Цель: познакомить детей с творчеством Владислава Крапивина; на примере повести “Тень Каравеллы” показать мировосприятие автора через образ мечты.
Задачи:
- Углублять формирование навыка выразительного чтения, чтения по ролям, аналитического чтения, работы со словарём; способствовать развитию навыка лексического и литературоведческого анализа текста, навыка художественного пересказа, сценирования фрагмента текста.
- Развивать творческие способности, воображение, память, способность действовать в социуме с учётом мнений других людей, способность быть толерантным, вступать в общение, чтобы быть понятым.
- Содействовать воспитанию доброты, честности, неравнодушия, любви к ближним.
- Воспитывать любовь к чтению, формировать интерес детей к истории родного города, к его людям, способствовать формированию круга читательских интересов обучающихся.
Оборудование: Мультимедийный проектор, С D-проигрыватель, физическая карта полушарий, толкования морских терминов (выдержки из толкового словаря) на карточках, тексты из произведения “Тень Каравеллы” для каждого ребенка, пластилин, бумага, деревянная заостренная палочка, бельевая веревка, стеклянная бутыль с пробкой.
План занятия.
I. Организационный момент.
II. Введение в занятие. “Я писал про себя и про
мальчиков нашего города”
III. Путешествие за мечтой
1) Словарная работа;
2) Аналитическое чтение фрагмента текста;
3) “Мой крылатый кораблик”;
4) “Узы дружбы самые крепкие”.
IV. Выводы по уроку.
- Узы дружбы самые крепкие?
- О чём я мечтаю?
Ход занятия
№ этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I этап. Организационный момент.
II этап. Введение в тему занятия.
III этап. Путешествие за мечтой.
1. Словарная работа.
3. “Мой крылатый кораблик”.
4. “Узы дружбы самые крепкие.
IV этап. Итог занятия, выводы. |
Учитель приветствует детей. - Ребята, давайте наше занятие начнём с книжной полки. Мы с вами собрали здесь книги Владислава Крапивина, которые прочли. Эту книгу “Трое с площади Карронад” давно, когда я была чуть старше вас, я получила в подарок от мамы. Рома, какую книгу принёс ты? - Сегодня ребята я приглашаю вас в путешествие. Сравните свое объяснение с толкованием этого слова в толковом словаре ПУТЕШЕСТВИЕ, я, ср. 1.Поездка (реже – передвижение пешком), обычно куда-нибудь далеко за пределы родной местности, постоянного местопребывания. - Вы, верно, понимаете это слово. Вот сегодня мы и отправимся в путешествие с таким же мальчиком, как вы, вслед за его мечтою. Главный герой повести “Тень Каравеллы” когда-то, давно, в послевоенное время, жил в нашем городе. Его имя Влад. Ему 7 лет. Сейчас я вам прочту фрагмент повести, а вы карандашом в тексте отметьте незнакомые слова и попытайтесь ответить на вопрос: “Как относится Влад к миру, в котором живёт?” Чтение учителем отрывка из повести “Тень Каравеллы”: “Мир, в котором жили мы, был устроен удобно и просто. В середине его стоял наш длинный двухквартирный дом, который назывался флигель. По сторонам, в разных концах заросшего двора, находились другие постройки: бревенчатый сарай с сеновалом, двухэтажный дом с каменным низом, скрипучая, кривая голубятня и кирпичный магазинчик, окруженный забором из неструганых горбылей”. - Встретились ли непонятные слова в тексте? Учитель объясняет детям значения слов. Заросший двор – двор, который зарос травой,
кустами, неухоженный; - Как относится Влад к миру, в котором живёт? Найдите в тексте подтверждение этим словам. - О чём мечтал главный герой повести? - Прошло немного времени – Влад собирался поступать учиться в школу. Его ждали новые интересы, трудности, задания, как у любого первоклассника. Но, тем не менее, в его жизни появилась красивая мечта, не похожая, ни на какие другие. Чтение учителем в паре с учеником отрывка из повести “Тень Каравеллы”: “А тополь цвел. И видимо, в этом белом кружении под безоблачным небом лета прозвучал для меня впервые голос синих пространств. Голос, который делает из мальчишек моряков, поэтов и путешественников”. - Какой прием использовал автор, описывая летнее безоблачное небо? С чем он его сравнивает?
- Почему герой мечтает именно о крылатом кораблике? Чем он особенный? - Я предлагаю вам смастерить “крылатый” кораблик. Вместо глины мы возьмём пластилин, вместо сухих стрекозиных крыльев – бумагу. Сначала мальчик мечтает полетать в тополиной метели, а потом, из рассказов Павлика узнаёт о море. И два цвета – синий и белый – становятся связанными с мыслями о море, “ а в синие летние дни впервые задела крылом Павлика и меня Тень Каравеллы”. У мечты появляется имя. - Как вы думаете, осуществил ли свою мечту мальчик? - В действительности, мечтая о море и никогда не видя его, может человек построить корабль и путешествовать на нем? Сейчас Никита и Данил попробуют в инсценировке показать чувства ребят, мечтающих отправиться в дальние страны. Н: Карта и каравелла появились у нас почти в одно время. Карта – на сутки раньше… …Павлик тем временем гордо поднял жерди, тряхнул их, и предо мной с треском развернулась карта полушарий. Со сдержанным торжеством Павлик сказал: Д: Во! Видал? Н: Я оглушено молчал. Первое впечатление было такое, словно непонятный великанище глянул на меня в синий бинокль. Потом почудилось мне в карте что-то знакомое. Конечно, таких больших карт я раньше не видел, но все равно знакомое в ней было. Она была синяя и белая. Учитель: Два синих круга на белом поле. Желто-зеленые материки с темными жилками рек лишь чуть-чуть вносили пестроту... Д: …Кораблик был нарисован на бумаге, вырезан и держался на маленькой подставке. То есть мне сначала показалось, что он нарисован, а потом я разглядел, что это печатная картинка. Были у кораблика круглые борта, высокая узорчатая корма, туго надутые паруса разных размеров и форм. Самый маленький парус пристроился под задорно вздернутым бушпритом. Удивительный был кораблик – весь наполненный ветром. Павлик ласково сказал: - Каравелла… Вот она какая. Так появилась у нас каравелла…
В этой удивительной повести ребята - Влад и Павлик, находят ответы на очень трудные вопросы, а сможете ли вы ответить на них? На карте полушарий “намечен” маршрут “путешествия”. Найдите соответствующие толкования морских терминов (выдержки из толкового словаря) на карточках, расположенных на стенах класса. 1ряд “путешествует” к Америке, 2 ряд “путешествует” к Африке, 3 ряд – Евразии. Каравелла – в XIII-XVII вв. морское парусное 3-х или 4-х мачтовое судно с одной палубой, высокими бортами и надстройками в носовой и кормовой части. Бриг – военный 2-мачтовый корабль, предназначенный для разведывательной, крейсерской и посыльной службы. Вооружался 10-24 орудиями, обладал хорошими мореходными и маневренными качествами. Бригантина – от французского"briganol" - разбойник) - 2-мачтовое парусное судно ХVII-ХIХ вв. Мачта – вертикальное рангоутное дерево. Мачты используются для установки парусов, грузовых стрел, приборов сигнализации и связи, для подъема флажных сигналов и т. д. Шхуна (от английского "schooner" – шхуна) – парусное судно, имеющее 2 и более мачты с косыми (треугольными) парусами. Использовались как посыльные суда. Шхуны русского флота имели водоизмещение 100-800 т. Вооружение до 16 орудий. Экипаж – 1) Личный состав судна. Разделялся на офицеров и команду. 2) Береговая воинская часть, входящая в состав флота Матрос (англ. – seamen) – лицо из состава верхней команды на судне. - Прочитайте вслух правильное толкование морских терминов. Какие из них вызвали у вас затруднения? - Какой учебный предмет помог вам преодолеть их? В действительности этот мальчик Влад- Владислав Крапивин, писатель, который родился и вырос в нашем городе, написал повесть “Тень Каравеллы” о своем детстве и детстве таких же мальчишек. В повести писатель рассказывает нам о детских мечтах своего героя Влада. Он, действительно не видя моря, мечтал построить настоящий корабль. Позже, будучи взрослым, сам писатель осуществил свою мечту. В его жизни появились и корабли, которые могли “ходить” под парусами, и команда матросов, состоящая из таких же, как он сам когда-то подростков. А сам он принял звание “командор” для своей команды. А начало всему положила та самая красивая мечта в детстве. - Как вы думаете: без чего мечта остается только мечтой и никогда не сбывается? Действительно путешествие без труда и знаний не принесет успеха. Поэтому я вам предлагаю, сегодня сделать первый шаг к познанию морского дела и научиться завязывать морской узел. - Как вы думаете, где применяются такие узлы в жизни? - Осваивая такелажное мастерство, ребята не только постигали очень сложное дело, но между ними развивалась взаимовыручка, зарождалась и крепла дружба. Недаром в народе говорят, что узы дружбы самые крепкие. - Как вы думаете, Владик и Павлик сохранили свою дружбу, став взрослыми? Почему сохраняется дружба между людьми на долгие годы? Приведите примеры из личного опыта - Кому из вас захотелось прочитать повесть до
конца? Для того чтобы познакомиться ближе с его произведениями, его творчеством можно посетить сайт Владислава Крапивина в интернете, где автор сам рассказывает о себе и своей жизни, а также начинать читать его книги. - Как вы считаете, дружба, возникшая в детстве,
может сохраниться на долгие годы? Каждый читатель, сопереживая героям произведения, учится дружить, мечтать, потому, что без мечты грустно, неинтересно жить. Владислав Крапивин написал стихи к песне “Синий краб”. Необыкновенное чудо, каким и был синий краб, удивляло ребят, и они верили, что он действительно существует. Так и самая необыкновенная красивая мечта, если верить в нее, всегда сбудется. Я предлагаю вам послушать эту песню и по старому морскому обычаю поместить в бутылку свои записочки, а через 10, а может быть и через 20 лет, их откроем и прочитаем. Только одно условие- каждый записывает свою самую красивую мечту. |
Дети вместе с учителем у книжной выставки. Они рассказывают, какими книгами пополнили выставку.
Ответы детей:
Работа с толковым словарём С.И. Ожегова - Для того, что бы увидеть новые места, страны. Чтобы узнать много нового.
Ребята следят за учителем по тексту, отмечая незнакомые слова.
- Ему нравится этот мир, он говорит, что он
устроен “удобно и просто”.
“Я не думал тогда ни о парусах, ни о море. Но в один из таких дней захотелось мне сделать крылатый кораблик, чтобы летать в тополиной метели, держа его на ладони. Не самолет, а именно кораблик с крыльями. Вроде того корабля, который я видел в фильме “Золотой ключик”. Ему “захотелось сделать крылатый кораблик, чтобы летать в тополиной метели, держа его на ладони - Голос синих пространств – метафора. Звучит фоном СD запись “звуки моря” Практическая работа детей, создание парусника (материал: пластилин, бумага, деревянная заостренная палочка). - Ответы детей. - Может, если он будет не просто мечтать, но и читать различные книги по этой теме.
Сценирование отрывка из повести “Тень Каравеллы” учениками класса (два человека – Влад, Павлик)
- Карта представилась Владику огромным великаном, в синем и белом цвете. - У ребят возникли чувства восхищения, желание путешествовать по морям. .. С прямыми парусами на передней мачте и косыми (треугольными) на задней мачте. Вооружение: 6-8 пушек. Использовался для разведывательной и посыльной службы, а также для перевозки войск и грузов в прибрежных районах. .
-
Ответы детей. - Знания окружающего мира, английского языка.
Практическая работа по освоению навыка завязывания узлов под руководством учителя. - При связывании канатов для крепления парусов, для перевязывания грузов и т.д. - Да, сохранили; они могли в будущем встретиться и дружить дальше. - Ответы детей.
- Да дружба может быть очень крепкой. - У моего папы есть друг детства, с которым он дружит до сих пор. - Если друг хороший, то с ним можно дружить всегда. Звучит мелодия “Синий краб” (Музыка и
исполнение Григорий Рейхтман). |