Урок окружающего мира в 4-м классе "Чтобы путь был счастливым"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Образовательные:
    научить выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
    учить работать с книгой, учить рецензировать ответы и выступления товарищей, дополнять их.
  • Развивающие:
    развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся, развитие умение работать сообща и дружно с одноклассниками, вести диалог, таким образом, развивая коммуникативные способности детей;
    развивать умение следовать заданному алгоритму действий, соблюдая вербальные инструкции учителя, совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, сопоставления, развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции;
    развивать наблюдательность, умение критически оценивать свою работу и себя – способность к рефлексии;
    развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях, помогать ребенку осознать свою значимость в достижении общей цели.
  • Воспитательные:
    воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности и пытливости в процессе учения;
    воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

Оборудование: рисунок – плакат трамвая, макеты светофора (раздаточный материал), тест – задание, кассета с записью, таблички – остановка “Загадкино”, “Светофорная”, “Если ты пешеход”, “Если ты велосипедист и пассажир”.

Структура урока

Этап урока Содержание Задача этапа
Организация детей на занятие Ребята, готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс, Все получиться у нас!
Мотивационный компонент урока. Поддержание эмоционально-положительного настроя на урок. Создание ситуации успеха, доверия.
Работа с дневником наблюдения – Какой месяц года?

Вот и подходит к концу январь. Сколько на этой неделе было ясных дней, пасмурных, переменная облачность? Были ли осадки?

– Когда была самая низкая и высокая t ?

– Сколько дней было выше О, ниже О?

– Были ли безветренные дни?

– Кто пойдет, отметит погоду за сегодняшний день?

 
Сообщение темы и цели урока – Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие: “Чтобы путь был счастливым”. Во время путешествия мы будем изучать правила безопасного поведения на улицах и дорогах, познакомимся с некоторыми дорожными знаками. Отражение структурных компонентов урока, доступность их для осознания детьми.
 

 

 

 

 

Физкультминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторение правил поведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Наше путешествие будет проходить под девизом:

“Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперед и только все вместе”

– Но на чем же мы поедем? А вот на чем.

Красный вагон по рельсам бежит,
Всех, куда надо, он быстро домчит.
Заливистый звон его нравится детям,
Так на чем же мы с вами поедем? (На трамвае.)

– А где же мы его возьмем? Да вот где? Мы сделаем его сами. Главное в трамвае – звоночек. Чтобы все знали, что это мы едем, и уступали нам дорогу. А звенит он так: динь – динь – динь!

Ну-ка, попробуем.

– Еще трамваю нужны двери. Для того чтобы входить на остановках. Делать мы будем так. Двери закрываются – наклоняемся влево. Двери открываются – наклоняемся вправо и помогаем себе голосом – ш-ш-ш.

– Попробуем. Двери закрываются.. (Дети наклоняются со звуком: ш-ш-ш.)

В трамвае нельзя допускать безбилетного проезда. Давайте пробьем талончики компостером. (Хлопок в ладоши.) А про колеса забыли? Да уж без них даже сказочные трамваи не ходят. А стучать колеса будут так. (Топают ногами.) Быстрее, еще быстрее. Стоп! Такое ощущение, что вы трамвайщиками и родились.

– Но мы не можем ехать, не вспомнив правил поведения.

– Итак, когда мы едем в трамвае, мы – кто? (Пассажиры.)

А как нужно пассажирам вести себя в транспорте?

– Когда мы идем по улице, мы – кто?.. (Пешеходы.)

– Если трамвай остановился на остановке, а нам нужно перейти на другую сторону улицы, то, как мы это сделаем?

(Обойдем, трамвай спереди, а лучше всего – подождать, пока трамвай отъедет.)

– Молодцы!

Выходя на улицу,
Приготовь заранее
Вежливость и сдержанность,
А главное – внимание!

В путь! Двери закрываются! Динь – динь – динь!

Поехали! Стоп! Двери открываются.

Девиз использован для единения класса с учителем, придания уроку положительной идеи.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация опорных знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкальпая пауза (физкультминутка).

 

 

 

 

 

Работа с учебником.

Остановка первая “Загадкино”

На доске.

Где допущены ошибки? Найдите их:

– Ходить разрешается по проезжей части;
– Переходить улицу только там, где положено;
– Переходить только на желтый сигнал светофора;
– Можно кататься там, где ездят автомобили;
– Садиться в автомобиль и выходить из него нужно со стороны тротуара.

(Дети выбирают верные утверждения, ищут ошибки.)

Молодцы! Едем дальше! Двери закрываются. Динь-динь динь! Пробиваем талончики компостером, поехали! Стоп! Двери открываются.

Остановка вторая “Светофорная.

– Я не буду вас спрашивать, что такое светофор и зачем он нужен, потому что уверена, что все вы это знаете. А вот как вы усвоили сигналы светофора, мы сейчас проверим.

– Подберите нужную рифму к стихотворению.

1. Заучи закон простой,
красный свет зажегся – … (Сой!)

2. Желтый скажет пешеходу:
– Приготовься к … (Переходу!)

3. А зеленый впереди,
Говорит он всем – … (Иди!)

– Молодцы!

Ходить по улице опасно,
Когда у вас вниманья нет,
Но есть, друзья, зеленый, красный
И очень нужный желтый свет.

– Сейчас я буду читать стихотворение из книги “Азбука безопасности” Олега Бедарева, а вы на своих светофорчиках зажигайте нужный свет. (Макеты светофорчиков дети изготовили на уроке.)

– Внимание!

Есть сигналы светофора,
Подчиняйтесь им без спора!
Бурлит в движенье мостовая
Бегут авто, спешат трамваи
Скажите правильный ответ:
Какой для пешеходов свет?

(Дети открывают окошечко с красным кружком.)

 

– Правильно!

Красный свет нам говорит:
Стой! Опасно! Путь закрыт.
Особый свет – предупрежденье!
Сигнала ждите для движенья
Скажите правильный ответ:
Какой горит при этом свет?

(Дети открывают окошечко с желтым кружком.)

– Правильно!

Желтый свет – предупрежденье,
Жди сигнала для движенья.
Иди вперед! Порядок знаешь,
На мостовой не пострадаешь.
Скажите правильный ответ:
Какой для пешеходов свет?

(Дети открывают окошечко с зеленым кружком.)

– Правильно!

Зеленый свет открыл дорогу,
Переходить ребята могут.
Молодцы!
Для тебя горят они
Светофорные огни
Красный – стой!
Желтый – жди!
А зеленый свет – иди!

– Вы очень хорошо знаете сигналы светофора, пришло время потанцевать.

Если горит зеленый свет – вы весело танцуете, загорелся желтый – нужно остановиться, ну а если загорелся красный – вы стоите на месте и грозите друг другу пальцем. Нельзя ходить на красный свет светофора.

(Под музыку дети играют. Учитель меняет сигналы светофора.)

– Молодцы! Едем дальше! Двери закрываются. Динь-динь динь! Пробиваем талончики компостером, поехали! Стоп! Двери открываются.

Остановка третья “Если ты пешеход”.

– Каким должен быть современный пешеход? (Собранным, внимательным, осторожным).

– Откройте свои учебники стр. 8–9. Прочитайте три главных правила пешехода (стр. 8).

– Казалось бы, какие простые правила! Но как часто дети (Да и взрослые!) нарушают их. И в результате – несчастные случаи.

Твои родные всегда волнуются за тебя, когда ты куда-нибудь уходишь из дома. Поэтому пусть три главных правила станут торжественным обещанием, которое ты дашь своим родным.

Но для полной безопасности на улице нужно соблюдать еще несколько правил (стр. 9).

– Давайте прочитаем эти правила.

– Что вы для себя усвоили?

– Молодцы! Едем дальше! Двери закрываются. Динь-динь динь! Пробиваем талончики компостером, поехали! Стоп! Двери открываются.

 

Выяснение степени готовности детей к достижению целей урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка знания теории в процессе выполнения практических упражнений – игровая ситуация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом.

Идет активная познавательная деятельность учащихся, развитие способностей к анализу, синтезу, обобщению.

 

Проверка знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест.

Остановка четвертая “Если ты велосипедист и пассажи”.

– Самостоятельно прочитайте текст “Если ты велосипедист и пассажир” на стр. 10–11.

– Сейчас ответьте на вопросы, которые даны на карточке, правильно ответив на них, вы угадаете слово.

– Какое слово получилось? (Знаток)

– Кто правильно ответил, тот является знатоком дорожного движения.

1. Какой стороны придерживаются пешеходы и машины на дорогах?

с) левой.
з) правой.

2. Если человек находится внутри транспорта, путешествует?

н) пассажир.
м) водитель.

3. Место, отведенное для ходьбы пешеходов, называется…

а) тротуар.
о) шоссе.

4. Знак “Пешеходный переход” выглядит так:

т) синий квадрат, внутри белый треугольник с изображением человека.
д) красный треугольник с изображением человека.

5. Переходя улицу, надо сначала посмотреть..

а) направо.
о) налево.

6. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам города?

г) с 10 лет.
к) с 14 лет.

 
Работа в рабочей тетради. – Откройте свои рабочие тетради. Выполняем задание стр. 5–8, задания № 1–5.

Закройте глаза ладошками, образуя треугольник. Увидев красную точку, мысленно закрасьте черным цветом.

Взаимопроверка.

Пальминг.

Итог урока. Итак, ребята, наш урок – путешествие подходит к концу.

– Что мы сегодня повторили на уроке?

– Назовите три правила пешехода.

– Какие еще правила безопасности должен соблюдать пешеход?

Вызвать у детей чувство удовлетворенности результами урока.
Рефлексия. – Тот, кто считает, что во время путешествия хорошо изучил правила безопасного поведения на улицах и дорогах возьмите яблоко и прикрепите к нашему дереву.

А тот, кто считает, что ему надо еще поработать возьмите цветок. А тот, кто совсем не изучил, возьмите листок.

 
Оценивание. Выставление отметок, оценивание.  
Домашнее задание. Учебник стр. 8–13. Ответить на вопросы раздела

“Проверь себя”.