Цели:
- образовательная – формирование умений и навыков применения теоретических знаний при решении задач; усвоение учащимися понятия «прямоугольник» и его свойств;
- развивающая – развивать творческую и мыслительную деятельность, логическое мышление учащихся в процессе изучения нового материала и решения задач; познавательный интерес и любознательность учащихся, умения самостоятельно работать, излагать мысли грамотным математическим языком;
- воспитательная – прививать учащимся интерес к предмету, формировать умения аккуратно и грамотно выполнять математические записи и чертежи; учить умению сосредотачиваться на учебной деятельности и предупреждать ошибки по невнимательности.
Оборудование урока: учебник, чертёжные принадлежности, мультимедийный проектор.
ХОД УРОКА
В ходе урока используется презентация.
I этап – актуализация опорных знаний (10 мин).
Ученики разбиваются на две команды.
-
Ученики обеих команд должны в начале урока в тетрадях для самостоятельных работ воспроизвести опорный конспект по материалу предыдущего урока «Параллелограмм и его свойства».
-
Капитаном каждой команды становится ученик, который воспроизвел опорный конспект первым. Дальше он следит за работой учеников своей команды. Если ученик поднял руку, это означает, что работа окончена и тетрадь передается на проверку учителю. Если ученик поднял ручку, это означает, что он нуждается в консультации. Каждая консультация лишает команду двух очков. Число консультаций в обеих командах записывается на доске.
-
По истечении времени капитан собирает тетради у учеников своей команды и в развернутом виде приносит на стол учителя. Если команда не успела справиться с работой за отведенное время, она теряет 2 очка за каждую лишнюю минуту; если она выполнила задание раньше, то получает по 2 очка за каждую сэкономленную минуту. За этим следят учитель и капитаны команд.
-
Тетради каждой команды просматриваются учителем во время консультаций и самостоятельной работы учащихся, результаты сообщаются в конце урока. Побеждает та команда, у которой больше сумма оценок.
II этап – консультация (5 мин).
На доску проецируются вопросы:
- Какая фигура называется четырехугольником?
- Дайте определение параллелограмма.
- Является ли параллелограмм выпуклым четырехугольником?
- Каким свойством обладают противоположные стороны параллелограмма?
- Каким свойством обладают противоположные углы параллелограмма?
- Каким свойством обладают диагонали параллелограмма?
- Сформулируйте признаки равенства прямоугольных треугольников.
От каждой команды выделяются 1-2 консультанта, которые переходят в другую команду и консультируют в случае необходимости по данным вопросам. Консультантов назначают капитаны команд. За хорошо проведенную консультацию и отсутствие вопросов со стороны учащихся команда получает 3 очка.
III этап – изучение нового материала (10 мин).
На доску проецируются рисунки и вопросы. Поочередно капитаны команд вызывают учеников из другой команды для ответа на вопросы. Результаты работы обеих команд (каждая отвечает на 4 вопроса) записываются на доске.
- Среди предложенных четырехугольников выбрать те, которые являются прямоугольником.
- Что можно сказать о градусной мере каждого угла прямоугольника?
- Доказать, что у прямоугольника А2В2С2Д2 стороны А2В2 и С2Д2; А2Д2 и В2С2 – параллельны.
- Можно ли утверждать, что прямоугольник – параллелограмм?
- На рисунке назвать все прямоугольные треугольники.
- Найти равные прямоугольные треугольники и обосновать их равенство.
- Какое заключение можно сделать о диагоналях прямоугольника?
- Сформулируйте свойства, относящиеся одновременно и к параллелограмму, и к прямоугольнику, и свойства, относящиеся только к прямоугольнику.
IV этап – заполнение таблицы (8 мин)
Исследовать стороны, углы и диагонали прямоугольника и заполнить таблицу:
параллелограмм | прямоугольник | |
стороны | 1. 2. |
1. 2. |
углы | 1. 2. |
1. 2. 3. |
диагонали | 1. | 1. 2. |
V этап – решение задач (10 мин)
Первой команде предлагается решить задачу: докажите, что диагонали прямоугольника равны.
Второй команде предлагается решить задачу: докажите, что если у параллелограмма диагонали равны, то он является прямоугольником.
(Для решения задач вызываются к доске по одному ученику из каждой команды).
Делаются выводы:
Свойство прямоугольника: Диагонали прямоугольника равны.
Признак прямоугольника: Если у параллелограмма диагонали равны, то он является прямоугольником.
Затем подводятся итоги, называется команда-победительница. Ученикам, проявившим во время урока активность, выставляются оценки в журнал.
VI этап – домашнее задание (2 мин):
п. 45, вопросы 12, 13 стр. 115, № 399, № 401 (а), №403.