Современная жизнь с социально-экономическими изменениями в обществе диктует свои требования изменения во всех сферах, в том числе в образовании и воспитании детей и подростков.
Что такое воспитание? В педагогической науке есть множество определений данного понятия. В последние годы часто употребляются понятие: воспитание – это целенаправленная деятельность педагога, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений (А.В. Мудрик) и воспитание – есть управление процессом развития и формирования личности, через создание для этого благоприятных условий (Х.Й. Лийметс).
Согласно “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года”, важнейшей составляющей образовательного и воспитательного процесса вновь становится личностно-ориентированное образование и воспитание – развитие и саморазвитие личностных качеств школьников, становление ученика как личности с учетом индивидуальных способностей. На формирование личности влияет ряд факторов:
- природные задатки человека, определяющие возможности развития его личностных способностей и черт его характера;
- особенности семьи, ее отношение к ребенку, его развитию, воспитанию, образованию;
- социальная среда, в которой живет и развивается ребенок;
- образовательное учреждение
Развитие личности подрастающего человека происходит прежде всего:
- в урочной и внеурочной учебно-познавательной деятельности;
- в организации разнообразной и интересной жизни коллектива класса и школы;
- в деятельности объединений по интересам;
- в свободном общении и личной жизни ребенка.
В последнее десятилетие, в реформируемом государстве стратегическая цель социального развития сформирована как построение правового государства и гражданского общества. Достижение стабильности и устойчивого развития страны возможно при возрождении культурной традиции, гражданских и нравственных базовых ценностей, на которых строилось Российское государство, создавалась великая русская культура. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным.
Именно поэтому, в соответствии с государственной политикой, приоритетными направлениями в сфере культуры и образования, важная роль в школе отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека, воспитанию гражданственности и национального самосознания.
Концепция программы.
Каждый ребенок – солнце, только дайте ему светить.
Сократ.
Программа развития воспитательной системы определяет общую стратегию воспитательной деятельности школы, в ней отражены цель и задачи, приоритетные направления работы, принципы, условия для реализации поставленных задач. Воспитательная система разработана в соответствии:
- с Законом РФ “Об образовании”;
- “Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года”;
- ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”;
- ФЗ “О днях воинской славы Российской Федерации”;
- Программой развития образования г. Бердска на 2007–2011гг.;
- Программой “Семья” на 2007–2011гг.;
- Уставом МОУ СОШ № 11.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.
Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Духовно-нравственное воспитание всегда занимало важное место в учебно-воспитательной работе МОУ СОШ №11. К настоящему времени в школе накоплены значительные ресурсы для формирования идеологии духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания детей и подростков. Комплексная программа “Духовно-нравственное воспитание учащихся” разработана на основе традиций воспитательной системы школы, основными составляющими которой являются:
- ежегодное проведение мероприятий “Недели Памяти Зои Анатольевны Космодемьянской”: торжественные линейки, тематические классные часы и беседы;
- проведение общешкольных мероприятий духовно-нравственной направленности;
- работа с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий в Афганистане и Чечне, боевыми офицерами воинских частей нашего города – встречи, Уроки Мужества, внеклассные мероприятия;
- многолетняя работа музея Боевой Славы школы по военно-патриотическому воспитанию школьников;
- работа военно-патриотического клуба “Русичи” с целью содействия развитию созидающей личности гражданина и патриота своей Родины;
- осуществление учебно-воспитательного процесса в 10-х,11-х классах оборонно-спортивного профиля.
Все вышесказанное учитывалось при составлении комплексной программы развития воспитательной системы МОУ СОШ №11. Создание воспитательной системы в школе – непрерывный процесс совместного творческого поиска всего педагогического коллектива, по воспитанию у школьников высоких духовно-нравственных качеств.
Проблема восстановления ценностей традиционной культуры является настолько трудной, что эффективность ее решения может быть обеспечена только общими действиями при условии использования системного подхода в рамках целевой школьной программы. Основой системного подхода в воспитании гражданственности, патриотизма, восстановлении духовно-нравственной культуры общества является принцип комплексности решения спектра проблем различных социальных и возрастных групп населения.
В связи с этим работа по духовно-нравственному воспитанию, воспитанию гражданственности и патриотизма включает в себя объединения усилий школы, семьи, сотрудничества с образовательными учреждениями социально-педагогического комплекса микрорайона, учреждениями образования и культуры г. Бердска, а так же с ГОУ ВПО “НГПУ”, Пограничным Управлением ФСБ России по Новосибирской области.
Программа не является завершенной системой, она открыта для внесения корректив по ходу реализации, предусматривает мониторинг и анализ выполнения программы с учетом необходимых изменений.
Цель и задачи программы.
Цель: создание благоприятных условий для становления духовно-нравственной, ведущей здоровый образ жизни, личности, способной к творческому самовыражению, с активной жизненной позицией в самореализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельности.
Задачи:
- Построение воспитательной системы, нацеленной на духовно-нравственное воспитание личности, гражданско-патриотическое сознание, уважение к правам человека, ответственность перед собой и обществом за результат своей деятельности в социальной, культурной и природной среде.
- Совершенствование оздоровительной работы с учащимися, привитие навыков здорового образа жизни, через активные занятия физкультурой и спортом.
- Создание условий для участия семей в воспитательном процессе, привлечение родительской общественности к активному участию в жизни школы.
- Развитие познавательных интересов, творческих способностей, способствующих дальнейшему развитию и самореализации личности.
- Развитие самоуправления учащихся, активизация работы органов классного и школьного ученического самоуправления через взаимодействие Совета старшеклассников и классных руководителей.
- Совершенствование профессионального мастерства классных руководителей через внедрение в воспитательный процесс новых педагогических технологий, способствующих решению вопросов воспитания школьников.
- Дальнейшее развитие сотрудничества и интеграции по духовно-нравственному воспитанию детей и подростков с образовательными учреждениями СПК микрорайона, учреждениями образования и культуры г. Бердска, а так же с ГОУ ВО “НГПУ”, Пограничным Управлением ФСБ России по Новосибирской области.
Воспитательная система предполагает следующие функции:
- развивающую, направленную на изменение мотивации учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к самовыражению, самореализации;
- интегрирующую, обеспечивающую расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей;
- корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности;
- компенсирующую, предполагающую создание в школе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, развитие коммуникабельности, обеспечивающей успешность совместной деятельности детей и взрослых;
- управленческую, ориентированную на оптимизацию функционирования и развития школы, создания условий для профессионального роста педагогов, взаимодействие всех участников воспитательной системы.
В качестве системообразующих определены следующие виды деятельности:
- познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность обучающихся, формирование потребности в образовании и интеллектуальном развитии;
- ценностно-ориентированная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях;
- художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном;
- спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни;
- трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественно полезного труда, положительное отношение к которому является показателем человеческой сущности, отношения к людям и, прежде всего к самому себе;
- общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности;
- свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком.
Принципы реализации программы.
Принцип личностно – ориентированного воспитания – создание условий для развития индивидуальности учащегося, его свободной воли в выборе средств и путей самоопределения. Организация педагогической поддержки учащегося в овладении навыками самоанализа, самопознания, самоопределения и самосовершенствования.
Принцип гуманистической направленности – обеспечение доверительных отношений между участниками воспитательного процесса, воспитание чувства уважения к окружающим.
Принцип природосообразности – построение воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии, целостность и последовательность воспитательного процесса для развития личности.
Принцип социального взаимодействия – сотрудничество, сотворчество всех участников воспитательного процесса, расширение сферы общения учащихся, создание условий для конструктивных процессов профессионального самоопределения, формирования навыков социальной адаптации.
Принцип компетентностного подхода – создание условий для проявления и развития личности учащегося в различных видах деятельности. В процессе познавательной, творческой, коммуникативной деятельности учащийся овладевает определенными компетенциями. Компетентностный подход становится приоритетным в процессе модернизации образования. При таком подходе результат образования рассматривается, как способность человека действовать в проблемных ситуациях.
Содержание основных компетенций учащихся.
Каждый человек имеет определенную совокупность компетентностей или способностей включаться в какую-либо деятельность. Ключевые компетентности основываются на свойствах личности и проявляются в определенном поведении, которое опирается на психологические функции человека, имеют широкий практический контекст, обладающий высокой степенью универсальности. Выпускники школы должны владеть ключевыми компетентностями:
- Автономизационная компетентность – способность личности к самостроительству, творческому саморазвитию;
- Нравственная компетентность – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам;
- Коммуникативная компетентность – умение вступать в общение с целью быть понятым, владение навыками общения;
- Информационная компетентность – владение информационными технологиями, умение работать со всеми видами информации;
- Социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, в команде, в коллективе;
- Продуктивная компетентность – умение работать, способность к созданию продукта деятельности, умение принимать решения и нести за них ответственность.
Модель выпускника.
Модель будущего выпускника школы – здоровая конкурентоспособная, творчески развитая, социально ориентированная личность, способная строить достойную человека жизнь:
- Умеющая сделать сознательный жизненный выбор в пользу творческого самоопределения;
- Умеющая адекватно оценивать свои познавательные возможности и ставить посильную творческую задачу;
- Умеющая продуктивно общаться на уровне приобретенного опыта (знаний, умений, компетентности и т.д.);
- Умеющая сознательно организовать свой стиль (образ) жизни в конкретной социокультурной среде и определить перспективы своего культурного роста;
- Знающая свои реальные профессиональные предрасположенности;
- Умеющая делать аргументированный, сознательно мотивированный выбор в процессе профессионального самоопределения.
Решению поставленных цели и задач призвана способствовать деятельность в следующих направлениях:
Направление | Цель | Программы (планы), через которые реализуется направление | Содержание | Ожидаемый результат |
Интеллектуально-познавательная деятельность. | Повышение мотивации обучения, формирование потребности в обучении путем вовлечения обучающихся в научную, творческую, внеурочную деятельность по предмету. | 1. Работа НОУ “Гранит”. 2. Участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах. |
|
Повышение мотивации школьников
к обучению. Активное участие в мероприятиях
интеллектуально-познавательного направления.
|
Духовно-нравственное воспитание. | Формирование духовно-нравственных ориентиров, патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. |
|
|
Активизация
духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения; повышение
уровня самосознания, самодисциплины, способности сделать правильный
нравственный выбор. Формирование у обучающихся чувства любви к Родине, родному краю, городу, школе; готовности к служению Отечеству. |
Оздоровительная деятельность. | Формирование стремления к здоровому образу жизни, осознания здоровья как одной из главных жизненных ценностей; коррекция поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности; укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка. |
Направления: Безопасность дорожного движения. |
|
Создание благоприятной образовательной
среды, способствующей сохранению здоровья;
Развитая потребность в занятиях физкультурой и спортом, ведение здорового образа жизни; снижение заболеваемости; выработка форм поведения, помогающих избежать опасностей для жизни и здоровья. Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка. Организация педагогического просвещения родителей. |
Художественно-эстетическое развитие. | Развитие творческих способностей, умения видеть прекрасное, предоставление возможности реализоваться в соответствии со склонностями и интересами. |
|
|
Развитое чувство прекрасного, умение найти свое место в творчестве, проявить и раскрыть свои таланты. Массовое участие в культурном досуге. |
Саморазвитие, самоопределение | Создание благоприятных педагогических, организационных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность. | 1. Программа развития
ученического самоуправления “Мы вместе”. 2. Программа “Мой выбор” (профессиональное самоопределение). |
|
Формирование личности,
способной к творческому самовыражению, планированию и организации
индивидуальной и коллективной деятельности, с активной жизненной
позицией.
Готовность к осознанному профессиональному самоопределению. |