Слава, Андрей и Николай учились в 10-м классе. Нельзя сказать, что у них были общие интересы, но жили в одном доме, поэтому часто бывали вместе. Андрей и Николай учились неплохо. Слава похуже.
Однажды вечером, когда все уроки были сделаны, Слава, Андрей и Николай сидели у подъезда. Вдруг они увидели, что Олю, их одноклассницу, провожает какой-то парень, явно не из их района. Слава предложил ребятам проучить незнакомца. Мальчики колебались, им было непонятно - зачем это? Но Слава объяснил, что "они мужчины, что это их двор и они не должны позволять кому попало приходить сюда без их разрешения". Потом он заявил, что Андрей и Николай слюнтяи, и он без их помощи разберется с незнакомцем, отстоит честь двора".
Ребятам после слов Славы стало стыдно, и они согласились помочь товарищу. Когда незнакомец возвращался, мальчишки затеяли с ним ссору, началась драка. Точнее, это была не драка, а избиение, ведь численный и физический перевес был на стороне "хозяев" двора. Когда мальчишка упал и перестал защищаться, ребята пошли домой.
Через два дня Слава сообщил своим друзьям, что незнакомец лежит в больнице, у него сотрясение мозга и милиция ищет тех, кто его избил. Андрей и Николай испугались. Слава их успокоил, сказав, что надо все отрицать и в случае чего говорить, что незнакомец сам затеял ссору. А если даже их поймают, то им ничего не будет. А авторитет ребят во дворе и в школе после этого только возрастет. Андрея это успокоило, но Николай переживал. На следующий день в школу пришел сотрудник милиции. Он побеседовал и со Славой, и с Николаем, и с Андреем. Однако мальчишки отрицали свою вину в случившемся.
Николай стал переживать еще сильнее после прихода в школу милиционера, он искренне раскаялся в совершенном. Вечером Коля не удержался и честно все рассказал родителям. На следующий день мальчик с мамой и папой сходили в больницу к избитому мальчишке. Николай с ним поговорил и извинился за свои действия, а его родители пообещали возместить все расходы, связанные с пребыванием в лечебном учреждении.
После разговора с родителями и похода в больницу на душе Николая стало легче. А Андрей и Слава отказались признавать свою вину и извиняться перед пострадавшим.
С людьми живи в мире, с пороками сражайся.
(латинская пословица)
Люди не рождаются,
а становятся теми,
кто они есть.
(Гельвеций)
Благородство и подлость,
Отвага и страх -
Все с рожденья заложено
В наших сердцах.
(О. Хайям)
Как вы понимаете высказывание Гельвеция? Постарайтесь назвать хоть одно качество, с которым человек рождается на свет. Какие качества мы приобретаем в процессе воспитания и самовоспитания?
Есть люди, которые рождаются с влечением ко злу. (Лихтенберг)
Человек от природы добр, и надо только не мешать развитию этого врождённого добронравия. (Ж.Ж. Руссо)
Отрицательные качества образуют пороки человека, положительные ведут к добродетели.
Человек становится человеком, личностью только среди людей, с их помощью осознавая окружающий мир и самого себя.
Люди, окружающие нас, оценивают наши поступки, наш нравственный облик в целом как добро или зло, видят в нас хорошее или плохое. Хорошее все больше становится нормой нашей жизни и часто не замечается, плохое же обращает на себя внимание окружающих. Человек, совершивший зло - сначала небольшое, - познает первый опыт безнаказанности, становится внутренне распущенным, недисциплинированным.
Просмотр фрагмента кинофильма "Чучело" (фрагмент с платьем; цель: показать, как тяжело порой противостоять коллективу, что случается тогда, когда подросток не умеет сказать "нет". В фильме Дима сделал свой выбор - остался с классом, тем самым предал Лену.
Алгоритм технологии "Кейс - стади":
Чтение кейса.
Пересказ кейса (безоценочный, фактологический сбор информации), создание кластера.
Поиск проблем (работа в группах). Озвучивание всех проблем, найденных в кейсе.
Выделение критериев идеала- признаков, по которым можно судить, что проблема решена (оценивание ситуации с позиции лучшего состояния).
Пути решения проблем (преобразование действительности).
Вопросы учащимся:
Являлись ли вы свидетелем подобной ситуации когда-либо?
Был ли у вас похожий опыт?
Как вы относитесь к этой ситуации? Какими положительными и отрицательными качествами вы бы охарактеризовали героев данного кейса?
Считаете ли вы данную ситуацию типичной для многих подростков? Почему?
Какие проблемы она поднимает?
ПРОБЛЕМЫ:
Проблема агрессивности, жестокости подростков как одного из способов самоутверждения.
Жестокость- безжалостность, беспощадность, бесчеловечность.
Жестокость порождают разлад внутри человека, разлад и отчужденность, враждебность, подозрительность. Наше время особенно характеризуются отчужденностью людей, потерей сердечной связи, взаимного доверия и искренности, доброжелательности. И таким жестоким наше время сделали сами люди. Постоянно пребывая в ссорах, раздорах, вражде с ближними, мы становимся все более холодными, бесчувственными, дикими.
Жестокость всегда проистекает от бессердечности и слабости.
(Сенека)
Проблема нравственного выбора.
Подростковому возрасту свойственно неумение противопоставлять себя группе, коллективу, неумение постоять за свои интересы, а свойственно подчиняться лидеру, идти за толпой.
Психологи и педагоги утверждают, что особенности поведения напрямую зависят от пола ребенка. Познакомьтесь с их выводами.
Девочки обычно дружат вдвоем или втроем. В общении даже с задушевными подругами девочки предпочитают держаться независимо и иметь собственное мнение. Они не любят собираться в "стаи" и в большей степени застрахованы от влияния подростковых компаний.
Мальчикам с детства по душе коллективные игры, перерастающие в старших классах в пристрастие к "группам", "тусовкам". Многие идут на поводу у компании и подчиняются авторитету лидера. Поэтому очень важно в детстве приучить себя самостоятельно мыслить и принимать решения. (И. Ковалева, невропатолог)
Все вы должны научиться отстаивать свое мнение, научиться говорить "нет". Если вы не можете произнести это коротенькое слово тогда, когда захотите произнести его, вы теряете контроль над своей жизнью. Вы начинаете совершать поступки, при которых перестаете себя уважать. Постоянно позволяя себя эксплуатировать, вы копите обиды на людей.
Проблема отцов и детей.
Действительно, в наше время сплошь и рядом встречаются семьи, где дети и родители живут, не пытаясь понять друг друга, не зная о внутреннем мире близких людей, об их проблемах, переживаниях. Разобщенность, даже отчужденность и вражда царят в таких семьях.
Отсюда возникает у детей желание уйти из дома, пообщаться с людьми, которые их понимают, а не придираются к ним постоянно.
Статистика показывает, что большинство наркоманов, токсикоманов, людей, совершающих правонарушения и преступления, выросло именно в неблагополучных семьях.
Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. (Ф. Адлер)
Благополучная семья - это семья, в которой царят взаимоуважение, взаимопонимание, любовь, доверие.
Неблагополучная семья - это семья, в которой ее члены не уважают друг друга. Отчужденность. Аморальная семья.
В годы детства каждый человек требует участия, ласки. Если ребенок вырастет в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте. (В.А. Сухомлинский)
КРИТЕРИИ:
1. Гуманное отношение к человеку.
2. Сознательное отношение к собственному выбору.
3. Доверительные отношения с родителями.
ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ:
1. ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОСТИ, ЖЕСТОКОСТИ ПОДРОСТКОВ КАК ОДНОГО ИЗ СПОСОБОВ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ.
Я ЖИВУ СРЕДИ ЛЮДЕЙ, БЕЗ КОТОРЫХ НЕТ МОЕЙ ЖИЗНИ, ПОЭТОМУ Я:
В каждом из окружающих вижу, прежде всего, Человека, вне его возраста, места, положения, внешности;
Принимаю Другого человека как данность;
Всегда доброжелателен и открыт для Другого человека;
Уважая окружающих людей, признаю за собою право не быть похожим на них, а за ними - право не быть похожими на меня;
2. ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА.
Я - НОСИТЕЛЬ РАЗУМА, В ОТЛИЧИЕ ОТ ВСЕХ ЖИВОТНЫХ НА ЗЕМЛЕ, ПОЭТОМУ Я:
Не принимаю на веру ничего без осмысления;
Предвижу последствия своих поступков, не совершаю необдуманных действий;
Умею анализировать события жизни, собственное поведение, мои отношения;
Ставлю цели и отбираю достойные способы их достижения;
Умею противостоять неразумным, низким, преступным влияниям;
Несу ответственность за все, что со мною происходит.
3. ПРОБЛЕМА ОТЦОВ И ДЕТЕЙ.
Я - ПОЛНОПРАВНЫЙ ЧЛЕН СВОЕЙ СЕМЬИ, ПОЭТОМУ Я :
Стремлюсь быть достойным и готовым к сотрудничеству членом своей семьи;
Понимаю и сочувствую проблемам родителей, и сам могу рассчитывать на понимание родителями моих проблем;
Серьезно отношусь к своим обязанностям и поручениям;
Больше времени провожу вместе с родителями, поддерживаю и преумножаю традиции нашей семьи.
РЕФЛЕКСИЯ.
Диагностика "Недописанный тезис"
Я хотел бы развить в себе :
Я хотел бы видеть в окружающих меня людях:
Учёные провели психологический опыт, который позволил выявить, какие качества люди хотят воспитать в себе и какие они хотят видеть в других. И вот какие данные были получены.
Люди хотели развить в себе качества:
- уверенности, решительности 46% опрошенных
- выдержки, уравновешенности 30 %
- целеустремлённости, силы воли 30%
- терпимости 12%
- доброжелательности 10%
А вот окружающим людям все хотели бы добавить:
- доброты, человечности 50% опрошенных
- честности, порядочности 30 %
- взаимопонимания, сочувствия 22%
- терпимости 16%
- щедрости 12%
Итак, люди желают себе больше твёрдости, а окружающим больше мягкости. Но ведь и окружающие ждут от нас взаимопонимания, доброты, порядочности, а мы твёрдой поступью идём в ином направлении. В результате возникает взаимная неудовлетворённость, напряжение.
Пожалуй, надо следовать правилу: пожелай себе того, чего желаешь другим. Вы чувствуете дефицит доброты в окружающих - значит нужно быть добрее самим. Вас не понимают - постарайтесь понять других. Ощущаете недостаток честности - станьте честными сами.