Методическая разработка минипроекта в рамках экологического месячника "Про город и мусор"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Развитие экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде;
  • Формирование ответственного отношения к природе.

Задачи:

  • Проанализировать влияние отходов на окружающую среду;
  • Развивать критическое отношение у учащихся к результатам деятельности человека;
  • Формирование личной ответственности за состояние окружающей среды;
  • Ознакомить учащихся с различными способами утилизации мусора и главной причиной неиспользования их - отсутствие на территориях городов сортировки мусора.

Направления: Эколого – просветительская деятельность с элементами исследовательской работы.

Мероприятие делилось на несколько этапов:

  • Написание сочинения на тему: “ Каким я хотел бы видеть наш город”;
  • Конкурс рисунков по проблеме мусора в нашем городе;
  • Изготовление поделок из отходов бытового мусора;
  • Создание сказки с использованием детских работ;
  • Проведение деловой игры с учётом возрастных особенностей учащихся начальной школы.

Ход проведения мероприятия

Участвующие лица:

  1. Учитель.
  2. Защитники природы.
  3. Экологи.
  4. Учёные.
  5. Гости из разных стран.
  6. Пресс – центр.

Оформление доски:

“УТИЛИЗАЦИЯ – это переработка отходов с целью получения вторичного сырья”.

Оборудование:

  • Детские рисунки, сочинения;
  • 4 контейнера с цветными значками;
  • Раздаточный материал для сортировки мусора;
  • Интерактивная доска ;
  • Карта Сахалинской области;

Учитель:

Ребята, сегодня мы рассмотрим тему образования мусора в городах, вопросы цивилизованной утилизации, пути возврата мусора в качестве вторичного сырья. Вашим первым заданием было сочинение на тему: “Каким я хотел бы видеть наш город?”

Многие из вас писали о чистоте наших улиц, о том, что мусора в нашем городе много. В своих работах вы пытались, пусть по – детски, найти пути решения этой проблемы. Вся наша жизнь окружена вещами, рядом с нами они проживают свою долгую или мимолётную жизнь, принося нам пользу или просто радуя нас. Вещи служат нам, бывает всего несколько секунд, а бывает целую вечность. Одни мы бережно храним, другие выбрасываем не задумываясь.

Но каждая вещь, рано или поздно, оказывается на свалке.

Сегодня мы уже не можем представить свою жизнь без благ цивилизации, забывая о том, что многие из этих благ чужды природе. Чем лучше живет человек, тем больше мусора на планете! С тех пор, как существуют города, существует проблема утилизации бытовых отходов.

Утилизация – это переработка отходов с целью получения вторичного сырья. Утилизировать – это значит переработать, чтобы употребить с пользой

Среди нас находятся защитники природы. Им слово.

Защитник природы №1: Еще недавно в России полиэтиленовые пакеты были ценным предметом домашнего обихода. Их стирали, сушили на веревочках. Пластиковые и жестяные баночки и бутылки были редкостью. Их мыли, хранили и использовали многократно.

Защитник природы №2: Но прогресс сделал свое дело. Мы привыкли к легким и удобным одноразовым упаковкам. Нашествие одноразовой тары, плюс разруха в наших головах, все это превратилось в настоящее мусорное бедствие для России.

Защитник природы №1: Первыми нашествие мусора ощутили города. Не избежали печальной участи знакомства с цивилизацией леса и реки, ведь россияне так любят "отдохнуть на природе"!

Учитель: А отдохнуть большинство представляют себе так:

Инсценировка стихотворения (Т.В. Максимова, Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”) Приложение №1

Что можно посоветовать такой компании?

Учитель: Припомните, часто ли вы видели, чтобы "наотдыхавшаяся" всласть компания собрала за собой весь мусор и унесла его с собой?

Защитник природы №1: Маленькая помоечка кажется незначительной, но, соединяясь с другими - становится стихийным бедствием. Дело не только в том, что мусор выглядит неэстетично, он в прямом смысле слова, отравляет нашу жизнь.

Защитник природы №2: Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами ведет к нарушению экологического равновесия всего города, всей планеты. На каждого жителя нашей планеты приходится около тонны (1000 кг) мусора в год. Если посчитать, то на жителей нашего района приходится 9 тыс. тонн мусора, это 9000000 (доска) кг мусора в год. Если свалить этот мусор и разровнять, то можно было бы поднять дорогу по Макаровскому району на 20 метров от СТ Тихая до с. Новое. Или на 4 метра дорогу от Корсакова до Охи (карта).

Учитель: В настоящее время проблемой охраны природы занимаются экологи, специалисты по экологии. Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей среде (с привлечением тезаруса на доске).

Эколог №1: Одна из сторон жизни города – образование и накапливание огромного количества твердых, жидких и газообразных отходов. Жидкие отходы просачиваются через грунт и загрязняют источники питьевой воды. Систематическое использование загрязненной воды приводит к резкому снижению иммунитета - здоровья.

Учитель: А здоровье – самое главное, что есть у человека!
Учитель: Газообразные отходы вызывают смог, отравляя все живое ядовитыми парами.

Эколог №2: Огромная проблема – твердые отходы. В России накопилось 55 млн тонн бытовых отходов, и это только на зарегистрированных свалках. Почвы и растительность загрязняются на расстоянии до 1,5 км от свалок. За нашим городом тоже существует свалка, на которую машины вывозят собранный мусор. Но люди очень часто устраивают свалки прямо около своих домов. Вы это видели и сделали фотоснимки. Также вы провели анкетирование среди своих знакомых и в своих семьях.

Учитель: Рассмотрим таблицу с результатами анкеты. Приложение №2

Учитель: Обратите внимание – на одного учащегося школы приходится 19 кг мусора в год, в нашей школе обучаются 250 учеников, 5 тонн мусора в год – какая огромная мусорная гора.

Основную массу твердых отходов (74%) составляет бумага и пищевые отходы, пластмассы и синтетические вещества. Сжигать их нельзя т.к. они выделяют токсичные вещества.

Эколог №1: Часть бывших свалок, оказавшихся в черте города, застраивается жилыми кварталами. Но там продолжает выделяться БИОГАЗ – создается взрывоопасная и пожароопасная ситуация.

Учитель: Хотелось "бы вам жить в таких местах?
Ученики: "НЕТ!"
Учитель: Но, может быть, кому-то свалки нравятся? Стали "родным домом"?

Защитники природы (вместе): Свалки у населенных пунктов, особенно в больших городах, становятся основным местом сбора и корма для многих птиц и млекопитающих. Здесь проживают большое количество крыс, мышей, кошек и собак. На свалках их привлекают пищевые отходы. Гоняться за живой добычей эти животные просто отвыкают, их полностью устраивают отбросы человеческого стола. Эти животные становятся переносчиками различных инфекционных заболеваний.

Ученик: Предлагаю выход – закопаем весь мусор – чистенько!!! Как вы думаете это выход?

Учитель: Что же, может быть это и выход? Давайте проконсультируемся у специалистов.

Эколог №2: Среди твердых бытовых отходов есть опасные специальные отходы, которые нельзя хранить вместе с другими, необходимо уничтожать по специальной технологии. Батарейки и лекарства, термометры и перегоревшие лампы дневного света, остатки лака, клея, краски, дезодоранта – все это специальные отходы.

Учитель: Опасность представляют электрические батарейки и люминесцентные лампы. В каждой лампочке от 80 до 120 мг ртути – так на свалки попадают десятки тонн ртути. Мы выяснили, что закапывать весь мусор нельзя. Что же тогда делать?

Ученый №1: Проблема утилизации мусора актуальна для всех стран. Создавались полигоны для мусора, строились заводы для сжигания мусора, но эффективность подобных методов невысока: в атмосферу выбрасывались токсичные вещества.

Ученый №3: Мы работаем над разными видами технологий, позволяющими из отходов получать полезные продукты. Во многих странах существует особая система сбора бытовых отходов. Обычно используют отдельные контейнеры для разных видов мусора: пищевых отходов, стекла, опасных веществ. Это экономит средства и энергию при их переработке. Отдельные виды мусора не уничтожаются, а перерабатываются в полезные вещи.

Учитель: Значит, проблема мусора актуальна для всего мира и каждая страна ищет рациональный выход из этой ситуации. Попросим наших гостей поделиться опытом.

Гость из Германии: У нас в Германии впервые была внедрена система раздельного сбора и сортировки отходов.

Существует 4 вида контейнеров:

  1. Серый – бумага, газеты, журналы, картон.
  2. Желтый – банки, бутылки, пластик, металл.
  3. Зеленый – пищевые отходы.
  4. Черный – опасные отходы.

Каждый житель может сделать выбор: разложить по отдельным контейнерам, либо сваливать все вместе, но тогда плата за несортированный мусор в 5 раз выше.

Нельзя выбрасывать автопокрышки, их сдают в автомастерские, только они имеют право вывозить резину на переработку. Прием шин – нагрузка к их сервису.

Гость из Японии: Япония – единственная страна, где принят закон об утилизации домашней техники – телевизоров, стиральных машин, кондиционеров, холодильников. Потребитель неукоснительно исполняет закон, а компания – производитель оплачивает утилизацию. Мы относимся к отходам, как к ресурсам – 16% закапывается в землю, 34% сжигается, 50% имеют вторую жизнь.

Учитель: Неужели данная проблема острее всего стоит в России, есть ли наработки по решению этого вопроса?

Эколог №3: В России на протяжении тысячелетий человек жил в тесном контакте с окружающей природой. В народе существовали неписаные правила охраны природы, которые наши, предки свято выполняли, заботясь о том, чтобы их потомкам, т.е. нам, хватило и рыбы в воде, и ягоды в лесу, и леса, и воды, и воздуха, и солнца.

Учитель: С каждым годом в регионах страны растут свалки в лесных массивах, вдоль дорог, у водоемов и т.д. Парадокс современной жизни состоит в том, что чем лучше мы живем, тем больше накапливается отходов. Причины этого: повышение уровня жизни, позволяющее еще пригодные к использованию, но немодные вещи заменять новыми; увеличение объема товаров одноразового использования; увеличение количества упаковочных материалов. С одной стороны, памперсы, пластиковые бутылки и пластиковые пакеты удобны, но гораздо более вредны для окружающей природы. Чтобы разложился памперс нужно 500 лет.

Учитель: Проблема избавления от мусора наиболее остро стоит в крупных городах. Оптимальное решение этой проблемы – строительство комбинированных мусороперерабатывающих заводов. Так, например, уже сегодня из изношенных автомобильных покрышек получают широкий ассортимент строительных материалов, пользующихся спросом у покупателей.

Учитель: А что происходит у нас, в нашем родном городе? Мы видим, как в нашем городе асфальтируются дороги, строятся дома, но вот мусора вокруг нас не становится меньше. Это видно из ваших сочинений, рисунков, анкет. Из них получилась целая сказка “Про город и мусор”. Давайте её посмотрим и сделаем выводы, что же мы сможем сделать, чтобы мусора в нашем городе стало меньше.

Презентация “ Про город и мусор” по материалам работ учащихся. Приложение №3

Учитель: Наши выводы озвучит пресс-центр, в который вошли ребята и родители нашего класса.

  • Использовать отходы для изготовления поделок (демонстрация поделок, сделанных детьми).
  • Принимать активное участие в субботниках и приглашать жителей своего дома яркими объявлениями.
  • Следить за тем, чтобы дворы, подъезды не загрязняли взрослые и дети.
  • Быть самим аккуратным и ответственным.
  • Рассказывать младшим ребятам, как нужно относиться к общественным местам.
  • Показать нашу сказку первоклассникам.
  • Нарисовать плакаты, призывающие не загрязнять наш город и развесить их в подъездах.
  • Предложить взрослым людям поставить вдоль улиц разноцветные пластиковые ящики. По немецкой технологии 80% отходов будут возвращаться в качестве вторсырья, а оставшиеся 20% попадут на свалку.

Учитель: Скептики считают, что сортировка мусора станет самой сложной задачей, но любой здравомыслящий человек понимает, что иного выбора у нас нет. Каждый должен помочь решать проблему утилизации отходов, только тогда мусор, который душит наши города, начнет приносить прибыль. И мы очень надеемся на содействие жителей города.

Игра с использованием интерактивной доски и инструментов “Палитра”.

Давайте очистим нашу поляну, сортируя мусор по немецкой технологии. (Участвуют 4 ученика, у каждого контейнер определенного цвета).

Учитель: Не так это и сложно, зато как полезно для человека и природы в целом.

Учитель подводит итог: "Перейдем от выбрасывающего общества к обществу, которое перерабатывает". "Отходы – в доходы!" – эти слова должны стать лозунгом для каждого из нас еще и потому, что природные кладовые не безграничны, а продуманные технологии позволят экономить природные ресурсы.

Список литературы:

  1. Варли К., Майлз Л. География: Энциклопедия. — М.: Росмен, 1994.
  2. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1997.
  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе (Выпуск 1. Математика, природоведение): Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений, слушателей И ПК. - Ростов н/Д: ТЦ “Учитель”, 2002.
  4. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей: Чудо — всюду. Мир людей. — Ярославль: Академия, К". Академия Холдинг, 2000.
  5. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: природоведение. Ярославль: Академия развития, 1997

Приложение №4