Урок по развитию речи в 10-м классе по теме "Развивая мысль в тексте… (структура текста и его признаки, типы текста, стили речи)"

Разделы: Русский язык


Цель: проанализировать тексты публицистического и художественного стилей с используемыми в них средствам выразительности, совершенствовать лингвистические компетенции обучающихся.

Ход урока

«Послушайте – и вы забудете,
Посмотрите – и вы запомните,
Сделайте – и вы научитесь…»
Конфуций

Вдумайтесь в название темы урока. Какова цель нашего урока? Зачем нужно учиться анализировать текст? Какое ключевое слово вы можете назвать в эпиграфе?

Что мы должны знать о тексте? (демонстрируется цель на слайде)

Поработайте в парах. Поставьте оценки друг другу (учитель выставляет оценки в свою карту)

Проверка знаний учителем (критическое мышление).

Технология правильных утверждений (В это время один из учеников читает текст по фонетике).

Отметьте правильные утверждения

  1. текст – это целостная смысловая единица речи, которая содержит в себе самостоятельное законченное сообщение.
  2. среди средств связи в тексте не может быть однокоренных слов.
  3. завязка – это момент, с которого начинается событие, которое завязывает действие.
  4. кульминация – это окончание текста.
  5. публицистический текст насыщен терминами.
  6. цель разговорного стиля – общение.

Один из текстов по фонетике читает ученик.

Есть ли у вас вопросы: все ли слова правильно были произнесены? Подумайте, на что нужно обратить внимание? [менеджер, позвонит, квартал, обеспечением, оптовых, мальчиковой, заключенный, экспертами, премировать, каталог]

Правильно еще раз читает текст один из учащихся.

С какой точки зрения мы анализировали этот текст? (с орфоэпической).

Работа с мини-текстами.

Определите типы речи

Однажды в английском парламенте один оратор устроил членам парламента своеобразную остроумную ловушку. Обсуждался один очень важный вопрос. Оратор огласил с трибуны четыре высказывания разных людей. Послушаем.

(Выступление специально подготовленного учащегося.)

  1. Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.
  2. Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.
  3. Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек.
  4. Эта молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Они никогда не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру.

Беседа по прослушанным текстам 

Все эти высказывания были встречены в парламенте аплодисментами. Однако вы, я вижу, и не думаете аплодировать. Согласны ли вы с прозвучавшими мнениями?

(«Я не согласна с прозвучавшими высказываниями, потому что, думаю, не все молодые люди такие плохие, есть в наше время нормальная молодежь, которая стремится к чему-то хорошему».

«Не согласен. Это слова людей, которые видят в молодых только плохое и не замечают хорошего».

«Я тоже не согласен. Это слова пессимистов, видящих все в черном свете и пытающихся навязать слушателям свое черное мнение»)

К какому стилю принадлежат эти высказывания? Докажите.

(При ответе мы использовали публицистический стиль, так как нам необходимо было выразить свое мнение, проявив эмоциональность, дать оценку высказываниям.)

Какова тема всех высказываний? (Молодежь.) Какова основная мысль? (Авторы текстов пытаются доказать, что молодежь плохая, ужасная; не сумеет продолжить дело отцов, погубит страну, не сохранит культуру.)

Как вы думаете, кто мог быть авторами этих слов?

(«Какие-то политики»; «Люди старой закалки»; «Пожилые люди»; «Люди, которые не общаются с молодежью и не знают, какая она на самом деле»)

Кто же действительно автор каждого из четырех высказываний?

... Итак, в парламенте звучат аплодисменты. Блестящее выступление. Тогда оратор раскрыл карты. Он объявил, что ...

(Продолжение выступления подготовленного учащегося.)

Оказывается, первое изречение принадлежит Сократу (470-399 гг. до нашей эры), второе – Гесиоду (720 год до нашей эры), третье – египетскому жрецу (2000 лет до нашей эры), а четвертое найдено в глиняном горшке в развалинах Вавилона, а возраст горшка – 3000 лет.

Получилось очень эффектно и даже смешно. Как вы думаете: какую цель преследовал выступавший в парламенте?

(Показать, что и в давние времена, и в сегодняшние старшее поколение оценивало молодежь одинаково, тем не менее человечество продолжало развиваться и процветать; проблема «ужасной молодежи» не нова.)

Какая проблема была? (Проблема отцов и детей.) 

Прочитайте рабочие записи К. Паустовского. Можно ли их назвать текстом? Почему?

... Любовь, говорят, притягивает на расстоянии. Можно написать рассказ только об ожидании. Чего? Кого? Она сама не знает этого. Это разрывает сердце. На пересечении сотен дорог случайно сталкиваются люди, не зная, что вся их прошлая жизнь была подготовкой к этой встрече. Теория вероятности. Применительно к человеческим сердцам. Для дураков все просто. Страна тонет в снегах. Неизбежность появления человека ... Ожидание ...

  1. Можно ли по этим записям определить тему, основную мысль и сюжет будущего рассказа? Придумайте хотя бы начало сюжета
  2. Согласны ли вы с писателем, который в своей книге «Золотая роза» писал:
    «Замысел – это молния ... Почти не бывает двух замыслов, которые бы возникали и развивались одинаково ... Появление его всегда бывает подготовлено внутренним состоянием ... Для появления замысла, как и для появления молнии, нужен чаще всего ничтожный толчок ... » Как вы думаете, о каком «толчке» идет речь?
  3. А что помогает воплотить замысел? Найдите в записях слова, которые, по вашему мнению, могут стать ключевыми в будущем рассказе. Какие ассоциации у вас возникают при произнесении этих слов? Запишите их. 

Какой бы текст вы хотели проанализировать на уроке? Поэтический или прозаический? Кто хотел поработать индивидуально или в паре?

Выразительно прочитайте стихотворение А. А. Блока «Превратила все в шутку сначала…». С каким настроением вы его читали? Чем оно интересно? Какие чувства вызывают чтением стихотворения?

Превратила все в шутку сначала,
Поняла – принялась укорять,
Головою красиво качала,
Стала слезы платком вытирать.
И, зубами дразня, хохотала,
Неожиданно все позабыв.
Вдруг припомнила все – зарыдала,
Десять шпилек на стол уронив.
Подурнела, пошла, обернулась,
Воротилась чего-то ждала,
Проклинала, спиной повернулась,
И, должно быть, навеки ушла ...
Что ж, пора приниматься за дело.
За старинное дело свое –
Неужели и жизнь отшумела,
Отшумела, как платье твое?

  1. Одинаковы ли по настроению начало и конец стихотворения?
  2. Какой момент отношений между лирическим Я и Ты показан в стихотворении?     
  3. Слова какой части речи преобладают в стихотворении?
  4. Какой глагол свидетельствует о том, что у лирического героя нет возврата к прошлому?
  5. Подумайте, почему в тексте появляется детальная конкретизация: «десять шпилек на стол уронив»? Какова ее образная функция в тексте?
  6. Для чего поэт употребляет прием незаконченности, открытую синтаксическую структуру?
  7. С какой целью автор использует лексический повтор в предложении?

Прозаический текст.

Какие вопросы вы подготовили бы для одноклассников по этому тексту?

КАК РАНЬШЕ ВЗРОСЛЕЛИ

В Древней Руси мальчики и девочки становились взрослыми, когда получали право носить взрослую одежду. А это случалось, когда они делом могли доказать свою взрослость.

С 5-7 лет детей приучали к хозяйственным мужским и женским работам, а также вводили в мир легенд, верований, традиций. В глубочайшей древности для этого существовали особые дома! Все, что там свершалось, окутано тайной, на которую не имели права представители противоположного пола.

Когда мальчик начинал становиться юношей, а девочка – девушкой, им приходила пора перейти в новое «качество»: из разряда «детей» в разряд «молодежи», будущих женихов и невест. Но телесное, физическое взросление мало что значило само по себе. Надо было выдержать испытание. Ученые называют его «инициацией» – «обновлением», «приведением в начальное состояние». Как вы думаете, в чем оно заключалось?

Юноша должен был вынести жестокую боль, принимая татуировку или клеймо со знаками своего племени. Для девушек тоже были испытания, но не такие мучительные. И самое главное – те и другие подвергались ритуалу «временной смерти» и «воскрешения». Как, вы думаете, он проходил? Было ли это игрой, или все происходило всерьез?

Ученые считают, что жрицы и жрецы применяли при этом одурманивающие напитки или даже гипноз! При этом разыгрывалась целая пантомима «проглатывания» детей мифическим животным – тотемом, «прародителем» и символом племени с последующим рождением из его брюха.

Дети «умерли» – вместо них «родились» новые взрослые.

Как вы думаете, что они получали? Конечно, новые «взрослые» имена и... новую одежду! Юношам вручали мужские штаны, а девушкам – особый род юбки (поневу). (до момента взросления и мальчики, и девочки носили только рубашки, сшитые из старой одежды родителей.) С момента надевания взрослой одежды девушку можно было сватать. Расцветка клеток на юбке была своя у каждого славянского племени.

Так начиналась взрослая жизнь.

(По М. Семеновой)

Задания для учащихся:

  • Как мы сейчас определяем, что человек повзрослел? По росту? По одежде? По манере общаться? По телосложению?
  • Как же взрослели наши предки? Что вас поразило больше всего?
  • До момента взросления и мальчики, и девочки носили только рубашки, сшитые из старой одежды родителей. Как вы думаете, почему?
  • Какова основная мысль текста?
  • Сколько в нем микротем?
  • Какой тип речи использовал автор? (Повествование, рассуждение или описание.)
  • в каком стиле написан текст? Свой ответ аргументируйте.

Что особенно для вас трудно при анализе текста?

«Жизнь языка» в художественном тексте

Прочитайте отрывки из стихотворений и найдите языковые средства, которые помогают поэту создать художественный образ.

В углу шуршали мыши,
Весь дом застыл во сне.
Шел дождь – и капли с крыши
Стекали по стене…
К.Д. Бальмонт

Отростки ливня грязнут в гроздьях.
И долго, долго до зари
Кропают с кровель свой акростих,
Пуская в рифму пузыри.
Б.Л. Пастернак

Когда умирают кони – дышат,
Когда умирают травы – сохнут,
Когда умирают солнца – они гаснут,
Когда умирают люди – поют песни.
В. Хлебников

Понимая, не понимая,
Точно в церкви или в кино,
Мы взирали, как над пеналами
Шло таинственное оно ...
А.А. Вознесенский

Зову, упрекаю, надеюсь и спорю,
Молю, упрекаю, прощаю, кляну ...
В.М. Тушнова

Итак, подведем итоги урока.

Я прошу вас заполнить таблицу и высказать свое мнение.

Я оцениваю свою подготовку к уроку Оценка за работу на уроке Что было самым интересным Сложные для меня задания
       

Сдать таблицы.

Домашнее задание: создать свой текст публицистического или художественного стиля, тему определяете сами.