Создание условий комфортного проживания ребенком дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Наше дело – быть оптимистом
в отношении любого ребенка
в любых случаях.
Шалва Амонашвили.

“Экология детства”…Толкование данного понятия многозначно и оно еще не устоялось в теории и практике дошкольного воспитания (Д.С. Лихачев, Р.М. Чумичева, О.Б. Широких и др.). Мы рассматриваем понятие “Экология детства”, как – “создание мира детьми, и то, что создали и создают взрослые для детей”. А именно:

– “Создание мира детьми” – это создание детьми собственной детской субкультуры, детского сообщества;

– “То, что создали взрослые для детей”, а здесь необходима выработка общего взгляда всех участников педагогического процесса (воспитателей, специалистов, родителей) на развитие ребенка в дошкольный период детства. Взгляда с позиции сохранения самоценности этого периода и непреходящего значения, как периода формирования основ дальнейшего развития ребенка (физического, социального, умственного, эстетического).

Основой успешности достижения дальнейшего развития ребенка является создание условий для обеспечения комфортного самочувствия, пребывания его в образовательном учреждении, т.е. речь идет о душевном комфорте, который характеризуется состоянием внутреннего спокойствия, отсутствием разлада с самим собой и окружающим миром, т.е. мы ответственны:

во-первых, за сохранение, защиту эмоционально-позитивности, благополучности, ценности мира детства;

во-вторых, за обеспечение творческого развития индивидуальности ребенка, не ранимое взаимодействие субкультуры ребенка с миром взрослого.

Главная задачатворческое, развивающее, индивидуально-ориентированное, интеллектуальное и практическое обогащение мира детства.

Результатсчастливое детство, комфортность, успешность, адаптация к социуму.

Научный поиск, в данном направлении, организовывался в рамках проекта “Экология детства”. Научно-методическое обеспечение проекта ориентировалось на цель – формирование основ личностной культуры участников образовательного процесса (дети, родители, педагоги), развитие эмоциональной потребности в творческом освоении культурных ценностей.

Перед нами встала задача поиска путей гуманизации воспитательно-образовательного процесса, т.е. поиск образовательных творчески-развивающих технологий, формирования основ культуры ребенка, на основе приобщения к эколого-краеведению.

Организация жизни и деятельности детей, с точки зрения обеспечения их комфортности, должна учитывать их потребности: в признании, общении, движении, познании, проявлении активности, самостоятельности и творчества.

Каждый ребенок нуждается в признании детским сообществом, благодаря которому он может успешно социализироваться. И тут особое значение имеет признание его как партнера по игре. Встраивание ребенка в детское сообщество, особенно играющее, имеет важное значение для осознания своего статуса, факта признания как основы для осознания своего статуса, факта признания, как основы для возникновения чувства комфортности.

Ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра, изменяется от возраста к возрасту по форме и содержанию. В ней ребенок познает разные смыслы – функционирования предметов, человеческих отношений. В ней формируются мотивы других видов деятельности (рисования, экспериментирования, конструирования и т.д.), потребность в познании и освоении способов общения со сверстниками и взрослыми.

Второй важный фактор обеспечения комфортности – общение взрослых с ребенком, но при условии, что оно строится с учетом изменения потребности самого ребенка в таком общении в течение дошкольного возраста, что определяет изменение форм общения.

Комфортное проживание ребенком дошкольного периода, периода детства – это мотивированная и осмысленная деятельность: игра, рисование, разыгрывание различных сюжетов и т.д., что задается определенным содержанием педагогического процесса, сущность которого, заключается в его направленности на обогащение творческого, индивидуально-ориентированного детского развития.

Претворяя в жизнь данные подходы гуманизации воспитательно-образовательного процесса, педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения отдает предпочтение игровым и проектным технологиях, в основе которых лежат принципы развивающей дидактики:

– развивающее обучение должно опираться на потенциальные возможности ребенка, “зону ближайшего развития”;

– реализация деятельностного подхода, самой деятельности, основных ее компонентов (поставленные цели, выбор средств, поиск способов решения и использование их в новых ситуациях) – это способствует развитию ребенка;

– системный подход в организации содержания через принцип “от общего к частному”;

– интегрированный принцип организации освоения содержания;

– создание проблемных ситуаций;

– создание условий для проектного экспериментирования;

– наглядное моделирование;

– интерактивное взаимодействие детей между собой;

– учет индивидуальных возможностей;

– востребованность освоенного на занятиях в дальнейшей свободной самостоятельной деятельности;

– учет гендерных особенностей развития;

Главным условием в организации педагогического процесса, успешного использования игровых и проектных технологий является создание творчески-развивающей предметно-игровой среды для каждого дошкольного возраста, имеющего свою специфику развития.

Окружающая ребенка среда, в которой он постоянно живет, действует, творит, обуславливает содержание и способы реальной деятельности самого ребенка. Значит, предметная среда должна:

– стимулировать к проявлению творческой активности, т.е. проблематизировать взаимодействие с ней, побуждать к познанию через практическое экспериментирование и т.д., т.е. обогащать любую детскую деятельность, тем самым развивать детей в ней;

– быть системной (отвечать целям обучения и воспитания и требованиям проектной культуры);

– учитывать специфику возрастных этапов развития ребенка;

– обеспечивать возможность взаимодействия детей со взрослыми и между собой.

Качество реализации образовательного процесса дошкольного учреждения предполагает учет всех основных его компонентов:

  1. Цель и задачи.
  2. Содержание образовательного процесса.
  3. Методическое сопровождение (технологии).
  4. Материальное обеспечение.
  5. Отслеживание результатов (мониторинг, диагностика).

Конечный результат нашей работы: формирование у ребенка уверенности, направленности на успешность, открытость и доверительность, что является немаловажным для адаптации его к новым условиям дальнейшей жизни.

Мониторинг качества образовательного процесса – отслеживание результатов работы, направленных на формирование ключевых компетенций у детей старшего дошкольного возраста, свидетельствует о неравномерности усвоения программ. Это говорит о том, что каждый ребенок уникален, индивидуален, своеобразен, у каждого индивидуальные типологические особенности, способности, возможности, свой образовательный маршрут. И с этим надо согласиться – это реальность.

А.Франц говорил: “Детей надо учить весело и с аппетитом”, т.е. с удовольствием, от деятельности, в том числе и познавательной, дети должны получать наслаждение и радость.

Следуя девизу программы “Детство” – “Чувствовать, познавать, творить” в своей работе мы учим детей, чувствовать с наслаждением, познавать с удовольствием, а творить с радостью.

Литература:

  1. Н.А.Карабанова, С.С.Курынова, И.В.Руденко, О.Е.Тумакова “Экология детства”. Комплексное сопровождение ребенка в условиях ДОУ: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ./под ред. И.В.Руденко. – Тольятти, 2005-132 с.
  2. Л.Д.Назарова “Экология души: формирование нравственной позиции человека по отношению к миру”. Научно-практический журнал “Управление ДОУ”. Изд. ООО “Творческий Центр Сфера” №3, 2007, 26–40 с.
  3. Л.А.Парамонова “Качество современного дошкольного образования”. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. Изд.ЗАО “МЦФЭР” №6, 2008, 4–24 с.