Разработка урока по геометрии в 8-м классе по теме "Прямоугольник и его свойства"

Разделы: Математика


Цели:

  • образовательная – формирование умений и навыков применения теоретических знаний при решении задач; усвоение учащимися понятия «прямоугольник» и его свойств;
  • развивающая – развивать творческую и мыслительную деятельность, логическое мышление учащихся в процессе изучения нового материала и решения задач; познавательный интерес и любознательность учащихся, умения самостоятельно работать, излагать мысли грамотным математическим языком;
  • воспитательная – прививать учащимся интерес к предмету, формировать умения аккуратно и грамотно выполнять математические записи и чертежи; учить умению сосредотачиваться на учебной деятельности и предупреждать ошибки по невнимательности.

Оборудование урока: учебник, чертёжные принадлежности, мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

В ходе урока используется презентация.

I этап – актуализация опорных знаний (10 мин).

Ученики разбиваются на две команды.

  1. Ученики обеих команд должны в начале урока в тетрадях для самостоятельных работ воспроизвести опорный конспект по материалу предыдущего урока «Параллелограмм и его свойства».

  2. Капитаном каждой команды становится ученик, который воспроизвел опорный конспект первым. Дальше он следит за работой учеников своей команды. Если ученик поднял руку, это означает, что работа окончена и тетрадь передается на проверку учителю. Если ученик поднял ручку, это означает, что он нуждается в консультации. Каждая консультация лишает команду двух очков. Число консультаций в обеих командах записывается на доске.

  3. По истечении времени капитан собирает тетради у учеников своей команды и в развернутом виде приносит на стол учителя. Если команда не успела справиться с работой за отведенное время, она теряет 2 очка за каждую лишнюю минуту; если она выполнила задание раньше, то получает по 2 очка за каждую сэкономленную минуту. За этим следят учитель и капитаны команд.

  4. Тетради каждой команды просматриваются учителем во время консультаций и самостоятельной работы учащихся, результаты сообщаются в конце урока. Побеждает та команда, у которой больше сумма оценок.

II этап – консультация (5 мин).

На доску проецируются вопросы:

  1. Какая фигура называется четырехугольником?
  2. Дайте определение параллелограмма.
  3. Является ли параллелограмм выпуклым четырехугольником?
  4. Каким свойством обладают противоположные стороны параллелограмма?
  5. Каким свойством обладают противоположные углы параллелограмма?
  6. Каким свойством обладают диагонали параллелограмма?
  7. Сформулируйте признаки равенства прямоугольных треугольников.

От каждой команды выделяются 1-2 консультанта, которые переходят в другую команду и консультируют в случае необходимости по данным вопросам. Консультантов назначают капитаны команд. За хорошо проведенную консультацию и отсутствие вопросов со стороны учащихся команда получает 3 очка.

III этап – изучение нового материала (10 мин).

На доску проецируются рисунки и вопросы. Поочередно капитаны команд вызывают учеников из другой команды для ответа на вопросы. Результаты работы обеих команд (каждая отвечает на 4 вопроса) записываются на доске.

  1. Среди предложенных четырехугольников выбрать те, которые являются прямоугольником.

  2. Что можно сказать о градусной мере каждого угла прямоугольника?
  3. Доказать, что у прямоугольника А2В2С2Д2 стороны А2В2 и С2Д2; А2Д2 и В2С2 – параллельны.
  4. Можно ли утверждать, что прямоугольник – параллелограмм?
  5. На рисунке назвать все прямоугольные треугольники.
  6. Найти равные прямоугольные треугольники и обосновать их равенство.

  7. Какое заключение можно сделать о диагоналях прямоугольника?
  8. Сформулируйте свойства, относящиеся одновременно и к параллелограмму, и к прямоугольнику, и свойства, относящиеся только к прямоугольнику.

IV этап – заполнение таблицы (8 мин)

Исследовать стороны, углы и диагонали прямоугольника и заполнить таблицу:

  параллелограмм прямоугольник
стороны 1.
2.
1.
2.
углы 1.
2.
1.
2.
3.
диагонали 1. 1.
2.

V этап – решение задач (10 мин)

Первой команде предлагается решить задачу: докажите, что диагонали прямоугольника равны.

Второй команде предлагается решить задачу: докажите, что если у параллелограмма диагонали равны, то он является прямоугольником.

(Для решения задач вызываются к доске по одному ученику из каждой команды).

Делаются выводы:

Свойство прямоугольника: Диагонали прямоугольника равны.

Признак прямоугольника: Если у параллелограмма диагонали равны, то он является прямоугольником.

Затем подводятся итоги, называется команда-победительница. Ученикам, проявившим во время урока активность, выставляются оценки в журнал.

VI этап – домашнее задание (2 мин):

п. 45, вопросы 12, 13 стр. 115, № 399, № 401 (а), №403.