Задачи:
- учить переносить знания по одному предмету в другой;
- развивать умение видеть целостную картину мира;
развивать коммуникативную компетенцию; - воспитывать познавательный интерес к русскому языку и физике.
Оборудование: А. Вивальди «Времена года. Зима» (аудиозапись); динамометры, груз, бруски, ванночки с водой.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель русского языка:
– Сегодня мы проводим не обычный урок, а интегрированный урок физики и русского языка, на котором нам предстоит серьёзно поработать. Чтобы работа спорилась, мы должны приступить к ней с хорошим настроением, поэтому посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. А теперь откройте тетради по русскому языку и запишите сегодняшнее число, тему урока.
II. Работа по физическому рисунку.
Учитель физики:
– Ребята, опишите физическую ситуацию, изображённую на рисунке. (У учащихся получился текст-повествование).
– Подумайте, верно ли вы выполнили задание?
Учитель русского языка:
– Какой текст вы должны были составить? Да, описание, а получилось повествование.
– В чём причина того, что вы неправильно выполнили задание? (Во-первых, трудно совместить физику и русский язык; во-вторых, вы ещё не знаете, что существует описание научное, мы знакомились только с художественным описанием.)
III. Исследовательская работа с текстом.
– Подробно изучать научное описание мы будем в 8 классе, но вы должны знать, что существует такой вид описания, ведь с ним вы часто встречаетесь на уроках физики, географии, биологии. Описать физическую ситуацию, представленную на этом рисунке можно так:
На автомобиль, который начинает тормозить, действует сила трения, направленная против его дв…жения, сила тяжести и сила реакц…и опоры, направленные по вертикальной пр..мой и уравновешивающие друг друга.
– Запишите это текст в тетрадь, вставьте пропущенные буквы; подумайте, как объяснить эти орфограммы и постановку знаков препинания в предложениях текста.
– На какой вопрос отвечает текст? (Какой предмет?)
– О чём говорится в тексте? (О признаках предмета.)
– Найдите морфологические средства выразительности. (Причастные обороты и прилагательные.)
– В текстах какого типа речи они используются? (В описании.)
– Следовательно, это текст-описание, но описание научное. (Этот вывод делают учащиеся.)
–Вот такой текст вы должны были составить, выполняя задание учителя физики.
IV. Формулируются задачи урока (учащиеся с помощью учителя):
– Вы говорили, что трудно совместить физику и русский язык. Сегодня на уроке мы будем учиться применять знания по одному предмету на другом, будем развивать умение видеть целостную картину мира, также будем развивать речь. В конце урока вы должны оценить свою работу и работу одноклассников.
V. Работа с текстами, авторами которых являются учащиеся.
– Какие типы речи, кроме описания вы знаете? Назовите их основные особенности.
– Эти особенности сейчас мы посмотрим на примере ваших сочинений о силе трения. Сочинения вы должны проанализировать по плану частичного текстоведческого анализа.
Несколько учащихся читают свои работы, класс анализирует их по плану:
- Соответствует ли прочитанный текст теме?
- Какова основная мысль прочитанного текста?
- Какой тип речи использует автор текста? Докажите.
- Правильно ли понят физический смысл силы трения?
VI .Релаксация под музыку А. Вивальди.
– Закройте глаза, расслабьтесь и мысленно представьте такую картину:
Вы пришли на каток, где свежий воздух, играет приятная музыка и царит настроение праздника. Вы уверенно, грациозно скользите по идеально гладкому блестящему льду. Вы отдыхаете от суеты, окунувшись в атмосферу ледового праздника.
Учитель физики:
– Какая сила помогала вам легко, красиво скользить по льду?
VII. Физический опыт.
– Меня заинтересовала одна мысль, высказанная в одном из ваших сочинений...
– Вернёмся к рисунку и ответим на вопрос: как изменится максимальная сила трения покоя, если увеличить нагрузку на поверхность?
– Проверим это на опыте с помощью динамометра, бруска и грузов.
– Сначала измерим силу трения при скольжении бруска с одним грузом по поверхности. Запишем полученный результат.
– Увеличиваем нагрузку на брусок в 3 раза. Как изменилась сила трения?
– Какой вывод сделаем? (Если увеличить нагрузку, то увеличится сила трения покоя.)
– На прошлом уроке мы выяснили, что силы трения покоя у жидкостей и газов нет. Ответим на вопрос: почему самым дешёвым способом транспортировки леса является его сплав по воде? Здесь говорим о жидком трении.
– Сравните жидкое трение и сухое с помощью бруска, на который помещён груз, и динамометра. Сначала измерьте сухое трение, затем жидкое.
– Вывод? (Сила жидкого трения меньше силы сухого трения.)
– Итак, сегодня мы узнали о жидком трении.
VIII. Задача по теме.
– Запишите задачу, которую вы будете решать дома. Шайба массой 400 граммов скользит по льду. Определить силу трения скольжения, которая действует на шайбу, если коэффициент скольжения шайбы по льду равен 0,05.
– Какой тип речи используется при составлении условия задач? (Повествование, повествование с элементами научного описания.)
– А при решении задач? (Рассуждение.)
– Сила трения в быту, природе, технике находит широкое применение, поэтому её замечательные особенности уже давно подмечены народом. Доказательством тому служат пословицы и поговорки. Приведите примеры таких пословиц, поговорок. (Коси коса, пока роса; роса долой и ты домой. Всё перемелется, мука будет. Пустая ложка рот дерёт. На льду не строятся.)
IX. Рефлексия.
Учитель русского языка:
– Решили ли мы задачи, поставленные в начале урока?
– Легко вам было на уроке?
– Какие трудности возникли у вас во время урока?
– Вам понравился урок?
– Оцените свою работу и работу одноклассников на уроке.
X. Домашнее задание:
решить задачу по физике; составить план или текст небольшого сообщения о динамометре, определить, какому типу речи должен соответствовать каждый фрагмент вашего выступления.