Цель урока: Закрепление знаний о пропорциях фигуры человека , рисование человека с передачей характерного движения.
Задачи урока:
- Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.
- Формирование понимания общественного назначения искусства как средства отражения познания окружающего мира.
- Формирование художественно-творческой активности.
- Формирование художественных знаний, умений и навыков.
Оборудование:
- для учеников: бумага с цветовым фоном, ножницы, цветная бумага, клей
- для учителя: презентация к уроку, музыкальный фон.
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать:
- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития истории искусств;
- роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах;
- процессе работы художника над картиной, о роли эскизов и этюдов.
Уметь:
- изображать пропорции человека с натуры и по представлению;
- владеть материалами живописи, графики, лепки в соответствии с программными требованиями
Ход урока
1. Вступительная беседа.
Вы молодое поколение очень любите танцевать, двигаться. Человек с древних времен совершал ритуальные танцы, вкладывая в них определенный смысл. Так было положено началу искусству танца. А как вы думаете, что такое танец? ( Ответы детей)
Танец — вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях, фигурах.
Сейчас звучит музыка, кто -нибудь может показать несколько танцевальных движений? (Слайд 1) Дети показывают танцевальные движение, можно заранее решить кто покажет движения.
Несомненно искусство танца и искусство живописи связано неразрывно. Художников давно привлекало выразительное положение человеческого тела. И в своих полотнах художники пытались передать движение. И первую картину я хочу показать вам художника Матисса Анри .(Слайд 2) .
Мотив хоровода, бытовавший в искусстве Франции еще в эпоху Ренессанса, у Матисса воплощает ритм и экспрессию XX века. Выразительные линии и крупные плоскости прекрасно передают ощущение формы и динамики фигур. Прием упрощения и схематизации фигур и пространства усиливает столкновение и яркость звучания трех цветов – красного, синего и зеленого.
Следующая картина это Э.Дега Балерины 1896 г. (Слайд 4, 5)
Э.Дега посещает танцевальные классы в Опере, где его беспристрастный и цепкий взгляд художника наблюдает за тяжелейшим трудом балерин.
Хрупкие и невесомые фигурки балерин предстают перед зрителем то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха.
При таком восприятии четкие раздельные мазки плавно переходят друг в друга, создается ощущение динамики. Получается, что объемные формы постепенно растворяются в окутывающей их световоздушной оболочке. Очертания становятся плавными, и возникают постоянно рождающиеся и вечно длящиеся движения. Подобные картины не имеют четкой композиции, каждая из них является отдельной частью, кадром целого изменчивого мира.
Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца.
Танец используется как способ самовыражения, социального общения, в религиозных целях, как состязательный вид спорта, как показательный вид искусства. И сегодня современные художники в своих картинах рисуют подлинное выражение глубочайших душевных чувств, высвобождаемое через движение тела. Например, Андрей Атрощенко . В своих картинах (Слайд 6, 7) он рисовал несколько видов танца:
Бале́т (фр. ballet, от лат. ballo — танцую) — вид сценического искусства, основными выразительными средствами которого являются неразрывно связанные между собой музыка и танец
Фламе́нко (исп. flamenco) — традиционный музыкально-танцевальный стиль, происходящий из Андалусии; это слияние музыкального сопровождения (токе), пения (канте) и танца (байле). Стиль представлен несколькими десятками разновидностей (более 50). Танцы и песни фламенко, как правило, сопровождаются гитарой и перкуссией: ритмическим битьем в ладоши (пальмас), игрой на перкуссионном ящике (кахон); иногда — кастаньетами.
Так же есть восточные танцы (Слайд 8)
Народные танцы (Слайд 9) Танец обычно сопровождается песней (песня-танец) и иногда — инструментальным сопровождением. Характерная черта хороводной песни — припев. Нередко хоровод является обрядовым танцем и содержит в себе элементы драматического действа.
Танго (Слайд 10) Танго (исп. tango) — старинный аргентинский народный танец; парный бальный танец свободной композиции, отличающийся энергичным и четким ритмом.
Брейк-данс (Слайд 11) или бибоинг (англ. breakdance) — уличный танец, один из пяти элементов хип-хопа.
2. Выполнение практического задания. (Класс разделен на группы)
А сейчас мы приступим к рисованию человека в движение, а для этого нам необходимо вспомнить пропорции человека.
Художники должны помнить наизусь мерки пропорции тела человека. Фигура человека делится на 7 ½ частей, каждая из них равна величине головы. ( Слайд 12) Длина рук среднего человека равна высоте его головы, умноженной в 3,5 раза. При рисунке человеческого тела в любом положении у вас не должно возникать проблем с пропорциями и, следовательно, правдивостью изображения.
Чтобы создать композицию «Дискотека»(Слайд 13) давайте вспомним основные параметры для ее создания :
Композиция (лат. Composition – составление, соединение) - сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Существуют методы, позволяющие передавать движение (динамика), покой (статистика), ритм, симметрию и асимметрию, равновесие частей композиции.
Чтобы изображение смотрелось цельно, уравновешенно, в нем должен быть композиционный центр, которому обязаны подняться все другие элементы изображения. (Слайд 15). Наше зрение так устроено, что когда мы смотрим на окружающую нас действительность, то всегда выделяем объект, который привлекает наше внимание. Он находится в поле зрения, его мы видим четко и с подробностями. А все остальные предметы, окружающие главный, подчиняются ему. Так что все попадает в поле зрения, воспринимается цельно и уравновешенно.
Удачная композиция получается в том случае, когда у зрителя не возникает желания раздвинуть или уменьшить края картинной плоскости. (Слайд 14 ,16).
Перед вами лежит цветовой фон, сейчас из цветной бумаги мы вырезаем фигуры человека и составляем композицию.
Звучит музыка. (Слайд 17 ) Учащиеся выполняют работу.
3. Итог урока. Выставка работ. (Подведение итогов, что получилось и где допущены ошибки).
Литература.
- Губарева- Муха, Л.С.Самоучитель рисования.
- Ростовцев Н.П. Методика преподавания искусства в школе,2000
- Кирцев Ю.М. Рисунок и живопись,2000