Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Цели урока:
- Развивать и закреплять навыки работы с координатной плоскостью
– чтение координат точки, заданной на координатной плоскости;
– построение фигуры по точкам с данными координатами. - Развитие познавательного интереса к математике, грамотной устной математической речи, аккуратности и точности при построении.
- Воспитание внимательности, самостоятельности в работе, умения работать в паре, бережного отношения к природе.
Оборудование: линейка, карандаш, карточки с заданиями, цветные карандаши.
План урока:
- Организационный момент.
- Устная работа. Исторический экскурс.
- Тренировочные упражнения.
- Самостоятельная работа.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Сегодня мы с вами последний урок посвятим координатам на плоскости.
Цель урока– закрепить свои знания и умения находить координаты точек на плоскости, строить точку по ее координатам.
2. Начнем с проверки ваших теоретических знаний.
- Система координат на плоскости образована двумя…
- Как называют каждую из этих прямых?
- Как называют точку пересечения прямых x и y?
- Как называют пару чисел, определяющих положение точки на плоскости?
- Как называют первое число у координат точки? второе?
Расшифруйте слово. Для этого ответьте на вопросы (рис. 1).
По рисунку определите координаты точки Д.
- Точку, координаты которой пара чисел (4; 5)
- Назовите точки, абсцисса которых равна 0.
- Назовите точки, ордината которых равна 0.
- Назовите точки с обеими отрицательными координатами.
Из полученных букв составьте слово (Декарт ). Вы видите портрет Рене Декарта (показать портрет Р.Декарта), французского философа и математика, который ввел систему координат в 1637 году. Теперь она носит его имя “Декартова система координат”.
Найдите на координатной плоскости (рис. 2) точки с указанными в таблице координатами. Запишите слова, связанные с этими точками, и получите одно из философских высказываний Р. Декарта.
(5; 0) | (0; –5) | ( –8; 0) | (–4; 3) | (4; 2) | (0; –2) | (8; 0) | (10; –2) |
(“Мало иметь хороший ум, главное его хорошо применять”)
– Как вы понимаете высказывание Р.Декарта?
3. Тренировочные упражнения.
Итак, продолжим тренировать свой ум.
– Работа в парах.
Выполните вычисления и найдите координаты точек. Первый вариант вычисляет абсциссы точек, второй вариант – ординаты точек. Дополните результаты друг друга и получите координаты точек.
- Сформулируйте правила, которые вам пригодятся в процессе вычислений.
А (x1; у1)
X1 = –5: (–2,5) – 5 =
Y1= –1,2 : 1/2 + 0,4 =
В (х2; у2)
Х2 = ¾ : (–0,75) + 7 =
У2 = –5/8 : 5/16 + 3 =
С (х3; у3)
Х3 = 2,5 + 2/5 : (–0,8) =
У3 = –3,4 : (–1/2) – 3,8 =
Красным карандашом – точки, у которых абсцисса положительна, а ордината – отрицательна.
– Даны точки А(–100; 18); В (42; 18); С (42; –30). Проанализируйте координаты и укажите на схеме приближенное положение точек на координатной плоскости. Ответьте на вопросы:
- Какие две точки нужно соединить отрезком, чтобы он был параллелен оси абсцисс? В какой точке отрезок будет пересекать ось ординат?
- Какие две точки нужно соединить отрезком, чтобы он был параллелен оси ординат? В какой точке отрезок будет пересекать ось абсцисс?
– Укажите на координатной плоскости все точки, у которых:
1) абсцисса равна 2;
2) ордината равна –3.
Найдите координаты точки пересечения прямых.
4. Самостоятельная работа по вариантам. На координатной плоскости постройте точки по заданным координатам и последовательно соедините их отрезками. Рисунок какого животного при этом получится?
1-й вариант:
1(8; 2), 2(11; 2), 3(8; 9), 4(4; 10), 5(2; 9), 6(–1; 13), 7(–8; 10), 8(–9; 9),
9(–8; 7), 10(–12; 7), 11(–11; 10), 12(–15; 12), 13(–19; 11), 14(–15; 9),
15(–14; 3), 16(–7; 5), 17(–5; –3), 18(–6; –6), 19(–2; –6), 20(–3; –4), 21(–3; 3), 22(4; 3), 23(5; –3), 24(3; –5), 25(3; –6), 26(7; –6), 27(6; –5), 28(8; 7).
(Верблюд)
2-й вариант:
1(0; –7), 2(3; 2), 3(6; 2), 4(7; 5), 5(7; 10), 6(6; 16), 7(9; 16), 8(5; 18),
9(2; 11), 10(1; 13), 11(–9; 11), 12(–10; 11), 13(–9; 7), 14(–8; 7), 15(–9; 5), 16(–4; 1),17(–2; 2), 18(–2; –10), 19(4; –10).
(Страус)
Дополнительное задание. Обвести красным карандашом ту часть фигуры, точки которой имеют отрицательную абсциссу и положительную ординату. Синим карандашом – ту часть фигуры, точки которой имеют положительную абсциссу и отрицательную ординату.
Проверка выполненной работы.
- Назовите животное, рисунок которого получили.
Межпредметная связь. Сообщение.
Самый большой африканский страус весит до 150 кг, ростом 2 м 70 см.
На нем можно ездить верхом и не требуется седла: ведь под всадником “перина”. Бежит страус со скоростью 50 км/час, с каждым шагом отмеряя
4–5 метров. Максимальная скорость передвижения страуса 70 км/час.
На самой быстроходной лошади его не догонишь.
- Что вы можете рассказать о верблюде?
5. Итог урока.
- Анализ проделанной работы.
- Выставление оценок.
Закончить урок мне хочется еще одним высказыванием Р. Декарта.
(Рис.2) Составьте еще одну знаменитую фразу Декарта, используя сначала оставшееся слово в 1, затем во 2, 3 и 4 четвертях. Заполните таблицу словами и координатами выделенных точек.
1 | 2 | 3 | 4 |
, | , | ||
(__;__) | (___;___) | (___;___) | (___;___) |
“Я мыслю, следовательно, существую”.
6. Домашнее задание. Творческая работа.
По координатам точек составить рисунок животного и приготовить о нем сообщение.
Рис. 1
Рис. 2