Разработка урока в 8-м классе "Кислоты"

Разделы: Химия


Необходимое оборудование и реактивы:

  • стеклянная химическая посуда,
  • раствор кислот,
  • индикаторы.

Программное обеспечение:

  • ОС Windows,
  • MS Word,
  • MS Power Point,
  • интерактивная доска.

Методы и приемы:

  • Словесные – проблемная беседа
  • Наглядные – демонстрация слайдов
  • Практические – выполнение заданий тестов

Цель:

  1. Образовательная:
    ввести понятие о кислотах, рассмотреть состав, название и классификацию кислот.
  2. Развивающая:
    развивать умения анализировать, сопоставлять, делать выводы, сравнивать свойства изучаемых веществ, применять полученные ранее знания и практические навыки при решении поставленных задач.
  3. Воспитательная:
    воспитывать культуру общения между учениками, между учениками и учителем.

По окончанию урока учащиеся должны знать:

  1. Состав и классификацию кислот.
  2. Нназвания кислот.
  3. Характеристику представителей кислот.

Уметь:

  1. Давать названия кислотам.
  2. Проводить расчеты по химическим формулам кислот.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Постановка познавательной задачи
  3. Изучение нового материала
  4. Закрепление изученного материала
  5. Итоги урока
  6. Домашнее задание

Ход урока

Этап урока

Деятельность

Слайды

учителя

учащихся

I.  Организа-
ционный момент
     
II. Постановка познавательной задачи Учитель читает сказку: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был газ по имени хлороводород. Это был газ бесцветный, но с очень характерным резким запахом. И поэтому жители этого государства издалека чувствовали приближение хлороводорода, хотя и не видели его. Поэтому с ним при обычных условиях не хотели дружить. Очень скучно было хлороводороду одному, у него не было друзей, ему хотелось быть кому-то нужным. Решил он отправиться на поиски друзей. Идя через лес, он подошел к красивому водопаду. От него в разные стороны летели капельки воды. Им было очень весело и они не почувствовали приближение хлороводорода. Одна из капелек упала рядам , тут же образовалось новое вещество, которое по своим свойствам отличалось от хлороводорода. Оно очень легко вступало в реакции с металлами, основаниями, т.е. очень быстро нашло себе друзей. Данное вещество стало широко применяться в химической промышленности.

Беседа

  1. Какое вещество образовалось в результате растворения хлороводорода в воде?
  2. Назовите класс, к которому относится соляная кислота?
Учащиеся слушают.

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы:

– соляная кислота
– кислоты.

 

 

 

 

 

 

 

1

III. Изучение нового материала 1. Запись темы на доске и определение целей урока.

1. Объяснение.

Кроме соляной к данному классу относятся другие кислоты, молекулы которых состоят из двух элементов, так называемые бинарные соединения. Например: H2S – сероводородная, HBr – бромоводородная.

Еще одним элементом, входящих в состав кислот является кислород. Поэтому признаку кислоты классифицируют на кислородосодержащие и бескислородные

2. Фронтальная работа.

Учитель демонстрирует на доске слайд с таблицей “Кислоты”. Приложение

3. Объяснение.

Все кислоты обязательно содержат водород, вся остальная часть формулы называется кислотным остатком.

4. Фронтальная работа.

По таблице определить кислотные остатки каждой кислоты

5. Беседа.

  1. Какие вещества называют кислотами?
  2. Как определяют степень окисления у бинарных соединений?
  3. Как определить степень окисления кислотного остатка кислородосодержащих кислот?

6. Объяснение.

Нужно запомнить, что суммарная степень окисления всех элементов в соединении равна нулю, а степень окисления водорода +1 и кислорода -2. Тогда по формуле можно составить уравнение (+1) * 2 + х + (–2) * 4 = 0 откуда х = +6, где х – степень окисления серы. Таким образом .

По формуле кислот можно определить и общий заряд кислотного остатка, его определяют по количеству водорода.

7. Фронтальная работа по таблице “Кислоты”.

8. Беседа:

– Где в природе встречаются следующие кислоты:

  • лимонная
  • яблочная
  • щавелевая
  • муравьиная
  • уксусная
  • молочная

– Где применяются кислоты?

– Где находится самая близкая к нам, в Зауралье, фабрика по химическому производству серной кислоты?

9.Объяснение с демонстрацией слайдов

Многие кислоты нужны в больших количествах. Например:

Серная кислота – бесцветная жидкость, вязкая, как масло, не имеющая запаха, почти вдвое тяжелее воды. Серная кислота поглощает влагу из воздуха и других газов. При смешивании серной кислоты с водой выделяется большое количество теплоты. Если воду вливать в серную кислоту, то вода, не успев смешаться с кислотой, может закипеть и выбросить брызги серной кислоты на лицо и руки работающего. Необходимо запомнить: при растворении серной кислоты нужно вливать ее тонкой струей в воду и перемешивать. Серная кислота обугливает древесину, ткани, сахар.

 

10. Беседа:

– Как можно распознать кислоты?

– Вспомните окраску каждого индикатора в кислой среде

11. Демонстрация опыта “Влияние индикаторов на кислоты”

Записывают тему урока.

Слушают и записывают формулы и схему в тетрадь.

 

Учащиеся проговаривают формулы и названия кислот, затем записывают в тетрадь

Учащиеся слушают и записывают основные моменты

Дописывают в таблице графу “Кислотный остаток”

Отвечают на вопросы:

– кислотами называют сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотных остатков;
– зная, что степень окисления у водорода +1, то у хлора –1 т.е. .

Учащиеся слушают и записывают основные моменты.

 

Учащиеся определяют степень окисления кислотных остатков.

Учащиеся устно отвечают на вопросы:

– в лимонах;
– в яблоках;
– в листьях щавеля
– муравьи разбрызгивают в качестве защиты от врагов; она содержится в пчелином яде и жгучих волосках крапивы;
– при скисании виноградного сока;
– при скисании молока, квашении капусты и силосовании кормов для скота, она образуется в мышцах при усиленной работе;
– в быту лимонная, уксусная кислоты, ацетилсалициловая в медицине;
– БМСК г.Сибай.

Учащиеся слушают и изучают слайды.

Отвечают на вопросы:

– с помощью индикаторов;
– лакмус в красный цвет, метиловый оранжевый в красно-розовый.

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

5

6

7

8

9

10

11, 12

13

 

 

 

 

 

 

 

14

IV. Закрепление изученного материала Тест сличения

I столбец

  1. Формула соляной кислоты
  2. Бескислородная кислота
  3. Трехосновная кислота
  4. Степень окисления Н в кислотах
  5. Кислотный остаток серной кислоты
  6. Степень окисления N в азотной кислоте
  7. Окраска лакмуса в кислой среде
  8. Формула фосфорной кислоты
  9. Степень окисления S в серной кислоте.
  10. По физическим свойствам соляная кислота – это…

II столбец

  1. – 1
  2. +3
  3. +1
  4. красная
  5. H2SO4
  6. фиолетовая
  7. HCl
  8. газ
  9. +6
  10. H3PO4
  11. жидкость

Проверка тестов

Учитель выясняет, какие оценки получили учащиеся за тест

Учащиеся самостоятельно выполняют задания тестов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся самостоятельно проверяют тесты и ставят себе оценки согласно критериям

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

V. Итоги урока. Ответы на вопросы учащихся.    
VI. Домашнее задание § 20
Выучить формулы и названия кислот.
Используем диффиринцированный подход к творческому заданию:
– Кто получил оценку “5” составить кроссворд по теме “Кислоты”, “4” – сказку про кислоту, “3” – упр. 2