Внеклассное занятие "Путешествие за мечтой" по произведению Владислава Крапивина "Тень Каравеллы"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить детей с творчеством Владислава Крапивина; на примере повести “Тень Каравеллы” показать мировосприятие автора через образ мечты.

Задачи:

  • Углублять формирование навыка выразительного чтения, чтения по ролям, аналитического чтения, работы со словарём; способствовать развитию навыка лексического и литературоведческого анализа текста, навыка художественного пересказа, сценирования фрагмента текста.
  • Развивать творческие способности, воображение, память, способность действовать в социуме с учётом мнений других людей, способность быть толерантным, вступать в общение, чтобы быть понятым.
  • Содействовать воспитанию доброты, честности, неравнодушия, любви к ближним.
  • Воспитывать любовь к чтению, формировать интерес детей к истории родного города, к его людям, способствовать формированию круга читательских интересов обучающихся.

Оборудование: Мультимедийный проектор, С D-проигрыватель, физическая карта полушарий, толкования морских терминов (выдержки из толкового словаря) на карточках, тексты из произведения “Тень Каравеллы” для каждого ребенка, пластилин, бумага, деревянная заостренная палочка, бельевая веревка, стеклянная бутыль с пробкой.

План занятия.

I. Организационный момент.
II. Введение в занятие. “Я писал про себя и про мальчиков нашего города”
III. Путешествие за мечтой

1) Словарная работа;
2) Аналитическое чтение фрагмента текста;
3) “Мой крылатый кораблик”;
4) “Узы дружбы самые крепкие”.

IV. Выводы по уроку.

- Узы дружбы самые крепкие?
- О чём я мечтаю?

Ход занятия

№ этапа Деятельность учителя Деятельность обучающихся
I этап.

Организационный момент.

 

 

II этап.

Введение в тему занятия.

Слайд №3

 

 

III этап. Путешествие за мечтой.

Слайд №4,5

 

 

 

 

 

 

1. Словарная работа.

 

 

 

 


2. Аналитическое чтение фрагмента текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. “Мой крылатый кораблик”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №7, 8, 9

 

 

 

 

 

4. “Узы дружбы самые крепкие.

 

 

 

Слайд №10

 

 

 

Слайд №11,12

 

 

 

IV этап.

Итог занятия, выводы.

Учитель приветствует детей.

- Ребята, давайте наше занятие начнём с книжной полки. Мы с вами собрали здесь книги Владислава Крапивина, которые прочли.

Эту книгу “Трое с площади Карронад” давно, когда я была чуть старше вас, я получила в подарок от мамы.

Рома, какую книгу принёс ты?
Маша, скажи, какую книгу принесла ты?

- Сегодня ребята я приглашаю вас в путешествие.
- А как вы понимаете это слово? Что значит путешествовать?

Сравните свое объяснение с толкованием этого слова в толковом словаре ПУТЕШЕСТВИЕ, я, ср. 1.Поездка (реже – передвижение пешком), обычно куда-нибудь далеко за пределы родной местности, постоянного местопребывания.

- Вы, верно, понимаете это слово.
- Как вы думаете, почему люди путешествуют, для чего?

Вот сегодня мы и отправимся в путешествие с таким же мальчиком, как вы, вслед за его мечтою.

Главный герой повести “Тень Каравеллы” когда-то, давно, в послевоенное время, жил в нашем городе. Его имя Влад. Ему 7 лет.

Сейчас я вам прочту фрагмент повести, а вы карандашом в тексте отметьте незнакомые слова и попытайтесь ответить на вопрос: “Как относится Влад к миру, в котором живёт?”

Чтение учителем отрывка из повести “Тень Каравеллы”:

“Мир, в котором жили мы, был устроен удобно и просто. В середине его стоял наш длинный двухквартирный дом, который назывался флигель. По сторонам, в разных концах заросшего двора, находились другие постройки: бревенчатый сарай с сеновалом, двухэтажный дом с каменным низом, скрипучая, кривая голубятня и кирпичный магазинчик, окруженный забором из неструганых горбылей”.

- Встретились ли непонятные слова в тексте?

Учитель объясняет детям значения слов.

Заросший двор – двор, который зарос травой, кустами, неухоженный;
Горбыли – необработанные доски;
Голубятня – помещение для домашних голубей;
Флигель – дом во дворе здания;
Бревенчатый – сделанный из бревен;
Сеновал – помещение для хранения сена.

- Как относится Влад к миру, в котором живёт?
- Да, далее в повести читаем: “Видите, как всё здорово было устроено”.
- Как появилась у Владика мечта?

Найдите в тексте подтверждение этим словам.

- О чём мечтал главный герой повести?

- Прошло немного времени – Влад собирался поступать учиться в школу. Его ждали новые интересы, трудности, задания, как у любого первоклассника. Но, тем не менее, в его жизни появилась красивая мечта, не похожая, ни на какие другие.

Чтение учителем в паре с учеником отрывка из повести “Тень Каравеллы”:

“А тополь цвел. И видимо, в этом белом кружении под безоблачным небом лета прозвучал для меня впервые голос синих пространств. Голос, который делает из мальчишек моряков, поэтов и путешественников”.

- Какой прием использовал автор, описывая летнее безоблачное небо? С чем он его сравнивает?

 

 

 

 

 

- Почему герой мечтает именно о крылатом кораблике? Чем он особенный?

- Я предлагаю вам смастерить “крылатый” кораблик. Вместо глины мы возьмём пластилин, вместо сухих стрекозиных крыльев – бумагу.

Сначала мальчик мечтает полетать в тополиной метели, а потом, из рассказов Павлика узнаёт о море. И два цвета – синий и белый – становятся связанными с мыслями о море, “ а в синие летние дни впервые задела крылом Павлика и меня Тень Каравеллы”. У мечты появляется имя.

- Как вы думаете, осуществил ли свою мечту мальчик?

- В действительности, мечтая о море и никогда не видя его, может человек построить корабль и путешествовать на нем?

Сейчас Никита и Данил попробуют в инсценировке показать чувства ребят, мечтающих отправиться в дальние страны.

Н: Карта и каравелла появились у нас почти в одно время. Карта – на сутки раньше…

…Павлик тем временем гордо поднял жерди, тряхнул их, и предо мной с треском развернулась карта полушарий.

Со сдержанным торжеством Павлик сказал:

Д: Во! Видал?

Н: Я оглушено молчал. Первое впечатление было такое, словно непонятный великанище глянул на меня в синий бинокль.

Потом почудилось мне в карте что-то знакомое. Конечно, таких больших карт я раньше не видел, но все равно знакомое в ней было. Она была синяя и белая.

Учитель: Два синих круга на белом поле. Желто-зеленые материки с темными жилками рек лишь чуть-чуть вносили пестроту...

Д: …Кораблик был нарисован на бумаге, вырезан и держался на маленькой подставке. То есть мне сначала показалось, что он нарисован, а потом я разглядел, что это печатная картинка.

Были у кораблика круглые борта, высокая узорчатая корма, туго надутые паруса разных размеров и форм. Самый маленький парус пристроился под задорно вздернутым бушпритом.

Удивительный был кораблик – весь наполненный ветром. Павлик ласково сказал:

- Каравелла… Вот она какая.

Так появилась у нас каравелла…

  • Какой представилась герою карта?
  • Какие чувства вызвали карта и каравелла у ребят?

В этой удивительной повести ребята - Влад и Павлик, находят ответы на очень трудные вопросы, а сможете ли вы ответить на них?

На карте полушарий “намечен” маршрут “путешествия”. Найдите соответствующие толкования морских терминов (выдержки из толкового словаря) на карточках, расположенных на стенах класса. 1ряд “путешествует” к Америке, 2 ряд “путешествует” к Африке, 3 ряд – Евразии.

Каравелла в XIII-XVII вв. морское парусное 3-х или 4-х мачтовое судно с одной палубой, высокими бортами и надстройками в носовой и кормовой части.

Бриг – военный 2-мачтовый корабль, предназначенный для разведывательной, крейсерской и посыльной службы. Вооружался 10-24 орудиями, обладал хорошими мореходными и маневренными качествами.

Бригантина – от французского"briganol" - разбойник) - 2-мачтовое парусное судно ХVII-ХIХ вв.

Мачта – вертикальное рангоутное дерево. Мачты используются для установки парусов, грузовых стрел, приборов сигнализации и связи, для подъема флажных сигналов и т. д.

Шхуна (от английского "schooner" – шхуна) – парусное судно, имеющее 2 и более мачты с косыми (треугольными) парусами. Использовались как посыльные суда. Шхуны русского флота имели водоизмещение 100-800 т. Вооружение до 16 орудий.

Экипаж – 1) Личный состав судна. Разделялся на офицеров и команду. 2) Береговая воинская часть, входящая в состав флота

Матрос (англ. – seamen) – лицо из состава верхней команды на судне.

- Прочитайте вслух правильное толкование морских терминов. Какие из них вызвали у вас затруднения?

- Какой учебный предмет помог вам преодолеть их?

В действительности этот мальчик Влад- Владислав Крапивин, писатель, который родился и вырос в нашем городе, написал повесть “Тень Каравеллы” о своем детстве и детстве таких же мальчишек.

В повести писатель рассказывает нам о детских мечтах своего героя Влада. Он, действительно не видя моря, мечтал построить настоящий корабль. Позже, будучи взрослым, сам писатель осуществил свою мечту. В его жизни появились и корабли, которые могли “ходить” под парусами, и команда матросов, состоящая из таких же, как он сам когда-то подростков. А сам он принял звание “командор” для своей команды. А начало всему положила та самая красивая мечта в детстве.

- Как вы думаете: без чего мечта остается только мечтой и никогда не сбывается?

Действительно путешествие без труда и знаний не принесет успеха. Поэтому я вам предлагаю, сегодня сделать первый шаг к познанию морского дела и научиться завязывать морской узел.

- Как вы думаете, где применяются такие узлы в жизни?

- Осваивая такелажное мастерство, ребята не только постигали очень сложное дело, но между ними развивалась взаимовыручка, зарождалась и крепла дружба.

Недаром в народе говорят, что узы дружбы самые крепкие.

- Как вы думаете, Владик и Павлик сохранили свою дружбу, став взрослыми? Почему сохраняется дружба между людьми на долгие годы? Приведите примеры из личного опыта

- Кому из вас захотелось прочитать повесть до конца?
- Чему учит автор в своем произведении?
- А кто заинтересовался рассказами или фантастическими сказками Владислава Крапивина?

Для того чтобы познакомиться ближе с его произведениями, его творчеством можно посетить сайт Владислава Крапивина в интернете, где автор сам рассказывает о себе и своей жизни, а также начинать читать его книги.

- Как вы считаете, дружба, возникшая в детстве, может сохраниться на долгие годы?
- О чем мечтаете вы сейчас?

Каждый читатель, сопереживая героям произведения, учится дружить, мечтать, потому, что без мечты грустно, неинтересно жить. Владислав Крапивин написал стихи к песне “Синий краб”. Необыкновенное чудо, каким и был синий краб, удивляло ребят, и они верили, что он действительно существует. Так и самая необыкновенная красивая мечта, если верить в нее, всегда сбудется. Я предлагаю вам послушать эту песню и по старому морскому обычаю поместить в бутылку свои записочки, а через 10, а может быть и через 20 лет, их откроем и прочитаем. Только одно условие- каждый записывает свою самую красивую мечту.

 

Дети вместе с учителем у книжной выставки. Они рассказывают, какими книгами пополнили выставку.

 

 

 

Ответы детей:

  • Путешествовать, значит поехать куда-нибудь;
  • Можно было пойти в поход в лес, или на речку;
  • Можно было бы полететь на самолете в другой город или страну, или поехать на машине с родителями в другой город

Работа с толковым словарём

С.И. Ожегова

- Для того, что бы увидеть новые места, страны. Чтобы узнать много нового.

 

 

 

 

 

Ребята следят за учителем по тексту, отмечая незнакомые слова.

 


- Флигель;
- Заросшего;
- Горбыль;
- Голубятня;
- Бревенчатый;
- Сеновал.

 

- Ему нравится этот мир, он говорит, что он устроен “удобно и просто”.
- Она появилась вдруг.
- Он не знал, как это случилось.

 

 

 


Чтение фрагмента текста учеником:

“Я не думал тогда ни о парусах, ни о море. Но в один из таких дней захотелось мне сделать крылатый кораблик, чтобы летать в тополиной метели, держа его на ладони. Не самолет, а именно кораблик с крыльями. Вроде того корабля, который я видел в фильме “Золотой ключик”.

Ему “захотелось сделать крылатый кораблик, чтобы летать в тополиной метели, держа его на ладони

- Голос синих пространств – метафора.
- Сравнение с бескрайними просторами моря.
- Крылья, как паруса, которые надуваясь ветром, могут унести героя далеко… .
- Паруса похожи на крылья.

Звучит фоном СD запись “звуки моря”

Практическая работа детей, создание парусника (материал: пластилин, бумага, деревянная заостренная палочка).

- Ответы детей.

- Может, если он будет не просто мечтать, но и читать различные книги по этой теме.

 

Сценирование отрывка из повести “Тень Каравеллы” учениками класса (два человека – Влад, Павлик)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Карта представилась Владику огромным великаном, в синем и белом цвете.

- У ребят возникли чувства восхищения, желание путешествовать по морям.

..

С прямыми парусами на передней мачте и косыми (треугольными) на задней мачте. Вооружение: 6-8 пушек. Использовался для разведывательной и посыльной службы, а также для перевозки войск и грузов в прибрежных районах.

.

 

-

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

- Знания окружающего мира, английского языка.
- Без желания трудится, без упорства, без знаний.

 

 

 

 

 

 

Практическая работа по освоению навыка завязывания узлов под руководством учителя.

- При связывании канатов для крепления парусов, для перевязывания грузов и т.д.

- Да, сохранили; они могли в будущем встретиться и дружить дальше.

- Ответы детей.
- Учит быть добрыми, дружить, мечтать.

 

 

 

 

- Да дружба может быть очень крепкой.

- У моего папы есть друг детства, с которым он дружит до сих пор.

- Если друг хороший, то с ним можно дружить всегда.

Звучит мелодия “Синий краб” (Музыка и исполнение Григорий Рейхтман).
Ребята помещают свои записочки в бутыль, и происходит совместное закупоривание.

Приложение 1
Приложение 3