Эпиграф: Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей.
Л.Н. Толстой.
Ход собрания
I. Законы жизни и семьи.
- Уважаемые родители!
Я хочу начать наше собрание с чтения отрывка из трагедии “Антигона” Софокла – великого драматурга Древней Греции, слова которого актуальны и сегодня.
Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом слове мамы, о заботливой строгости отца. Сколько загадок и поучительных открытий скрывается в этом слове! Слово семья можно разделить на две части:
Семь и я.
И правда – в семье все чем – то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером. У членов одной семьи могут быть общие увлечения и любимые занятия.
Слово семья происходит от слова семя. Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Со временем на нём сначала появляются нежные цветы, а затем и добрые плоды. Главная забота родителей - чтобы дети выросли хорошими людьми. Любовью и терпением родителей достигается семейное счастье, непрестанным трудом – достаток и благополучие.
Помните мудрую заповедь: “Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить”.Почитать родителей – это значит слушаться их в детстве, советоваться с ними в молодости, заботиться о них в зрелом возрасте. Если эта заповедь исполняется, то можно сказать, что семя было посеяно не напрасно. Нежные цветы дали добрые плоды.
Мне было очень интересно мнение детей и ваше мнение, уважаемые родители, в отношении таких понятий, как “семья” и “почитать родителей”, поэтому при подготовке к собранию я сочла уместным метод анкетирования.
Результаты анкетирования.
На вопрос: “Что значит “почитать своих родителей” дети ответили:
Родители считают, что почитать родителей – это:
- “Уважать, ценить, беречь” – 37 %
- “Уважать” – 29 %
- “Слушаться” – 12 %
- По одному человеку ответили: “уважать, любить и отдавать всё самое лучшее, как они отдавали тебе”.
- “Любить, какими бы они не были – родителей не выбирают”.
- “Родители – это святое. Они всю жизнь нас чему – то учат, переживают, заботятся о нас и желают нам только счастья. И наш долг – относиться с уважением к любому их решению, ценить и любить их и, конечно, заботиться о них, особенно, когда наши родители в пожилом возрасте. Не надо бояться потратить несколько минут драгоценного времени на общение с родителями, ведь им так не хватает внимания.
Вам, уважаемые родители, было предложено расшифровать законы воспитания ребёнка в семье.
Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать – оптимисты и друзья своего ребёнка, значит, ребёнок состоится как человек, как личность.
II. Формирование трудовых умений в семье.
Интересно было получить и ваши ответы, уважаемые родители:
Поговорим о проблеме формирования у детей культуры выполнения трудовых обязанностей. Часто мы сталкиваемся с такими ситуациями, когда умные и талантливые люди, состоявшиеся в своей профессии, не могут состояться в главном умении – умении иметь семью и быть счастливым. Не обрекаем ли мы наших детей на одиночество, не приучая их постоянно трудиться в детстве?
Домашний труд, домашние повседневные обязанности скучны и обременительны. По статистике социологов, занимающихся проблемами семьи, женщина тратит в неделю на приготовление пищи 12-14ч., на покупки - 6-8 ч., на уборку квартиры – 4-8ч. Согласитесь, для того чтобы добровольно выполнять такие нагрузки, необходимо умение жертвовать своими желаниями для других людей и выполнять все перечисленные обязанности по дому быстро и качественно. Учим ли мы этому своих мальчиков и девочек, требуем ли мы от них неукоснительного выполнения домашних обязанностей или нас волнуют только их учебные успехи?
Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на жертву: берут на себя всю домашнюю работу. В результате вырастает потребитель, который будет требовать такого же к себе отношения и в будущей семье.
С другой стороны, родители, которые позволяют своим детям стать потребителями, прежде всего сами являются ленивыми людьми. Ведь прививать ребёнку трудовые навыки – тяжёлый труд. Вначале надо показать, помочь детям, а затем проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, сдерживать себя, проявляя по отношению к ребёнку такт и терпение. А это, увы, не так просто. Однако это необходимо, чтобы ребёнок вырос и смог трудиться и в рабочем коллективе, и в доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта. В подтверждение моих слов процитирую К.Д. Ушинского:
Чтобы ребёнок не вырос равнодушным и ленивым, примите несколько советов:
- Помогите ребёнку “правильно хотеть”. Для этого с раннего детства надо хвалить его за те позитивные цели, которые он ставит перед собой (например, выучить алфавит, научиться плавать, готовить и т.д.)Помогайте ребёнку их достичь, будьте рядом, но ничего не делайте вместо ребёнка.
- Помните, нельзя хотеть за другого. Если ему что-либо неинтересно, не стоит навязывать свою волю. Лучше обрисовать ребёнку перспективы, что он получит, если добьётся того или иного, без чего останется, если будет бездействовать.
- У ребёнка с раннего возраста должны быть свои, посильные обязанности в семье. Помыть посуду, почистить обувь, сделать уроки, помочь с ними младшей сестрёнке. Однако, ребёнок должен делать их постоянно, не ожидая напоминания или похвалы. Ваш ребёнок должен чувствовать себя необходимым в семье.
- В подростковом возрасте дети часто бунтуют, пробуют нарушить семейные порядки. Отнеситесь к этому спокойно, но твёрдо. Не делайте за ребёнка его дел, не исправляйте его ошибки. Человек должен почувствовать их последствия, научиться находить выход из сложившейся ситуации…
III. Трудный ребёнок. Какой он?
Наши дети взрослеют, становятся умнее, а взрослым хочется, чтобы проблем в общении , во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Сегодня мы попытаемся вместе найти причины трудностей в поведении учащихся. Как бы вы охарактеризовали трудного ребёнка?
Что может стать причиной проблем в поведении ребёнка?
Причина1: борьба за внимание. Непослушание – это возможность привлечь к себе внимание, необходимое для эмоционального благополучия ребёнка.
Причина 2: борьба за самоутверждение. Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь своё мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт , пусть даже ошибочный.
Причина 3: желание отомстить за сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрами; унижение членами семьи; несправедливость и невыполнение обещания; чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу.
Причина 4: неверие в собственный успех, обусловленные учебными неуспехами, взаимоотношения с одноклассниками и учителями, низкой самооценкой.
Я хотела бы познакомить вас с правилами преодоления трудностей в поведении детей (памятки для родителей).
Правила преодоления трудностей в поведении детей.
IV. Методы воспитания в семье.
С языка некоторых родителей не сходят слова: “Я что сказал?”, “Делай, что тебе говорят” и т.д. Это не просто слова. Это метод воспитания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребёнку нужно только повиноваться. Но они забывают или не думают о том, что свободная личность не может формироваться в семейном рабстве. Убедить ребёнка, быть доказательным гораздо труднее, чем навязывать ему свою волю и заставить его подчиниться старшим.
Насилие и принуждение приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребёнок остаётся при своём мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно они насаждают своё мнение. Так в отношениях детей и родителей происходит отчуждение.
Итак, чтобы ваши дети не стали непослушными, примите несколько рекомендаций:
- Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте их.
- Помните, что психологическая атмосфера в семье зависит, прежде всего, от отношения к человеку как к высшей ценности.
- Умейте слушать детей.
- Не забывайте, что у детей могут быть конфликты, и что вы можете их спровоцировать свей родительской несостоятельностью.
- Обращайте внимание в общении на особенности девочек. Они более эмоциональны. Ранимы.
- Преодолевайте отрицательное отношение к своим детям.
- Помните, что родитель должен быть творческой личностью.
- Чаще улыбайтесь детям. Семья, лишённая оптимизма, деградирует и умирает, родитель, не видящий перспективы своих отношений с детьми, не верящий в их способности, не может научить их даже самому малому.
- Помните, что основой нравственности на Руси всегда была вера в Бога и труд.
Подведение итого родительского собрания.
В заключении послушайте притчу о перевёрнутом камне. “Один странствующий искатель истины увидел больной камень, на котором было написано: “Переверни и читай”. Он с трудом перевернул его и прочёл на другой стороне: “Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимание на то, что ты уже знаешь?”
Эта притча как нельзя лучше завершает наш сегодняшний разговор о наших детях. Истина - на поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности - в нас самих, в нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины, и тогда “военные действия”, которые вы ведёте с ребёнком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и комфорт. Самые главные слова, которые нужно сказать своему ребенку: “Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы всё преодолеем”.