Использование здоровьесберегающих технологий на уроке развития речи в классе "Особый ребёнок" специальной (коррекционной) школы VIII вида

Разделы: Начальная школа


В данной статье представлен сценарий урока развития речи по теме «Основные продукты питания», предназначенный для детей с тяжелой умственной отсталостью. Обучение таких детей ведется по региональной программе «Особый ребёнок», утвержденной Департаментом образования Пермской области.

Урок по теме «Основные продукты питания» входит в раздел «Питание». На изучение раздела отведено 10 часов. Этот урок - девятый, по типу - урок закрепления знаний, по форме – урок с использованием ЦОР.

Раздел «Питание» включён в содержание предмета «развитие речи» не случайно. Главная цель обучения «особых» детей – развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, использовать полученные знания в практической деятельности.

Речь ребёнка с тяжелой умственной отсталостью отличается грубым недоразвитием, словарный запас крайне ограничен. Развивать речь таких детей легче на знакомом им в быту материале, используя словарь, который непосредственно употребляют в семье. Особое внимание обращается на развитие семантических полей по изучаемой теме и правильность построенного предложения.
Учитывая, что класс сформирован из детей, имеющих сложную структуру дефекта, а также страдающих различными соматическими заболеваниями, на уроке ставились задачи здоровьесбережения:

  • соблюдение факторов гигиенической рациональности урока,
  • профилактика нарушения осанки и зрения.

С этой целью на различных этапах урока я использую специальные упражнения, проводится 2 физминутки.

Поскольку методических разработок для детей с тяжёлой умственной отсталостью крайне мало, учителю приходится подбирать пособия и разрабатывать уроки, ориентируясь на уровень развития конкретного ребёнка, класса. Важным аспектом данного урока является организация дифференцированной работы на уроке и индивидуальный подход к отдельным учащимся.

Введение элементов здоровьесберегающих технологий по профилактике основных «школьных» болезней (нарушения осанки и зрения) позволяет усилить здоровьесберегающую направленность урока.

Сочетание всех этих позиций с использованием элемента ЦОР – презентации выгодно отличает данный урок от других родственных по тематике и целевому назначению.

Конспект урока развития речи

Тема: Основные продукты питания.

Цели:

  • Образовательная: закрепление умения правильно строить предложения при ответах на вопросы через обобщение знаний учащихся об основных продуктах питания.
  • Коррекционная: развивать аналитико-синтетическую деятельность учащихся через закрепление умения классифицировать и обобщать продукты (овощи, крупы, молочные продукты).
  • Воспитательная: закрепить знания учащихся о пользе правильного питания (разнообразие продуктов, умение выбрать более полезные).
  • Здоровьесберегающая: профилактика нарушения осанки и зрения («школьных болезней»).

Оборудование:

  1. Компьютер
  2. Экран
  3. Мультимедийный проектор
  4. Презентация к уроку.
  5. Мешочки с крупами (для каждого ребёнка)-8 штук
  6. Карточки со словами: сливки, простокваша
  7. Иллюстрации: сливки (молочный продукт), сливы (фрукт).
  8. Раздаточный материал: наборы картинок с продуктами (молоко, творог, рис, гречка, морковь и огурцы).
  9. Толковый словарь С.И. Ожегова.
  10. Набор картинок для рефлексии: красные помидоры и лук по 8 штук.

План урока:

I. Организационный момент. 3 мин.

  1. Упражнение №1 «Сгибание стопы».
  2. Упражнение №2 «Змейка».

II. Актуализация имеющихся знаний. Целеполагание. 3 мин.

III. Закрепление пройденного материала.

  1. Дидактическая игра «Волшебный мешочек). 3 мин.
  2. Закрепление умения правильного построения предложения. 5 мин.
  3. Физминутка. 3 мин.
    Комплекс упражнений для глаз.
  4. Расширение и уточнение словарного запаса. 8 мин.
  5. Физминутка. 3 мин.
    а) Упражнение «Сова вглядывается в темноту».
    б) Упражнение «Поза солнца».
  6. Составление описания. 8 мин.

IV. Итог урока. 2 мин.

V. Рефлексия. 2 мин.

Ход урока представлен таблицей.

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5