В данной статье представлен сценарий урока развития речи по теме «Основные продукты питания», предназначенный для детей с тяжелой умственной отсталостью. Обучение таких детей ведется по региональной программе «Особый ребёнок», утвержденной Департаментом образования Пермской области.
Урок по теме «Основные продукты питания» входит в раздел «Питание». На изучение раздела отведено 10 часов. Этот урок - девятый, по типу - урок закрепления знаний, по форме – урок с использованием ЦОР.
Раздел «Питание» включён в содержание предмета «развитие речи» не случайно. Главная цель обучения «особых» детей – развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, использовать полученные знания в практической деятельности.
Речь ребёнка с тяжелой умственной отсталостью отличается грубым недоразвитием, словарный запас крайне ограничен. Развивать речь таких детей легче на знакомом им в быту материале, используя словарь, который непосредственно употребляют в семье. Особое внимание обращается на развитие семантических полей по изучаемой теме и правильность построенного предложения.
Учитывая, что класс сформирован из детей, имеющих сложную структуру дефекта, а также страдающих различными соматическими заболеваниями, на уроке ставились задачи здоровьесбережения:
- соблюдение факторов гигиенической рациональности урока,
- профилактика нарушения осанки и зрения.
С этой целью на различных этапах урока я использую специальные упражнения, проводится 2 физминутки.
Поскольку методических разработок для детей с тяжёлой умственной отсталостью крайне мало, учителю приходится подбирать пособия и разрабатывать уроки, ориентируясь на уровень развития конкретного ребёнка, класса. Важным аспектом данного урока является организация дифференцированной работы на уроке и индивидуальный подход к отдельным учащимся.
Введение элементов здоровьесберегающих технологий по профилактике основных «школьных» болезней (нарушения осанки и зрения) позволяет усилить здоровьесберегающую направленность урока.
Сочетание всех этих позиций с использованием элемента ЦОР – презентации выгодно отличает данный урок от других родственных по тематике и целевому назначению.
Конспект урока развития речи
Тема: Основные продукты питания.
Цели:
- Образовательная: закрепление умения правильно строить предложения при ответах на вопросы через обобщение знаний учащихся об основных продуктах питания.
- Коррекционная: развивать аналитико-синтетическую деятельность учащихся через закрепление умения классифицировать и обобщать продукты (овощи, крупы, молочные продукты).
- Воспитательная: закрепить знания учащихся о пользе правильного питания (разнообразие продуктов, умение выбрать более полезные).
- Здоровьесберегающая: профилактика нарушения осанки и зрения («школьных болезней»).
Оборудование:
- Компьютер
- Экран
- Мультимедийный проектор
- Презентация к уроку.
- Мешочки с крупами (для каждого ребёнка)-8 штук
- Карточки со словами: сливки, простокваша
- Иллюстрации: сливки (молочный продукт), сливы (фрукт).
- Раздаточный материал: наборы картинок с продуктами (молоко, творог, рис, гречка, морковь и огурцы).
- Толковый словарь С.И. Ожегова.
- Набор картинок для рефлексии: красные помидоры и лук по 8 штук.
План урока:
I. Организационный момент. 3 мин.
- Упражнение №1 «Сгибание стопы».
- Упражнение №2 «Змейка».
II. Актуализация имеющихся знаний. Целеполагание. 3 мин.
III. Закрепление пройденного материала.
- Дидактическая игра «Волшебный мешочек). 3 мин.
- Закрепление умения правильного построения предложения. 5 мин.
- Физминутка. 3 мин.
Комплекс упражнений для глаз. - Расширение и уточнение словарного запаса. 8 мин.
- Физминутка. 3 мин.
а) Упражнение «Сова вглядывается в темноту».
б) Упражнение «Поза солнца». - Составление описания. 8 мин.
IV. Итог урока. 2 мин.
V. Рефлексия. 2 мин.
Ход урока представлен таблицей.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5