Проблему развития ребёнка дошкольного возраста трудно переоценить, важно так построить жизнь ребёнка, чтобы он смог максимально использовать возможности этого возраста. Именно поэтому в развитии ребёнка так велика роль взрослых, которые должны помочь ему гармонично развиваться. Однако чтобы помочь ребёнку у в развитии необходимо знать, в чём его проблемы, где и как нужно оказать помощь. Чтобы ответить на эти вопросы необходимо рассмотреть некоторые аспекты развития дошкольника: развитие зрения и мелкой моторики посредством оригами. Возможность познания окружающих предметов у детей связана в большей степени с развитием действия рук, ребёнок начинает воспринимать мир, думать, общаться с другими людьми, овладевает речью.
Со стороны может показаться, что стоит ребёнку протянуть руку к предмету и взять его настолько просто, что это не заслуживает особого внимания. Но какими бы простыми не казались его действия для нас, нужно помнить: у ребёнка с первых месяцев жизни они ещё отсутствуют, младенец не может выполнить координированные, целенаправленные действия. Его движения носят безусловно-рефлекторный характер, т. е возникают без целенаправленного волевого усилия эти действия непреднамеренны. А целенаправленные преднамеренные действия возникают у ребёнка в процессе воспитания и обучения взрослыми.
Дошкольный возраст наиболее подходит для включения ребёнка в активную творческую деятельность. Такой деятельностью является ОРИГАМИ.
При выполнении мелких движений пальцев рук происходит давление на кончики пальцев, исходящие при давлении импульсы активизируют незрелые клетки коры головного мозга отвечающие за формирование разных процессов организма, таким образом, обучение детей оригами является важным условием развития мелкой моторики рук.
Занятия по оригами не только развивают творчество, но и стимулируют предпосылки к творчеству сосредотачивают внимание, активизируют мыслительные процессы, развивают мелкую моторику рук и речь, формируют важные свойства восприятия, особенно у детей с нарушениями зрения, такие как:
- Целостность - свойство, позволяющие получить целостный образ предмета во всем многообразии соотношений его свойств и сторон;
- Предметность - выражающаяся в отнесении наглядного образа к определённым предметам внешнего мира или моментам объективной действительности;
- Осмысленность - обеспечивающее осознание того, что воспринимается, истолкование образов, возникающих в результате восприятия, придание им определенного смысла;
- Обобщенность-отражение единичных объектов как особого проявления общего, по какому либо признаку;
- Избирательность - выделение одних объектов по сравнению с другими, раскрывающие активность восприятия.
ОРИГАМИ- развивает память, внимание, воображение, конструктивное мышление ,помогает корригировать мелкую моторику рук и зрительные функции (глазодвигательные прослеживающие, аккомадационные), развивать цвето и формо-восприятие.
Мы создали кружок «Оригами» с детьми с нарушениями зрения в подготовительной группы и предлагаем примерное занятие из этой серии:
Задачи:
- а)Закрекплять умение работать с бумагой, геометрическими фигурами, получая из исходной геометрической фигуры(квадрата)- другую фигуру (ромб), уметь делать « складку»
б) Упрыжнять детей в умении проглаживать сгибы изделия указательным пальцем на плоскости - Воспитывать усидчивость, аккуратность и бережное отношение в работе с бумагой.
- Коррекционная задача: учить детей расслаблять глазные мышцы.
Ход занятия
1 часть:
Ребята отгадайте загадку:
Ну-ка, кто из вас ответит
Не огонь, а больно жжёт
Не фонарь, а ярко светит
И не пекарь, а печёт?
(солнышко)
Правильно ребята. А теперь послушайте, какую я вам расскажу сказку: Однажды жаркое солнышко захотело пить и стало оно греть реки, моря, лужи и ручейки. И так оно грело, что вода стала превращаться в пар и подниматься в небо. Поплыли тогда от этого облака, а в этих облаках сидели невидимые капельки. Всё выше и выше поднимались облака, и все холоднее и холоднее им становилось. От холода пар стал превращаться в капельки, но капли не могли держаться в воздухе и стали падать на землю. Одна , две , три- много, и хлынул дождь. Рассердилось солнце, что не успело напиться, и опять давай греть воду в речке. Да только ничегодо сих пор у него не получается. Как только поднимается пар в небо, ветер его охладит и превратит в капельки. Так и повелось, чем сильнее хочет солнышко пить, тем сильнее греет землю
Понравилась вам сказка?
2 часть:
А теперь ребята и поможем солнышку.
Раскатились по земле (перебор пальцев рук в стороны)
Лучики клубочки (сжимаем и разжимаем кулачки)
Освежили всё вокруг (взмахи кистей рук на себя)
Травку и цветочки (раздв. пальцы, сложить цветок)
Вы клубочки соберите (наматываем клубочки)
Солнышку назад верните! (скрестить ладони и раздв. пальцы)
Дети скручивают клубочки.
Ребята, а вы хотите, чтобы солнышко появилось у нас в группе?
(ответы детей)
Давайте мы его сложим из бумаги, способом оригами.
Посмотрите внимательно, как буду делать это я: Берём квадрат, складываем его из уголка в уголок. Проглаживаем линию сгиба. Теперь складываем стороны к линии сгиба, получиться должна базовая форма - воздушный змей. Затем отгибаем стороны назад в исходное положение-получается - складка. Теперь складку возвращаем к линии сгиба и очень хорошо проглаживаем.
Получается лучик солнышка. Затем мы его берём, намазываем край ,приклеиваем к кругу.
Самостоятельная работа детей. (звучит музыка)
Получилось замечательное солнышко, очень красивое и доброе.
3 часть:
Ребята, давайте наши глазки, согреет солнышко.
Зрительная релаксация: мы их сильно зажмурим- откроем (3-5 раз)
Физминутка:
Солнце спит и небо спит (ладони под щёку, изображение спящего)
Даже ветер не шумит (показ пальцем, что не шумит)
Рано утром солнце встало (руки плавно поднимают вверх)
И лучи свои послало (сгибание и разгибание рук и пальцев)
Чтоб проснулся ветерок (покачивание кистей рук) тучи
Небо тучей заволок (показ руками тучи)
И деревья раскачал (покачивание тела и рук)
Дождь по крышам застучал (сверху вниз изобр. капелек)
Барабанит дождь по крышам (то же)
Солнце клонится всё ниже (приседание)
Вот и спряталась за тучи (руки в кольцо над головой)
Ни один не виден лучик. (Тоже)А теперь, чтобы солнышко не хотело пить давайте нарисуем дождик.
Дорисование дождика (у каждого ребёнка свой фломастер)
Посмотрите, какое у нас получилось замечательное солнышко и дождик.
Вам понравилось? А теперь давайте расположим наше солнышко на нашей выставке работ, чтобы им любовались и мы, ваши родители.
(вывешиваем работу в уголок для родителей.)
Подобные занятия проводим раз в неделю во второй половине дня это способствует не только развитию рук зрительных функций, но и творческая и познавательная деятельность становится более наглядной, живой и интересной.