Формирование экологической культуры через урок географии в классах VII вида

Разделы: География


При обобщении многолетнего опыта работы в классах VII вида, автором был сделан вывод о том, что эффективнее всего формирование экологической культуры при работе с детьми с ЗПР возможно через непосредственное общение ребёнка с природой, через эколого-краеведческое изучение своего города, через прямое расширение экологической информации (введение дополнительных сведений при изучении ряда тем и разделов школьного учебника) в наглядной и доступной форме. Наиболее доступными и эффективными приёмами обучения в классах VII вида являются:

1. Демонстрация схем, таблиц, диаграмм, видеофильмов, плакатов, рисунков, фотографий, презентаций с использованием информационных технологий. При данном виде работ возможно привлечение детей к созданию демонстрируемого наглядного материала.

2. Практические работы оценочного характера, проводимые на уроках под руководством учителя, такие как “Ликвидация аварии при транспортировке нефти” в 6 классе, на которой ребята знакомятся с последствиями аварии при перевозке нефти. И как бы ликвидируя последствия аварии, пытаются отмыть нефть (машинное или растительное масло) с птичьего (куриного, гусиного) пера.

3. Экскурсии и работы на местности, такие как, “Описание источника”, “Определение источников загрязнения окружающей среды нашего микрорайона”. Отработка правил поведения в природе.

4. Чтение текста с комментариями о кислотных дождях, парниковом эффекте, об озоновых дырах, о проблемах озера Байкал. Знакомство с “Красной книгой”.

5. Рассказы - презентации Power Point, такие как об исследованиях Ж-И. Кусто, об истреблении лесов Амазонии, о катастрофе на Чернобыльской АЭС и её последствиях.

6. Заочные экскурсии - презентации Power Point по заповедникам России проходят на уроке “Заповедное дело в России”. Ребята знакомятся с формами ООПТ и распределением заповедников по территории России. Заслушивают доклады о различных заповедниках России и о Полистовском заповеднике (региональный компонент). Знакомятся с картой заповедников России и наносят на контурные карты наиболее известные, обозначают на настенной карте местоположение заповедников яркими кружками. Заочную экскурсию можно совершить при изучении темы “Озеро Байкал”.

7. Урок-конференция. Например, “Экологические проблемы Южной Америки”. Класс разбивается на четыре группы: гидрологи, геоморфологи, геологи и биологи.

Гидрологи – вывешивают на доску таблички с названием рек различных материков, из которых надо выбрать только реки материка Южная Америка и нанести их на контурную карту. Поднимается проблема загрязнения рек.

Геоморфологи – вывешивают на доску названия форм рельефа разных материков. Ребята отбирают правильные названия. Показывают их на карте. Презентация “Изменение рельефа в результате антропогенного воздействия”.

Геологи – Наносят на настенную карту значки полезных ископаемых осадочного и магматического происхождения, рассказывают об экологических проблемах, возникающих при добыче полезных ископаемых.

Биологи – из демонстрируемых на фотографиях представителей животного и растительного мира предлагают выбрать виды, встречающиеся на материке Южная Америка. Просмотр фрагмента фильма о заповедниках и национальных парках.

В заключительной части урока составляются рекомендации, о том, что надо сделать, что бы оградить природу Южной Америки от отрицательного воздействия человека.

8. Изучение проблемы через проектную деятельность: “Как влияет климат на здоровье человека”, “Урбанизация и здоровье человека”.
9. Составление экологического словаря. Этот вид работы начинается в 6 классе и продолжается до 9 класса.
10. Организация наблюдений за погодой. Возможно привлечение Интернет-ресурсов в виде календаря погоды на Gismeteo.ru.
11. Выработка правил поведения в природе. Возможно проведение конкурса на лучшее оформление правил или составление презентации.
12. Знакомство с правовыми основами бережного отношения к природе (Ст.58 Конституции Российской Федерации, Закон РФ “Об охране окружающей природной среды”).

При работе с детьми с ЗПР необходимо проведение специальной коррекционной работы. Для этого были составлены коррекционные задания экологической направленности:

1. Работа с терминами. Новые экологически понятия, вводимые на уроке, записываются на доске, проговариваются (вслух всем классом отдельными учениками, учителем), записываются в экологический словарь.

2. Составление рассказа по опорным словам. Можно предложить учащимся составить рассказ о будущем планеты Земля со словосочетаниями “кислотный дождь”, “озоновая дыра” и “парниковый эффект”.

3. Нахождение лишнего элемента.

- Найдите лишние буквы – В У Л П К А Р Н.
- Найдите лишнее слово – тур, зебра Квагги, бизон.

4. Нахождение ошибок в тексте.

5. Разделение понятий или картинок на группы. Разложите на две группы картинки с изображением следующих животных: странствующий голубь, кабан, лось морская корова, тур, бурый медведь.

6. Работа с “пазлами”.

- Из предложенных элементов сложите картинку с изображением террикона.
- Соберите тему урока из букв, которые находятся в выданных конвертах.

7. Дополнение записей. Слово на доске записано половиной букв. Необходимо восстановить запись.

8. Чтение слов при помощи цифр. Прочитайте слово, расставив цифры по порядку.

О Г К Э О И Я Л
13 22 10 8 21 25 30 17

9. Рисование предмета глазами, например озера, горы, впадины.
10. Подбор пропущенных букв или слов в тексте.
11. Восстановление последовательности. Учащимся предлагаются карточки для запоминания в определённой последовательности. Затем они меняются местами и необходимо восстановить последовательность.

В течение последних лет автором проводилась целенаправленная работа по экологизации географических знаний в классах YII вида с использованием всех вышеперечисленных приёмов обучения. Кроме этого было составлено тематическое планирование с выделенной экологической составляющей. В результате такой работы учащиеся стали более уверенно ориентироваться в проблемах взаимодействия человека и природы, они получили целый спектр экологических знаний, которые помогли им сформировать определённые, соответствующие их возрастным и индивидуальным особенностям, экологические убеждения.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Алексеев С.В. Задания и практические работы по экологической оценке состояния окружающей среды. –С.-Пб.,1992, -С.26.
  2. Зверев И.Д. Практические занятия по экологии. –М. ;Просвещение, 1995, -С.66.
  3. Суслов В.Г. Развивающие упражнения на уроках географии. –М. ;АСТ.Астрель, 2004, -С.35-43.