Цели:
Образовательные.
- повторить понятие уравнение, корня уравнения, равносильных уравнений;
- ознакомить с приёмами решения уравнений путём сведения их к линенейным
Воспитательные.
- способствовать развитию познавательного интереса,
- самостоятельности,
- навыков учебного труда.
Развивающие.
- pазвивать умение наблюдать, подмечать закономерности
- проводить рассуждения по аналогии;
- способствовать развитию мышления и речи.
Ход урока
Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Учитель сообщает тему урока, (учащиеся записывают тему в тетради).
На предыдущих уроках мы познакомились с понятием уравнение, корня уравнения, равносильных уравнений, области определения уравнений. Узнали о линейном уравнении с одной переменной о возможном количестве его корней. Сегодня мы будем решать более сложные уравнения, сводя их к линейным используя изученные свойства.
Урок мы построим следующим образом: У каждого перед собой
имеется карточка для индивидуальной работы, в течение урока мы будем поэтапно выполнять все задания. И в конце урока подведём предварительный итог, как мы усвоили сегодняшнюю тему.
Задание №1. Поработаем устно, (каждый работает в своей карточке)
Найдите сумму двух выражений и запишите её в следующую ячейку, затем, сумму двух последних выражений и запишите в следующую клетку, затем сумму двух последних выражений и запишите в следующую клетку. и.т.д. Какое же будет выражение в конце?
Работа у доски:
9x2-8y2 -6x2+3y2 3x2-5y2 -3x2-2y2 -7y2 -3x2-9y2 -3x2-16y2
Работа на местах:
1в.
5x-3y -2x-2y 3x-2y x-y 4x-3y 5x-4y 9x-7y
2в.
7x-6y2 -3x+2y2 4x-4y2 x-2y2 5x-6y2 6x-8y2 11x-14y2
3в.
18x2-6y -5x2+2y 13x2-4y 8x2-2y 21x2-6y 29x2-8y 50x2+4y
4в.
10x2-8y -8x2+y 2x2-7y -6x2-6y -4x2-13y -10x2-19y -14x2-32y
Задание №2.
1. Найдём 1, 2, 3в. Даны выражения -4а; -3а; -2а; - а; 2а; 3а; 4а. Впишите их в пустые клетки квадрата так, чтобы после приведения подобных членов по любой горизонтали, вертикали, получили нуль.
У доски:
-3a 4a -a 2a 0 -2a a -4a 3a
1 вариант
a 2a -3a -4a 0 4a 3a -a
2 вариант
3a -4a a -2a 0 2a -a -3a
3 вариант
A -4a 3a 2a -2a -3a 4a -a
4 вариант
-a-b 2a-b -a+2b 3b 0 -3b a-2b -2a+b a+b
В пустые клетки таблицы запишите такие выражения, чтобы сумма всех трёх выражений по любой вертикали, горизонтали, диагонали была равна нулю. (Можно использовать нуль).
После выполнения заданий, вопрос:
- Какое умение вам потребовалось во время выполнения этой работы? (ответ: умение приводить подобные слагаемые).
- Какие слагаемые называются подобными? (:
имеющие одинаковую буквенную часть).
А теперь повторим, что мы знаем о линейном уравнении с одной переменой? (слайд 2) - 3. Уравнение, какого вида называется уравнением с одной переменной? (Ответ: Уравнение вида A*X=B, где X- переменная, a и b - числа.)
- 4. При каком, а линейное уравнение имеет единственный корень? (Ответ: При а не равном 0, x=b:a - единственный корень.)
- При каких а и b уравнение имеет бесконечное множество корней? (Ответ: При а=0, b=0, т.е 0х=0, равенство верное при любом х.)
- При каких а и b уравнение не имеет корней? Ответ: При а=0, в не равно 0, т.е 0х=в, равенство неверное ни при каком х.
Выполним следующие задания. (слайд 3)
Покажем при помощи стрелки, сколько корней имеет уравнение?
1. Рассмотрим первый столбец уравнений и назовём уравнения, имеющие один корень.
Рассмотрим второй столбец и назовём уравнения, имеющие один корень.
2. Выберем из первого столбца уравнения с б.м.к. из второго столбца уравнения с б.м.к.
3.Выясним, какие же уравнения не имеют корней в первом столбце, а затем во втором.
(при выборе уравнений поясняем, почему их отнесли к каждой и названых групп.)
Изучение нового материала.
Мы повторили всё, что нам известно о линейном уравнении с одной переменной. Сегодня мы будем решать уравнения, сводящиеся к линейным, т.е в процессе решения мы будем заменять исходные уравнения простыми и в итоге сведём их к виду ax=b.
Повторим свойства, которые помогут в этой работе. (слайд 4)
Итак, что мы можем сделать с уравнением и получить равносильное ему уравнение.
1. Можем переносить слагаемые из одной части в другую, изменив его знак.
2. Выполнять в обеих частях уравнения тождественные преобразования, и меняющие области определения уравнения.
3.Умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число.
Воспользуемся первым и вторым свойствами для решения первой и второй группой уравнений.
№455. стр.85. Переходим к заданию ll части в ваших карточках. Задания выполняем в тетради.
1 задание
A.у доски №455(а) Докажем, что в ходе решения получено линейное уравнение с одной переменной равносильное данному?
3,5-3x=2,3+x; | ||
-3x-x=2,3-3,5; | 1в-455(в) | x=0,8; |
-4x=-1,2; | 2в-455(д) | x=0,9; |
x=-1,2(-4); | 3в-455(г) | x=-; |
x=0,3. Ответ:0,3. | 4в-455(е) | x=; |
Б. Переходим к заданию второй части.
№467(г) (у доски) | На местах: |
-(6x+1)-4(2-3); | 1в-462(в) x=-6; |
-6x-1-8+12x=6x-9; | 2в-463(б) x=0; |
-6x+12x-6x=-9+8+1; | 3в-467(б) x=-3,8; |
0x=0; | 4в-463(д) корней нет. |
x - любое число. |
Решим уравнение, сводящиеся к линейным, используя 1;2;3 свойство.
№482(в).
Решите уравнение ( слайд 5)
x - 1 =;
Наименьшее общее кратное всех знаменателей:12. Умножим обе части уравнения на 12.
;
;
;
;
;
.
Ответ: 4.
Как узнать на какое число нужно умножить обе части уравнения? (НОК знаменатель).
НОК 20
; |
На местах 1в - 482(б) x=1,7. 2в-483 (а) x=4 3в - 483 (в) x=1,5. 4в - 483 (г) x=-3. |
;
;
;
;
.
№483(б)
30.
;
;
;
;
;
;
.
Мы рассмотрели основные виды уравнений, сводящихся к линейным. На следующих уроках мы продолжим совершенствовать навыки решений таких уравнений.
Запишем Д/З пункт 17 (прочесть, разобрать приведённые решения). №456(в,д), №462(г, д), №467(а), №482 (а,г).
А теперь оценим свою работу. (слайд 6)
1 2 3 4 5
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
а | 50x2-14у2 | 0 | 0,9 | -3,8 | 4 |
б | 11х-14у2 | 4а | 0,8 | Корней нет | 1,5 |
в | 9х-7у | -2а | 10 | -6 | -3 |
г | -14х2-32у | -3в | - | 0 | 1,7 |
- Задание 1 - ответ устой работы Задание №1
- Задание 2 - ответ стоящий, в закрашенном квадрате таблицы устного задания 2.
- Задание 3 - ответ, 1-го уравнения
- Задание 4 - ответ 2-го уравнения
- Задание 5 - ответ 3-го уравнения
Пока учитель с помощью шаблона подводит итоги. Учащиеся отгадывают в паре кроссворд. Для получения дополнительного балла (и проверки как усвоены контрольные вопросы к зачёту). Огласить результаты (только 4 и 5).