ЦЕЛИ:
- повторение основных правил правописания приставок, совершенствование орфографических умений учащихся, развитие навыка самостоятельной работы;
- развитие умения находить, обрабатывать и представлять информацию;
- развитие языкового чутья; проверка уровня усвоения данной темы.
КРУГ РАССМАТРИВАЕМЫХ ВОПРОСОВ:
- приставки, пишущиеся в соответствии морфологическим принципом;
- приставки, правописание которых определяется фонетическим принципом орфографии;
- правописание приставок, зависящих от ударения и значения.
СЛОВАРЬ УРОКА:
- ПРЕЗЕНТАЦИЯ;
- ПРЕТЕНЦИОЗНЫЙ;
- ПРЕЦЕДЕНТ;
- ПРЕЗЕНТАБЕЛЬНЫЙ.
Подготовка к уроку: учащиеся получили индивидуальные задания:
- подготовить презентацию и сообщение о правописании приставок;
- сообщение об электронных словарях;
- составить кроссворд на правописание слов с приставками ПРИ- ПРЕ-.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя. Объявление темы и цели урока.
- Выступление учащихся. Правописание приставок. Презентация.
- Самостоятельная работа на компьютере. Выполните задание (Приложение 1) Вставьте пропущенные буквы.
Во_хождение, ра_бросать, бе_толковый, ра_жевать, и_следовать, во_главить, бе_заботный, бе_словесный, пр_морский, пр_бывать в город, пр_восходный, пр_дать форму, радиопр_емник, пр_вратник, пр_чуда, пр_града, бе_вкусица, ра_четливый, ра_читывать, бе_чувственный, мирово_рение, бе_дыханный.
3. Самопроверка (включить проверку орфографии).
Самооценка.
4. Коллективная работа.
Из истории языка (слайд на экране – Презентация).
РЕШИТЕ ГРАММАТИЧЕСКУЮ ЗАДАЧУ:
Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения:
Воскреснуть, восхитить, докучный, внушить, прихотливый.
4. ПРОВЕРКА:
Современное членение | Историческое членение |
Воскрес-ну-ть | Вос-крес-ну-ть (тот же корень, что и в слове кресало «огниво) |
Восхит-и-ть | Вос-хит-и-ть (тот же корень, что в словах похитить, хищник |
Докуч-н-ый | До-куч-н-ый (тот же корень, что в словах скука, докука) |
Внуш-и-ть | Вн-уш-и-ть (из ст-слав. Вън уши «в уши». Первоначальное значение «заставить услышать» |
Прихот-лив-ый | При-хот-лив-ый (корень тот же, что и в словах прихоть, хотеть) |
5. Вставьте пропущенные буквы.
– Значение каких слов вам не совсем ясно?
Пр_баутка, пр_вередливый, пр_людия, пр_рогатива, пр_вилегия, пр_верженец, пр_стойно. пр_зумпция, пр_мадонна, пр_тенциозный, пр_зентабельный, пр_цедент, пр_оритет, пр_ватизация.
Прибаутка, привередливый, прелюдия, прерогатива, привилегия, приверженец, пристойно, презумпция, примадонна, претенциозный, презентабельный, прецедент, приоритет, приватизация.
– Как быть, если не знаешь значения слова, не знаешь, как его написать?
6. Выступление уч-ся об электронных словарях.
Как найти значение слова в толковом словаре в Интернете. Адреса электронных словарей.
Дает значение слов.
ПРЕЗУМПЦИЯ, – и, ж. (спец.). Предположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное. П. невиновности (в судопроизводстве: положение, согласно к ото рому человек считается невиновным до тех пор, пока его вина не доказана в законном порядке).
ПРИВАТИЗАЦИЯ, и, мн. нет, ж. [фр. privatisation < лат. prīvātus частный]. Передача государственной или муниципальной собственности (земельных участков, промышленных предприятий, банков, средств транспорта, зданий и т. п.) за плату или безвозмездно в частную собственность. Приватизационный – относящийся к приватизации. Ср. денационализация 1
ПРЕЛЮДИЯ, и, ж. [< лат. praeludere играть предварительно, на пробу; делать вступление; готовиться]. 1. Вступительная часть музыкального произведения. П. к сюите. Ср. интродукция 1, пролог 1, ритурнель 2, увертюра 1, экспозиция 2. 2. Небольшое музыкальное произведение; то же, что прелюд. П. для фортепьяно. 3. перен. Вступление, введение во что-н., а также предвестие чего-н. П. больших событий. Ср. пролог 2.
ПРИМАДОННА, ы, ж., одуш. [ит. primadonna букв. первая дама]. Певица, исполняющая первые партии в опере или оперетте. Ср. прима, прима-балерина.
7. Самостоятельная работа на компьютере – отгадывание кроссворда.
8. Один уч-ся – выход в Интернет.
Задание – найти значение слов прерогатива, претенциозный, презентабельный, прецедент.
9. Проверка работы с кроссвордом – слайд.
10. Работа на компьютере. ТЕСТ. Оценивание.
11. РАБОТА С ТЕКСТОМ.
Задание:
- Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
- Выписать слова с пропуском букв в приставках в три столбика.
Дар слова есть натуральная пр_надлежность человека, язык не выдумывается, как и любовь. Однако было бы крайне п_чально, если бы мы о(т,д)носились к нему как к естественному пр_цессу, который сам собою в нас пр_и_ходит, если бы мы говорили так, как поют птицы, пр_давались бы естественным с_четаниям звуков и слов для выражения невольно пр_ходящих через нашу душу чувств и пр_дставлений, а не делали из языка орудие для п_следовательного пр_ведения мыслей, средства для д_стижения р_зумных и с_знательно п_ставленных целей. При исключительно па_сивном и бе_сознательном о_ношении к дару слова не могли бы образоваться ни наука, ни иску(с,сс)тво, ни гражданское о(п,б)щежитие, да и самый язык вследствие недостаточного пр_менения этого дара не ра_вился бы и остался бы при з_чаточных своих пр_явлениях.
- Дополнительное задание: Этот текст представляет собой рассуждение. Найдите в нем тезис, доказательство, вывод.
- Выпишите ключевые, наиболее значимые слова.
12. Подведение итогов урока.
Итоги работы с тестом. Приложение 5.
13. Домашнее задание.
- Работа с текстом. Написать свое отношение к поднятой проблеме.
- Составить словарный диктант из 20 слов на правописание приставок.