Методическая разработка урока в 6-м классе "Мировой океан" по теме "Гидросфера"

Разделы: География


Цели урока:

  • Сформировать представление о Мировом океане и его составных частях; изучить особенности строения дна Океана;
  • Раскрыть значение Мирового океана, выявить виды хозяйственной деятельности человека.

Задачи:

  1. Формировать понятия Мировой океан, моря, заливы, проливы, острова, архипелаги, полуострова, рельеф дна Океана;
  2. Формировать способы деятельности учащихся: показывать океаны и моря, заливы, проливы, острова, полуострова по карте и наносить их на контурную карту; по карте описывать океаны, составлять схему “Площади океанов”, делать выводы о соотношении площадей океанов;
  3. Раскрыть идею единства и целостности Мирового океана;
  4. Показать значение Мирового океана для жизни на Земле.

Оборудование: физическая карта полушарий, учебник, атлас, рабочая тетрадь “Мой тренажер”, компьютер, интерактивная доска, презентация, схемы по тексту §.

Тип урока: комбинированный, с выполнением практической работы.

Этапы урока:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Изучение нового материала.
  3. Практическая работа.
  4. Закрепление пройденного материала.
  5. Рефлексия по изученному материалу.
  6. Домашнее задание.

Проверка домашнего задания:

1. Тестовая проверка.

Гидросфера – это:

а) воздушная оболочка Земли;
б) водная оболочка Земли;
в) твердая оболочка Земли.

2. Гидросфера состоит из:

а) поверхностных вод суши, вод Мирового океана, воды в атмосфере, подземных вод, ледников;
б) вод суши и вод Мирового океана;
в) вод рек, морей, озер, болот, прудов.

3. Поверхность Земли покрыта водой на:

а) 30%;
б) 50%;
в) 70%;
г) 90%.

4. Круговорот воды в природе – это:

а) незамкнутый процесс перемещения воды на земном шаре;
б) процесс движения воды по земному шару;
в) процесс постоянного водообмена между звеньями гидросферы.

5. Большая часть воды гидросферы находится:

а) в ледниках;
б) в Мировом океане;
в) в подземных водах.

2. Учитель выясняет, какие результаты получили учащиеся, выполняя задания 9,10,11 учебника.

Завершая проверку мировоззренческим выводом о значимости воды для всего и в том числе для человека.

Изучение нового материала.

Учитель начинает объяснение новой темы с зачитывания слов Вернадского из Тренажера. Далее учитель объясняет, что слово “океан” означает “великая река, обтекающая всю Землю”, известно людям с древности. Древнегреческие ученые-географы считали, что Землю опоясывает быстрый могучий поток – Океан. У него нет ни начала, ни конца. В древнегреческих легендах об океане говорится, что он был сыном бога Урана (бога неба) и Геи (богини земли) и являлся одним из творцов мира. По своему могуществу он уступал только Зевсу. Океан женился на своей сестре Тефии, которая произвела на свет три тысячи рек и столько же океанид (морских нимф). Так Океан стал отцом всех морей, рек и источников.

Что бы изучить Мировой океан, давайте с вами станем океанологами. Люди этой профессии изучают Мировой океан, они смелые, отважные, сильные.

Учитель выясняет, а кто видел океан, море; чем они вас поразили.

Современное понятие “Океан – водное пространство земного шара вне суши” дает Энциклопедический словарь географических терминов под ред. С.В.Калесник.

(См. слайд №3)

Далее, работая с картой полушарий учебника стр. 184, учащиеся находят 4 океана Земли, называют и показывают по карте в порядке убывания их площади, учитель в это время фиксирует данные о каждом океане в схеме на доске:

(См. слайд №4)

Далее учащиеся выполняют самостоятельную работу с атласом, нанося на контурную карту все называемые объекты.

Из текста учебника стр. 106, учащиеся узнают, что такое море и какие бывают моря в зависимости от географического положения.

(См. слайд №6)

Далее учащиеся выполняют практическую работу “Анализ интересных фактов о гидросфере, собранных в различных источниках (газетах, журналах, Интернет) и найти самим аннотации по одному из источников”.

Цель работы: формирование умений анализировать различные источники информации.

Оборудование: справочники, журналы, материалы Интернет, газеты.

Форма выполнения: сбор и проведение анализа материалов; написание аннотации к одному из источников.

Последовательность выполнения:

1. Учащимся объясняется, что в данной практической работе проявляется творчество учащихся. Им предлагается список научно-популярных книг (статей) из школьной библиотеки, которые посвящены проблемам гидросферы. Задача учащихся собрать 4-5 интересных, понравившихся учащимся фактов. Данный этап работы может быть оформлен в виде таблицы.

(Учитель по группам раздает дополнительный материал с которым учащиеся работают в классе).

Саргассово море.

“Уже много дней сильный ветер гнал каравеллы Колумба на запад, а земли все еще не было видно. Моряки пали духом и начали роптать. Опасаясь открытого мятежа, Колумб тайно приказал в корабельном журнале показывать уменьшенные расстояния пройденного пути, “чтобы не наводить на людей страх”

Однажды раздался радостный крик вахтенного матроса: он увидел зеленые полосы на горизонте. Когда же корабли подошли ближе, то полосы оказались большим скоплением водорослей, свободно плававших в воде. Колумб записал, что эта “ зеленая трава…как можно было судить по ее виду, лишь недавно была оторвана от земли”. Флотилия продолжала медленно продвигаться среди необозримых зеленых полей, но земли все не было видно, зато травы было “столько, что все море кишело ею”. Мореплаватели много раз опускали лот в разных местах, но нигде не доставали до дна.

Так было открыто Саргассово море – одно из самых удивительных на земном шаре. Оно получило свое название от саргассовых водорослей, огромными скоплениями плавающих по его поверхности. Водоросли имеют вид сильно разветвленных кустов, благодаря наличию в их стеблях особых пузырьков, наполненных воздухом, они могут долго держаться на воде. Обилие тепла и света создает благоприятные условия для их размножения. Круговые течения по окраинам моря препятствуют выносу скоплений водорослей за пределы водоема. Животный мир богат и разнообразен.

Саргассово море расположено в северной половине Атлантического океана, в субтропических широтах. Оно не имеет берегов, их заменяют гигантские океанские реки – морские течения: Антильское, Гольфстрим, Северное Пассатное. В средней части моря расположено бермудское плато, наиболее высокие части которого выступают в виде Бермудских островов.

Вода в Саргассовом море имеет довольно постоянную соленость 36,5-3710/00, ее температура зимой колеблется от +18 до +23, а летом от +26 до +28°С. Вода очень прозрачна, в общей массе имеет интенсивный синий цвет. Сочетание оливково-зеленых водорослей с чудесным синим цветом воды придает Саргассову морю исключительно красочный, живописный вид.

В.Н.Степанов. Природа Мирового океана. Пособие для учителей. Москва.: Просвещение, 1982.

Красное море.

Моряки говорят о Красном море, что это самое жаркое и самое соленое море на Земле. Можно поверить им. Когда мы измерили Температуру воды моря, она оказалась настолько высока, что просто не верилось: t + 35,5°С.

Теперь можно представить себе, что же было в воздухе. Вероятно, все пятьдесят!

Палуба парохода металлическая. Над этой массой металла круглый день вертикально висит солнце, причем солнце маленькое, яркое, злое, как собачонка. Висит это солнце и без конца греет. В ботинках ходить невозможно…..Поэтому мы ходили в особой обуви, каждый вырезал из доски толстые деревянные колодки по форме своей подошвы. Эти деревянные колодки привязывались к ногам ремнями. Так мы бегали с отчаянным грохотом, словно конница на параде.

Шесть дней плывем мы по Красному морю. Пыльный горизонт, белесое небо. До тошноты теплая вода. Палуба словно плита раскаленной печи. Море называют Красным потому, что во время песчаных штормов красная пыль пустыни обоих морских берегов закрывает горизонт. В эти часы все море действительно становится устрашающе красным. Берега мертвы.

Г.В.Карпов, А.И.Соловьев. Хрестоматия по физической географии СССР: Пособие для учителей. Москва: Просвещение, 1981.)

Интересный факт о гидросфере Название статьи, книги, материалов Интернета Автор, место и год издания Чем Вас заинтересовал факт
       
       

2. Затем, учащиеся выбирают один из источников и составляют аннотацию (краткие сведения) о нем. В аннотации фиксируется:

а) о чем идет речь в аннотируемом источнике;
б) кто его автор;
в) что говорится;
г) где и когда происходило событие;
д) чем вас поразило (заинтересовало) описываемое событие.

3. Собранные учащимися факты могут оформляться в качестве стенной газеты, странички сайта, выступлений учащихся в классе.

Учащиеся по карте определяют, что все океаны соединяются между собой проливами, например:

Тихий океан – Берингов пролив – Северный Ледовитый океан,
Тихий океан – пролив Дрейка – Атлантический океан.

Находят правило в учебнике и зачитывают его.

(См. слайд № 9)

Учитель обращает внимание учащихся на противоположное понятие заливы, находят определение в учебнике на стр. 106 и зачитывают его. На карте находят самые крупные заливы – Бенгальский, Бискайский, Гвинейский….

(См. слайд № 10)

Учащимся задается вопрос – кроме проливов и заливов какие водные объекты есть в составе океанов? Учащиеся называют – моря, учитель обращает внимание на то, что все моря занимают разное положение по отношению к суше. В учебнике стр.106 учащиеся находят название двух групп морей – внутренние и окраинные, работая с картой полушарий приводят примеры.

(См. слайд № 7, 8)

Учащиеся выясняют по учебнику стр.107, что такое остров?

(См. слайд № 11)

Учитель просит по карте полушарий назвать небольшие участки суши в водах Мирового океана – острова, которые в свою очередь могут образовывать архипелаги. Учащиеся находят на карте названия из текста учебника стр.107. Учитель объясняет, что все острова имеют разное происхождение: вулканические, коралловые, материковые. Учащиеся пробуют сами объяснить их происхождение, учитель корректирует ответы. По тексту учебника стр.107 учащиеся находят еще одну составную часть суши в океане – полуострова, называют примеры по карте.

(См. слайд № 12)

Закрепляя изученный материал, учащиеся самостоятельно строят схему “Части Мирового океана”, затем сверяют ее со схемой учителя:

(См. слайд № 5)

Учитель задает вопрос – почему на картах все океаны имеют разные оттенки синего цвета, с чем это связано? Учащиеся находят в легенде карты шкалу глубин, где каждому оттенку соответствует определенная глубина океана. Учитель поясняет, что для нанесения различных глубин океана используется способ послойной окраски. Учащиеся делают вывод, что дно океана не ровное, а самые глубокие места отмечены цифрами глубины.

Учитель зачитывает слова из популярной песни:

“Море, море,
Мир бездонный,
Пенный шелест
Волн прибрежных…”

Правильно ли автор описывает море, найдите в четверостишии ошибки.

Далее учащиеся изучают строение дна Океана по рис.78 учебника, переносят рисунок в тетрадь и подписывают части рельефа дна Океана.

(См. слайд № 13)

Пользуясь текстом Стоп-кадра “Что дает человеку Океан?” и своими знаниями, учащиеся заполняют таблицу (по вариантам):

1 2
Положительные качества Океана Отрицательные качества Океана
   

Осуществляя рефлексию по поводу изученного, учащиеся выясняют, что они изучили, что они могут сделать самостоятельно, понравилось ли им быть океанологами, а далее выполняют задание 11 рубрики “Это мне интересно”, записывая в тетрадь, какие чувства у них вызывает океан. Если учащихся это задание заинтересовало, то они выполняют вторую часть задания – подбирают несколько фрагментов из стихов, песен, художественных произведений, воспевающих океан и сравнивают свои чувства с чувствами авторов произведений.

Домашнее задание: §19, вопросы 2-7 устно, вопрос 1 на контурную карту вопрос 10 письменно.