Художественно-эстетическая деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, позволяет проявлять творчество, вызывает чувства прекрасного и положительные эмоции. Задача дошкольного образовательного учреждения способствовать возникновению ценностного отношения к искусству, интереса к творческой деятельности.
Творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.
Сложность и многообразие задач эстетического воспитания, а также конкретные особенности того или иного детского сада предполагают и достаточное разнообразие форм работы, учитывая интересы и потребности самих детей. Эта линия задает критерии отбора нововведений и их синтеза в организацию воспитательно-образовательного процесса.
Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.
Детский сад № 182 уже несколько лет осваивает и внедряет в работу с детьми витражное искусство.
Витраж (роспись по стеклу) – древний вид декоративно-прикладного искусства. Художественная витражная роспись – занятие, которое приносит огромное удовольствие и чем глубже ее познаешь, тем больше радости она доставляет. Приемы этого вида росписи настолько разнообразны, что любой может найти себе технику по душе.
В работе с дошкольниками мы активно используем витражную технику в двух направлениях: роспись витражными красками и аппликации с использованием витражной пленки.
Витраж это стеклянная картина, мозаика или ковер, но в работе с дошкольниками мы в целях безопасности не используем стекло, а предлагаем старшим детям пентапринт, а младшим готовые пластиковые формочки.
Детский сад, внедряя в практику работы с детьми витражное искусство, организовывал деятельность в нескольких направлениях:
I. Предметно-пространственная организация и содержание художественно-эстетической предметно-развивающей среды.
1. Велась работа над созданием комфортной, эстетичной среды в оформлении групп, холлов и лестничных маршей детского сада, ориентированной на обеспечение целостного образовательного процесса предметно – развивающей среды.
С использованием витражных технологий были оформлены:
- Холл детского сада – эстетом;
- Один из лестничных маршей – работами детьми;
- Оформление групп и изостудии пополнялись детскими витражными работами – работы в 1 блоке деятельности под руководством эстета и во 2 блоке деятельности под руководством воспитателя.
2. Были пополнены центры изобразительной деятельности материалами и оборудованием для работы в витражной технике.
Общие принципы построения предметно – развивающей среды в дошкольных учреждениях были направлены на реализацию личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка. Эти принципы и определяли стратегию построения пространственной организации и содержания художественно-эстетической предметно-развивающей среды в нашем детском саду:
- обеспечение изобразительных центров современными материалами и оборудованием для работы в витражной технике (краски, пленка, пентопринт, плоскостные и объемные формы и т.п.;
- создание условий для индивидуальных, подгрупповых и коллективных занятий детей;
- обеспечение доступности материалов и оборудования для детей;
- учет половых различий детей при насыщении изоцентров.
II. Художественная практическая деятельность с детьми.
Работа с детьми осуществлялась поэтапно и систематично в течение двух лет. Была организована работа в 1блоке деятельности (организованные занятия с детьми), в совместной и самостоятельной деятельности.
В младших группах для оформления интерьера группы использовались навесные мобилы: бабочки, рыбки и т.п. Дети раскрашивали и оформляли уже готовые простейшие пластиковые формочки для витража.
Средние группы расписывали плоские предметы простейшим орнаметром (цветочки, бабочки, домики и т.п.). Затем дети составляли из этих предметов большие коллективные композиции.
Примерная тематика работ для детей среднего дошкольного возраста:
- “Подарки малышам” – роспись бабочек;
- “Наш веселый аквариум” – роспись рыбок;
- “Цветочки для мамы”;
- “Совушка – сова мудрая голова” – роспись эмблем для команды детей, которая будет представлять д/сад на экологической Олимпиаде;
- Цикл занятий “Хороша наша Волга”. В этом цикле дети расписывали сначала домики и кораблики, затем с помощью воспитателя оформляли фон (широкую Волгу с живописными берегами) и, наконец, составляли всю композицию под названием “Хороша наша Волга”.
Старшие и подготовительные группы составляли собственные эскизы и расписывали их. Старшие дошкольники продолжали заниматься витражной росписью, а также знакомились с новой витражной технологией: аппликация с использованием витражной пленки (причем формы для детей предлагаются и плоскостные и объемные).
Примерная тематика работ для старших дошкольников следующая:
- “Роспись стаканчиков для карандашей”;
- “Украшаем группу: навесные мобилы”
- “Роспись объемных форм – цветы, дома, вазы и т.п.”;
- Цикл занятий “Сказочный дворец”. На первом занятии дети с помощью эстета изготавливали сказочный дворец. На втором украшали дворец аппликацией (витражная пленка). Следующее занятие было посвящено изготовлению и украшению деревьев и цветов для сказочного дворца. Затем в сказочном дворце поселились необычные птицы и т.д.
Интерес детей-дошкольников к работе в данном направлении поддерживался путем:
- Оформления выставок репродукций и фотографий витражей выдающихся мастеров всего мира.
- Рассматриванием репродукций витражей для детей.
- Организацией выставок и мини-выставок детских творческих работ (коллективных и персональных) в детском саду.
III. Работа с родителями.
Для родителей систематически проводились:
- выставки детского творчества с использованием современных витражных технологий (роспись, аппликация) – 2 раза в год;
- выставка новинок литературы “Волшебные витражи”;
- оформлялись статьи в уголках для родителей по ознакомлению с витражным искусством и практическими советами, направленными на формирование необходимых навыков и умений у детей дошкольного возраста.
Таким образом, мы сделали вывод, что высокий уровень детского творчества зависит от систематической работы и творческой организации данной деятельности. Условия и обстановка, благоприятно влияющие на эмоциональное состояние ребенка и его развитие, являются основополагающими.
Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми может способствовать преодолению моторной неловкости, а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности, а также создать психофизиологическую базу для развития речи и подготовки детей к школе.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Все для ребенка происходит впервые: дождик, солнце, радость, страх. Пятилетних детей чаще всего называют “почемучками”. Познавательная активность детей в этом возрасте очень высока – каждый ответ на вопросы рождает новый детский вопрос. Перед взрослыми ставится задача пробудить веру в свои творческие способности и в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Для этой цели мы знакомим детей с разными изобразительными техниками, одна из которых витражная техника – древний и вечно юный вид декоративно-прикладного искусства.
В старшей группе продолжается развитие последовательного целенаправленного, целостного художественного восприятия, “насмотренности” подлинно художественных произведений искусства, умение показать осведомленность через собственную эстетическую и художественную деятельность. В этом возрасте развиваются и совершенствуются навыки и умения изобразительного, декоративного, конструктивного и оформительского творчества, внесение его результатов в художественное оформление окружающей среды. В декоративной деятельности учим детей применять полученные знания о декоративном искусстве, создавать нарядные, обобщенные, условные ,стилизованные образы, украшать предметы с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера (плоскость, которую украшают дети, может быть и объемной). Умение стилизовать реальные образы, использовать стилевые особенности цвета. Совершенствовать технические умения и навыки в различных видах искусств: умения использовать разнообразные материалы и инструменты, способы деятельности с целью создания образа, создавать новые цветовые тона и оттенки путем составления, разбавления водой или разбеливания, способы различного наложения цветового пятна (тушевка, штриховка, оттиск, создание эскиза и т.д.)
В аппликационных работах мы рекомендуем использовать разнообразные материалы: бумагу разного качества, ткань. Природные материалы, ножницы становятся инструментом (осваиваем технику симметричного, силуэтного и ажурного вырезывания…
Мастер-класс для воспитателей по изобразительной деятельности по теме: “Освоение витражного искусства в детском саду”.
Цель мастер-класса: активизация творческой деятельности педагогов.
Задачи мастер-класса:
- освоение современных витражных технологий;
- повысить мотивацию к овладению витражной технологией и широкому применению ее в детском саду.
Этапы работы мастер-класса:
I этап – подготовительный, организационный.
Определение цели и задач мастер – класса, определение хода работы.
II этап – организационно-содержательный.
Представление воспитателя по изобразительной деятельности Сосипатровой Татьяны Григорьевны, демонстрация ее работы, мини-экскурсия по детскому саду (холл, лестничный марш) с элементами оформления в витражной технике, комментарий.
III этап – практическая часть.
- Рассказ из истории витража.
- Современное искусство витража.
- Современные витражные технологии. Имитационный витраж в детском саду:
Витраж с использованием цветной пленки;
Расписной витраж (различные виды красок и форм);
Наборный витраж. - Подведение итогов, выступления зрителей, оценка результативности.