольку пока мы не можем дать ответ на поставленный вопрос, давайте попробуем провести исследование, пытаясь найти решение проблемы. Вспомните, как проходит работа ученого - исследователя.

- Определение темы, проблемы исследования

- Выдвижение гипотезы (предположения)

- Выбор методов исследования

- Составление плана исследования

- Сбор, обработка информации

- Анализ и обобщение полученных материалов

- Подготовка отчёта исследования

- Защита сообщений

- Обсуждение итогов завершённой работы

V. Составление плана исследования.

Учитель: Предлагаю двигательную минутку. Поменяйтесь местами, кто считает, что ветер - друг человека. А теперь поменялись местами, кто считает, что ветер приносит вред людям.

Учитель: Где и как можно собрать информацию?

Дети: Подумать, посмотреть справочники, учебник, провести эксперимент, понаблюдать, спросить у взрослых, посмотреть в компьютере

Учитель: А какие методы вы будете использовать в своей работе?

Дети: Подумаем, посмотрим справочники, учебник, вспомним свои наблюдения, можно обратиться к компьютеру, можно спросить у Вас.

VI. Групповое проведение исследования.

Дети рассаживаются по группам. С помощью учебников, справочной литературы, иллюстраций, репродукций картин, предметных картинок, звуковых эффектов учащиеся проводят групповое исследование, анализируют полученный материал, фиксируют результаты с помощью схем, рисунков. Учитель помогает определить, нет ли лишних данных, какой материал нужно оставить.

VII. Подведение итогов. Защита.

Ветер - друг человека

Приносит дожди.

Разгоняет тучи, сушит дороги.

Уносит копоть из города.

Двигает ветряную мельницу.

Помогает парусным судам.

Переносит пыльцу с цветка на цветок.

Ветер - враг человека.

Смерч, тайфун, бури, ураганы

приносят разрушения

Ветры - суховеи сушат землю,

деревья, травы.

Северные ветры приносят злые холода.

Пыльные бури сдувают слой почвы.

Вывод: Ветер может быть и другом, и врагом человека. Это явление природы изучается, чтобы можно было использовать силу ветра для полезных дел и предупредить людей о приближающейся опасности.

VIII. Творческое задание.

Учитель: Я попрошу вас нарисовать добрый или злой ветер, используя прием олицетворения.

Учащиеся рисуют, затем выставляют свои работы, дают комментарии к ним.

X. Рефлексия.

Учитель: Какое настроение? Кто устал?

Закончите любое из предложений.

Я сегодня узнал :

Мне было интересно :

Мне хотелось бы еще :

Мне было трудно :

Я расскажу родителям :

XI. Домашнее задание.

  • Подобрать пословицы, поговорки о ветре для нашей книжки - малышки "Ветер".
  • Придумать рассказ на тему "Что было бы, если б не было ветра?"
  • Составить памятку для людей "Надвигается ураган".

Вспомнить литературные произведения, герой которых ветер.