Над этой темой я работаю третий год, и неоднократно убеждалась, что эта проблема будет всегда волновать педагогов. Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные и не очень, контактные и замкнутые …! Но всех их объединяет одна, с нашей точки зрения, беда, – они удивляются и восхищаются все меньше и меньше, интересы их однообразны: куклы Барби, модели машинок, компьютеры, игровые приставки. А ведь наше общество как никогда нуждается в активных творческих людях. Как же разбудить в детях инте6рес к миру и к самому себе? Как заставить их душу “трудиться”? Эстетическое и художественное воспитание несет в себе огромный неосвоенный нашим образованием потенциал. Начатая вовремя серьезная работа педагогов в этом направлении может дать неоценимо важный результат в воспитании творческого, активного человека, интеллектуально развитого гармоничного. Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла. Эстетическое воспитание тесно связано с современностью, во многом определяется ею, задачи эстетического воспитания связаны с формированием морального облика – дошкольника. Научить малыша различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее. Процесс воспитания сложный, многогранный, на него влияют многие факторы и социальная среда, и микросреда, т.е. семья и “улица”. Сложность еще и в том, что результаты воспитания не так быстро можно увидеть. Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств. Изобразительная деятельность является одной из самых интересных. Она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей их жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение, а иногда и отрицательное. Одним из основных процессов изобразительного искусства является творчество. Это неделимый, как вдох и выдох. Если у ребенка внутри пусто, его воображение – бедно, он мало что воспринимает и ничем не восхищен, то и выражать ему нечего. Его самовыражение будет соответствовать его внутреннему содержанию.
Поэтому, задача, которую я поставила перед собой – это учить ребенка видеть мир, осознавать увиденное, развивать у него творческие способности, наблюдательность, способность мыслить, рассуждать, не забывая о здоровье, сберегающих технологиях. Чтобы дети могли без какого – либо принуждения, а с желанием и охотой творить, на занятиях по изодеятельности я стараюсь наполнить их яркими, красивыми, радостными впечатлениями, способными активизировать их изнутри и помочь им разнообразно, в доступной им форме, выразить себя. Руководствуясь программой УО.Ф Змановского “здоровый дошкольник”, воспитываю у детей здоровое отношение к природе, к человеческому обществу и окружающему миру. Начиная со средней группы, провожу экскурсии в парк, лес, на реку; рассматриваем с детьми картины художников в сопровождении классической музыки, использую на занятиях природный материал, в теплое время года занятия провожу на свежем воздухе. Учу детей творить, а это самое главное. Всячески способствую тому, чтобы дети сами создавали, придумывали, понимали, помогаю им сделать самостоятельный шаг. Нетрадиционные занятия (интегрированные занятия – путешествия, занятия на свежем воздухе) помогают мне всесторонне развивать личность дошкольника.
Только когда ребенок духовно развит и здоров, он будет чувствовать себя счастливым, получит удовлетворение от своей работы, будет стремиться к совершенствованию. Поэтому, заботясь о их здоровье, я включаю на занятии игроритмику, пальчиковую гимнастику, зрительную гимнастику – Базарного, дыхательная гимнастика, физминутки, игры для развития мелкой моторики.
Художественные впечатления детства сильны и останутся в памяти на долго, иногда на всю жизнь. Сближение ребенка и природы происходит тогда, когда он начинает видеть ее красоту, накапливать впечатления от встреч с великолепием природы, через способность видеть прекрасное в природе, происходит становление эстетического отношения дошкольника к миру вообще. Но для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительный и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов.
Воспитанный с детства на подлинно художественных произведениях ребенок в дальнейшем будет противостоять влиянию дурного вкуса, пошлых стихов и т.д.