Интегрированный урок литературного чтения, ИЗО и музыки. К.Паустовский. "Корзина с еловыми шишками"

Разделы: Начальная школа


Цель: воссоздать образное восприятие произведения через литературное слово, музыку, изобразительное искусство, которые помогут учащимся увидеть и почувствовать красоту природы и человеческих отношений.

Оборудование: портреты К. Паустовского и Э. Грига, слайды с изображением природы и архитектуры Норвегии, аудиозаписи с произведениями Э. Грига и Д.Кабалевского, рисунки, выполненные учащимися.

Ход урока

I.

У. – На прошлом уроке мы познакомились с произведение К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и поделились своими впечатлениями о нем. А сегодня мы постараемся увидеть красоту слова этого замечательного русского писателя через музыку и живопись.

У. (обращаясь к портрету) - Читая произведение К. Паустовского, каждый человек испытывает необыкновенное наслаждение от соприкосновения к его творчеству, чувствует и необыкновенную мягкость пера, и чуткость, и изящество мысли.

У. – (обращаясь к портрету) Сегодня на урок в помощники великие произведения Эдварда Грига, известного норвежского композитора.

II.

У. – А вы знаете такую страну, Норвегию? Какая она?

Д. – Это горы, красивые леса, скалы, покрытые лесом, близко море.

У. – Давайте обратимся к тексту. Найдем подтверждение сказанного нами.

Д. – (читают отрывок из произведения К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», описание страны)

У. – А какая музыка могла бы сопровождать этот отрывок ?

Д. – Спокойная, величавая, размеренная, торжественная… (на музыкальной доске проигрывается фрагмент мелодии «Утро» Э. Грига)

III.

У. – Как красиво и проникновенно написали об этом суровом крае.

– «Музыку не передашь словами», – говорит писатель, но его искусство владения словом позволило нам заглянуть в дом композитора, прочувствовать и услышать, как звучала музыка в этом доме. Давайте отправимся туда вместе.

– Что же мы видим в доме Грига?

Д.(зачитывают отрывок из произведения К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

У. – В доме звучат необыкновенные звуки, звуки музыки, и я хочу, чтобы вы их услышали. Григ сидит за роялем, он сочиняет музыку. (тихо звучит музыкальное произведение Грига в исполнении учителя музыки).

У. – А как Паустовский передал красоту звуков, которые рождались в этом доме?

Д.(зачитывают отрывок из произведения К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

У. – Как вы думаете, отчего появляются такие замечательные строки у писателей, мелодии у композиторов, краски у художников?

Д. – Вдохновение, желание передать другим свои чувства.

У. – А для кого писал свою музыку Э. Григ в этом рассказе? Подтвердите словами из текста.

Д.(зачитывают отрывок из произведения К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

IV.

У. – И так, подарок готов, но он ждет своего времени, своего часа. Чего же он ждет?

Д. – Он ждет, когда Дагни исполнится восемнадцать лет.

У.Какой же мы видим Дагни через десять лет? Прочитайте.

Д.(зачитывают отрывок из произведения К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

У.(обращаясь к рисункам учащихся с изображением восемнадцатилетней Дагни) Удалось ли вам особенную красоту Дагни?

Д.(анализируют и выделяют особенности красоты Дагни в своих рисунках)

V.

У. – А сейчас нам пора отправиться с Дагни на концерт. Концерт обычно начинался после вечернего выстрела из старой пушки в порту. Выстрел означал заход солнца. (звучит аудиозапись произведения Э. Грига, на слова Д. Кабалевского «Песня»)

У. – Каков характер этой песни? О чем в ней говорится?

Д. – Спокойный, размеренный характер. Говорится о красоте уходящего дня.

У. – И вдруг она услышала…

Д. - (выходит ребенок в костюме конферансье, и объявляет) «Итак, сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвященная дочери лесника Хагерупа Педерсена Дагни – по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет».

(звучит отрывок из произведения Э. Грига «Пер Гюнт» – «Утро», на фоне музыки учитель читает отрывок о том, что представляет Дагни во время исполнения этого произведения. На экране слайды «Утро»)

У. – Хотелось обратить ваше внимание на неслучайный повтор слов благодарности в рассказе. В самом начале мы считали, что Григ благодарен встрече с девушкой с зелеными сверкающими глазами.

– А как Дагни благодарит Грига?

Д.(зачитывают отрывок из произведения К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

VI.

У. – Чем же должен жить человек?

Д. – Он должен жить для других, дарить им радость, талант.

У. – Я с вами согласна. Таким человеком и являлся знаменитый писатель К. Паустовский. Хотелось бы подтвердить все сказанное словами писательницы Веры Пановой «Мы любим Паустовского. Глубоко уважаем и чтим за то, что он был влюблен в жизнь, людей, природу, искусство…»