Задачи:
- Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений;
- Формировать навыки групповой деятельности;
- Развивать творческие способности обучающихся;
- Воспитывать навыки правильного поведения в театре.
Тип: изучение нового материала.
Жанр: творческая лаборатория с элементами интеграции.
Этапы | Основное содержание | Примечание |
Организация начала урока. | Входят в класс. Приветствие пропеть. Учащиеся читают отрывок из романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” (д/з) |
Звучит фрагмент из балета П. Чайковского “Щелкунчик”. |
Подготовка к основному этапу урока. | Учитель. Вы прослушали отрывок
романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Подумайте
и попробуйте назвать тему сегодняшнего урока. Ученики. Балет. Учитель. Верно. Сегодня речь пойдет о балете. Требования времени таковы, что молодой человек должен быть разносторонне образован. При слове “балет” многие морщатся, представляют себе нечто скучное и никому не нужное. Так что же такое “балет”? И можем ли мы стать его участниками? Это – проблемный вопрос нашего урока. Для понимания этого театрального жанра необходимо:
Вот этим мы сегодня и займемся. |
|
Усвоение новых знаний и способов действий. | Учитель. Танцевальная музыка
уходит своими корнями в глубину времен, в историю
развития народного танца, в недра самых разных
культур. Первые древние танцы были совсем не похожи на те, которые мы сейчас видим – классические, народные, бальные или современные. Истоком балета стал сценический танец. Сценические танцы были частью театральных представлений. Во время танцев исполнители отбивали такт ногами и руками. Для того, чтобы ритм был лучше слышен, танцоры надевали специальные деревянные или железные сандалии. А на средние пальцы рук – своеобразные кастаньеты (устричные раковины). Однако до появления балета было еще далеко. Балет возник в Италии только в ХУ в. Как самостоятельный жанр он постепенно выделился из костюмированных театральных представлений на придворных балах. Сначала балет состоял из нескольких “выходов” (антрэ) персонажей, взятых из греческой мифологии. Одну богато одетую пару (бог и богиня) сменяла другая. После всех “выходов” начинался общий танец, или “большой балет”. Вскоре от итальянского слова “балетти”, означавшего “танцы”, появилось и само слово “балет”. Освобождение балета от музыкально-драматических представлений произошло только в ХУ111 в. Огромную роль в этом сыграл французский балетмейстер Жан Жорж Новер. Благодаря Новеру балет выделился из оперного спектакля и приобрел самостоятельность. В Х!Х - XX в.в. жанр балета активно развивается. К нему обращаются композиторы разных стран. Сейчас мы заслушаем краткую информацию о балете”. (Рассказывают ученики).А скажите, пожалуйста, где живет балет? Ученики. Балет живет в театре. Учитель. Верно. Давайте совершим небольшой экскурс в закулисье театра. Вот – красивое большое здание. Входите! Это – помещение театральной художественной мастерской. Зрительный зал. Вы заходили в красивое здание, усаживались в мягкие кресла, разглядывали занавес, смотрели спектакль? Давайте вспомним правила поведения в театре. (Вспоминаем – потом открывается ответ на слайде). Как вы думаете, что придает смысл балету – музыка, слово или движение? Ученики. Танцевальные движения и музыка. Учитель. И все же оказывается, что смысл балету придает слово. Создание любого балета начинается не с музыки, не с сочинения танцев, а с написания либретто. Либретто, как и в опере может быть основано на литературном произведении или написано для балета специально. От балетного либретто не требуется блестящей литературной формы, поэтому его пишут не только литераторы, но и балетмейстеры, дирижеры, композиторы. Скажите, пожалуйста, под какую музыку вы вошли в класс? Ученики. Под музыку из балета “Щелкунчик”. Учитель. Верно. Сегодня мы будем знакомиться с балетом П. И. Чайковского “Щелкунчик”. Послушайте либретто этого балета. Действие балета происходит в маленьком немецком городке. Дети и взрослые веселятся вокруг рождественской елки. Девочке Мари подарили куклу для раскалывания орехов – Щелкунчика. С наступлением ночи оживает таинственный мир чудес. Выползают из нор своих мыши во главе с Мышиным Королем. Храбрый Щелкунчик вступает в неравный бой с мышиным войском. Ему на помощь приходит Мари – она бросает туфельку в предводителя мышей и спасает Щелкунчика. Щелкунчик превращается в прекрасного принца. “Вальс снежных хлопьев” провожает Мари и принца в сказочную страну сладостей и игрушек, где их встречает фея Драже. Начинается праздник, на котором гости разных национальностей исполняют свои танцы. Восторженно – стремительный “Вальс цветов”, прославляющий весну, красоту и любовь, завершает балет. Давайте посмотрим фрагмент балета – сказки П. И. Чайковского “Щелкунчик”. Во время просмотра вы мне должны обозначить жанры каждого танца и обосновать свой ответ. Также определите характер и настроение этих танцев, используя Таблицу эмоционального состояния (смотрим, определяем жанры танцев, настроение музыки). |
Слайд 6.
Видеофильм. |
Моделирование художественно -творческого процесса. | Учитель. Скажите, пожалуйста,
можем ли мы быть участниками балета? Ученики. Можем, если научимся. Учитель. Давайте попробуем. Итак, начинаем знакомиться с театральными профессиями. Кто нужен для создания балета? Ученики. Сценарист, художник, музыканты, актеры, режиссер – постановщик и др. Учитель. Я предлагаю разделиться на группы по профессиям. 1 группа – сценаристы – им я предлагаю написать либретто балета “Щелкунчик” заново. Для этого из частей бумаги составить логичный и понятный текст. 2 группа – художники – нарисовать афишу спектакля. Пока они работают, я предлагаю 3 группе – артистам балета – размяться перед выходом на сцену. Ведь они должны не только прекрасно двигаться, но и обладать хорошим слухом, чувством ритма и правильно дышать. Именно поэтому перед танцами многие делают гимнастику для дыхания. Мы сделаем дыхательную гимнастику Стрельниковой. Дыхательная гимнастика. Упр. 1 Выпрямить спину, расправить плечи, глубокий ровный вдох носом, кратковременная задержка дыхания, ровный медленный выдох (через рот). Повторить 2-3 раза. Упр.2 Глубокий медленный вдох носом, задержка дыхания, выдох производится понемногу, резкими рывками. Активно работая диафрагмой. Повторить 2-3 раза. Упр. 3 Вдох резкими рывками носом, задержка дыхания, медленный ровный выдох через рот. Повторить 2-3 раза. Упр. 4 Надуваемся как шар: глубокий вдох, одновременно разводим руками, как бы показывая увеличивающийся шар, задержка дыхания и очень медленный выдох, опуская руки (шарик медленно сдувается). Повторить 2-3 раза. (Выполнение). Учитель. А сейчас давайте исполним “Вальс цветов”. Ваша задача при помощи пластического интонирования показать движение мелодии, подъем и спад динамики, темп и характер музыки. (Исполнение). Учитель. Подготовительная работа к спектаклю закончена. Будем ждать премьеру. |
Раздаточный материал.
Звучание фонограммы “Вальс цветов”. |
Подведение итогов занятия. | Учитель. Сейчас я вас проверю:
насколько хорошо вы запомнили все термины,
относящиеся к балету. Я говорю формулировку,
после вашего ответа ответ высвечивается на
экране. Проверяйте – правы ли вы. С какими театральными профессиями познакомились? И ответьте на проблемный вопрос нашего урока: можем ли мы быть участниками балета? (Отвечают). Давайте вспомним все термины, с которыми мы сегодня познакомились. Я читаю формулировку, а вы называете понятие. Какая самая лучшая награда для артиста? Ученики. Аплодисменты. Учитель. Мы сегодня хорошо поработали. Давайте поаплодируем друг другу. (Аплодисменты). А лучшая награда для ученика? Ученики. Оценки. (Выставление оценок). |
|
Информация о домашнем задании. | Вам понравилась музыка П. Чайковского?
Тогда мы с вами, как люди воспитанные, должны
поблагодарить композитора за его шедевр. Дома вы:
Прощание пропеть. |
|