Вечно изобретать, совершенствоваться - вот единственный курс учительской, творческой жизни. И реализуется этот курс, прежде всего в процессе создания урока, когда он возникает в воображении, насыщаясь конкретным содержанием, исходя из задач, актуальных именно сегодня, именно сейчас, когда вас ждут конкретные учащиеся с их индивидуальным физическим развитием.
Основная цель создания "индивидуального преимущества", как формы организации урока по физической культуре - улучшение спортивных результатов по видам.
Что же представляет собой новая форма "Индивидуального преимущества"?
Данное понятие включает в себя:
1) соревнование между командами и с самим собой;
2) индивидуальный выбор упражнений учащимся, которые соответствуют индивидуальному уровню развития.
Класс делится на равносильные команды. Желательно наибольшее количество команд. Например, 4 - 5 команд, не более 8 человек в каждой команде.
Команды соревнуются между собой в выполнении одного и того же упражнения (бег до отметки и назад, прыжки на одной ноге до отметки и назад, прыжки в полном приседе до отметки и бег назад, ведение баскетбольного мяча и другие, достаточно простые упражнения). Соревновательный эффект позволяет поднять эмоциональный фон в многократном повторении одного и того же упражнения.
Но кроме этого каждому участнику команды необходимо выбрать индивидуальное упражнение, в выполнении которого ученик не будет затрудняться. Индивидуальные упражнения желательно подобрать из числа школьных тестов или Президентских нормативов. Например, поднимание туловища для девочек, подтягивание для мальчиков, прыжки в длину с места, прыжки через скакалку, через гимнастическую скамейку, сгибание и разгибание рук в упоре лежа и другие. Индивидуальное упражнение требует дополнительных сил от учащегося, так как он зарабатывает свою индивидуальную оценку и место для своей команды в общем старте.
Индивидуальные упражнения учащиеся выполняют в течение не более 30 секунд. В это время остальные учащиеся выполняют самые простые упражнения. Например, приседания на месте, прыжки на правой ноге или левой, прыжки из приседа и другие. От каждой команды по одному представителю. Подсчет осуществляют учащиеся из специальной медицинской группы или освобожденные. Учащиеся соревнуются между собой и получают индивидуальную оценку в выполнении упражнения, согласно оценочным таблицам школьной программы. Затем они возвращаются в свои команды и команды занимают стартовые места согласно результатам выполнения индивидуальных упражнений. Последний результат дает право занять место старта в конце спортивного зала, предпоследний результат дает право сделать команде шаг вперед и так далее. Тот, кто занял первое место в индивидуальном упражнении, дает право команде на "индивидуальное преимущество" над остальными командами. После того как команды заняли исходные стартовые места, дается сигнал на выполнение соревновательного упражнения между командами.
План-конспект урока по физической культуре в 9 классе
Задачи урока:
1. Совершенствование техники бега на короткие дистанции: учащийся должен знать правильную постановку стопы и движение рук при выполнении бега на короткие дистанции, должен уметь выполнять бег с максимальной скоростью на дистанциях 30 м, 60 м.
2. Развитие двигательных качеств: быстроты реакции на сигнал стартера, скорости.
3. Воспитание осознанного отношения к уроку физической культуры, уважительного отношения к одноклассникам.
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь: гимнастические скакалки 4 штуки, гимнастические маты 4 штуки, гимнастические скамейки 4 штуки, финишные стойки 4 штуки.
Часть урока | Содержание | Дозировка | Методические указания | ||||||
1. Вводно-подготовительная часть. | Построение Сообщение задач урока. Строевые упражнения на месте (повороты на лево и право) Ходьба. Бег. Ходьба, восстановление дыхания ОРУ в движении И. П. - руки к плечам 1 - 4 круговые движения рук вперед; 5 - 8 круговые движения рук назад. И. П. - руки перед грудью, пальцы сцеплены в "замок". 1 руки выпрямить вперед, пальцы не расцеплять. 2 - и.п. 3 руки отвести вверх-назад, пальцы не расцеплять. - и. п. - И. П. руки вперед, пальцы сцеплены в "замок" 1 поворот туловища вправо. 2 поворот туловища влево. И. П. руки на поясе. 1 наклон туловища вправо. 2 наклон туловища влево. И. П. руки вверх, пальцы сцеплены в "замок". 1 низкий наклон вперед. 2 и. п. И. П. руки на поясе. 1 мах правой ногой вперед. 2 выпад правой ногой вперед. 3 мах левой ногой вперед. 4 выпад левой ногой вперед. И. П. присед, руки на поясе 1-4 прыжка вперед в полном приседе. 5-8 прыжки правым боком вперед. 1-4 прыжки левым боком вперед. 5-8 прыжки спиной вперед. |
1 мин. 1 мин. 30 сек. 30 сек. 6 мин. 30сек. 3 мин. 30 сек. 6 - 8 раз 6 - 8 раз 6 - 8 раз 6 - 8 раз 6 - 8 раз 6 - 8 раз 32 прыжка |
Обратить внимание на готовность
к уроку: внешний вид, психологический настрой. Обратить внимание на осанку, дыхание в беге и ходьбе. Обратить внимание на осанку. Руки точно вперед и точно вверх. Руки не опускать вниз. Не поднимать вверх. Наклон точно в сторону, спина прямая. При наклоне ноги прямые. Мах прямой ногой, спина прямая. Следить за осанкой. После прыжков ходьба, восстановление дыхания, перестроение по командам (в четыре колонны по 8 человек). |
||||||
2. Основная часть. | № | Время | Нагрузка | Индивидуальное упражнение. | Упражнение для всего класса. | ||||
1 | 30 сек. | Максимальная | Поднимание туловища из положения
лежа на спине, руки за головой. (22 раз - отлично, 17 - хорошо, 13 - удовлетворительно) |
Приседание. | |||||
2 | 1 мин. | Минимальная | Определение победителей. | Перестроение команд учащихся согласно занятым местам учащихся, выполнявшим индивидуальное упражнение. На линии старта стоит команда, представитель которой занял последнее место, предпоследнее место, дает право команде сделать 1 шаг вперед и т. д. | |||||
3 | 1 мин. | Максимальная | Общее упражнение для команд: бег до отметки и назад. Данное упражнение основное, которое повторяется многократно. Столько раз, сколько человек в команде. (В нашем случае 8 раз) | ||||||
4 | 1 мин. | Минимальная | Определение команды победительницы. Перестроение команд на стартовую линию | ||||||
5 | 30 сек. | Максимальная | Поднимание туловища из положения
лежа на спине, руки за головой. (22 раз - отлично, 17 - хорошо, 13 - удовлетворительно) |
Прыжки на правой ноге | |||||
6 | 1 мин. | Минимальная | Определение победителей | Перестроение команд учащихся согласно занятым местам учащихся, выполнявшим индивидуальное упражнение. На линии старта стоит команда, представитель которой занял последнее место, предпоследнее место, дает право команде сделать 1 шаг вперед и т. д. | |||||
7 | 1 мин. | Максимальная | Общее упражнение для команд: бег до отметки и назад. | ||||||
8 | 1 мин. | Минимальная | Определение команды победительницы. Перестроение команд на стартовую линию | ||||||
9 | 30 сек. | Максимальная | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. (20 - 5, 17 - 4, 15 - 3) | Прыжки на левой ноге | |||||
10 | 1 мин. | Минимальная | Определение победителей | Перестроение команд учащихся согласно занятым местам учащихся, выполнявшим индивидуальное упражнение. На линии старта стоит команда, представитель которой занял последнее место, предпоследнее место, дает право команде сделать 1 шаг вперед и т. д. | |||||
11 | 1 мин. | Максимальная | Общее упражнение для команд: бег до отметки и назад. | ||||||
12 | 1 мин. | Минимальная | Определение команды победительницы. Перестроение команд на стартовую линию | ||||||
13 | 30 сек. | Максимальная | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. (20 - 5, 17 - 4, 15 - 3) | Прыжки вверх из приседа | |||||
14 | 1 мин. | Минимальная | Определение победителей | Перестроение команд учащихся согласно занятым местам учащихся, выполнявшим индивидуальное упражнение. На линии старта стоит команда, представитель которой занял последнее место, предпоследнее место, дает право команде сделать 1 шаг вперед и т. д. | |||||
15 | 1 мин. | Максимальная | Общее упражнение для команд: бег до отметки и назад. | ||||||
16 | 1 мин. | Минимальная | Определение команды победительницы. Перестроение команд на стартовую линию | ||||||
17 | 30 сек. | Максимальная | Прыжки через гимнастическую
скамейку. (25 раз - отлично, 20 - хорошо, 15 - удовлетворительно) |
И. П. - стоя на правой ноге, руки
на поясе. Сгибание и разгибание в коленном суставе маховую левую ногу. (угол 90 градусов) |
|||||
18 | 1 мин. | Минимальная | Определение победителей | Перестроение команд учащихся согласно занятым местам учащихся, выполнявшим индивидуальное упражнение. На линии старта стоит команда, представитель которой занял последнее место, предпоследнее место, дает право команде сделать 1 шаг вперед и т. д. | |||||
19 | 1 мин. | Максимальная | Общее упражнение для команд: бег до отметки и назад. | ||||||
20 | 1 мин. | Минимальная | Определение команды победительницы. Перестроение команд на стартовую линию | ||||||
21 | 30 сек. | Максимальная | Прыжки через гимнастическую
скамейку. (25 раз - отлично, 20 - хорошо, 15 - удовлетворительно) |
И. П. - стоя на левой ноге, руки на
поясе. Сгибание и разгибание в коленном суставе маховую правую ногу. (угол 90 градусов) |
|||||
22 | 1 мин. | Минимальная | Определение победителей | Перестроение команд учащихся согласно занятым местам учащихся, выполнявшим индивидуальное упражнение. На линии старта стоит команда, представитель которой занял последнее место, предпоследнее место, дает право команде сделать 1 шаг вперед и т. д. | |||||
23 | 1 мин. | Максимальная | Общее упражнение для команд: бег до отметки и назад. | ||||||
24 | 1 мин. | Минимальная | Определение команды победительницы. Перестроение команд на стартовую линию | ||||||
25 | 30 сек. | Максимальная | Прыжки через скакалку (90 - "5", 85 - "4", 80 - "3") |
И. П. руки на поясе, левая нога
опорная, правая согнута в коленном суставе (угол
90 градусов). Сохраняя равновесие, выполнять маховые движения в правую и левую стороны правой ногой (голенью и стопой). |
|||||
26 | 1 мин. | Минимальная | Определение победителей | Перестроение команд учащихся согласно занятым местам учащихся, выполнявшим индивидуальное упражнение. На линии старта стоит команда, представитель которой занял последнее место, предпоследнее место, дает право команде сделать 1 шаг вперед и т. д. | |||||
27 | 1 мин. | Максимальная | Общее упражнение для команд: бег до отметки и назад. | ||||||
28 | 1 мин. | Минимальная | Определение команды победительницы. Перестроение команд на стартовую линию | ||||||
29 | 30 сек. | Максимальная | Прыжки через скакалку (90 - "5", 85 - "4", 80 - "3") |
И. П. руки на поясе, правая нога
опорная, левая согнута в коленном суставе (угол 90
градусов). Сохраняя равновесие, выполнять маховые движения в правую и левую стороны левой ногой (голенью и стопой). |
|||||
30 | 1 мин. | Минимальная | Определение победителей. | Перестроение команд учащихся согласно занятым местам учащихся, выполнявшим индивидуальное упражнение. На линии старта стоит команда, представитель которой занял последнее место, предпоследнее место, дает право команде сделать 1 шаг вперед и т. д. | |||||
31 | 1 мин. | Максимальная | Общее упражнение для команд: бег до отметки и назад. | ||||||
32 | 1 мин. | Минимальная | Определение команды победительницы. Перестроение команд на стартовую линию | ||||||
3. Заключительная часть. | Перестроение. Подведение итогов Организованный уход. |
30 сек. 3 мин. 30 сек. |
Оценки обязательно выставить каждому и командам победительницам. |