Разработка урока по окружающему миру во 2-м классе "Время"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Сформировать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего.
  2. Ввести понятие “единицы измерения времени”.
  3. Познакомить детей с разными типами старинных и современных часов как явлением истории и культуры разных стран и народов.
  4. Воспитывать бережное отношение ко времени.

Планируемые результаты: Уметь приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт; перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения; определять время по часам.

Оборудование: АРМ, презентация, карточки с изображениями растений и животных, рисунки детей, выполненные в первом классе по теме: “Дом моей мечты”; книги “Сказка о потерянном времени”, “Аленький цветочек”, “Золушка”, Н. Носов “Как Бобик гостил в гостях у Барбоса”; 2 набора карточек с единицами времени, счетные палочки, песочные часы, будильник, секундомер, сосуды с водой и песком, пустые ёмкости, фонарик.

I. Организационный момент. ( Слайд 1)

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Прежде чем работать сесть,
Посмотрели, всё ли есть.

II. Сообщение темы, цели урока.

Учитель:

Отгадайте загадку:
Точно мы должны ходить,
Можем рано разбудить.
Бить умеем, но не вас:
Отбиваем каждый час.
Громко, весело мы бьём:
Бим–бом–бом, бим – бом, бим – бом!

Учитель: Кто-то смог уже догадаться, о чём пойдёт речь на уроке? (Слайд 2)

Сегодня мы будем говорить о времени и о единицах его измерения. Будем учиться определять время по часам и называть в зависимости от времени суток. (Слайд 3)

III. Актуализация опорных знаний.

У. В толковом словаре русского языка Ожегова вы должны были найти значение слова “время”. (Слайд 4)

Кто готов ответить на этот вопрос?

  1. Время – это одна из форм существования бесконечно развивающейся материи, последовательная смена ее явлений и состояний.
  2. Время – пора дня, недели, года.
  3. Время – настоящее, прошедшее, будущее у глагола и жизни человека.
  4. Время – промежуток деятельности какого-либо события, оставившего после себя культурный памятник.
  5. Время – продолжительность чего-нибудь, измеряемая часами, минутами и т.д.

У. Какие из этих определений вы бы отнесли к историческому времени?
У. Какие вы отнесли бы к космическому времени?
Д. Высказывают своё мнение.

IV. Работа над новым материалом.

1. Образ времени как единства прошлого настоящего и будущего.

У. Ребята, почти год прошёл с тех пор, как вы нарисовали эти рисунки. Посмотрите и вспомните название всех ваших работ.
Д. На кружке “Юный патриот” мы рисовали “Дом моей мечты в будущем”.
У. А как вы думаете, что такое будущее?
Д. Будущее – это то, что будет.
У. Если будущее – это то, что будет, то как называется то, что уже было?
Д. Прошлое – это то, что уже произошло.
У. А как мы назовём то, что с нами происходит сейчас?
Д. Настоящее – это то, что происходит с нами сейчас?
У. А теперь скажите, пожалуйста, когда вы рисовали эти рисунки: в прошлом, будущем или настоящем?
Д. Эти рисунки мы рисовали в прошлом.
У. А когда вы перейдёте в третий класс: в будущем или в прошлом?
Д. Мы перейдём в третий класс в будущем.
У. А можно ли нам с вами вернуться в первый класс, на год назад?
Д. Нет, нельзя.
У. Можем ли мы сейчас, вот в эту самую минуту, стать такими, как ученики десятого класса нашей школы?
Д. Нет, не можем, так как это может произойти только в будущем.
У. Ребята, а можно ли остановить время?
Д. Время остановить нельзя, но с помощью фотографий, рисунков, ведения дневника можно сохранить память о том или ином событии.
У. Образно об этом говорят, как об остановившемся мгновении, остановившемся времени. Разглядывая фотографии, картины, слушая рассказы людей, читая книги, мы как через волшебное стекло, заглядываем в прошлое.
У. А где живёт наше будущее?
Д. Наше будущее живёт в мечтах, в воображении и в надеждах.
У. И ещё – в настоящем, в наших делах, от которых зависит, каким будет наше будущее. Объясните, ребята, как вы это понимаете?
Д. Надо хорошо учиться сейчас, для того, чтобы достичь успехов в старших классах…

2. Знакомство с часами.

У. Ребята, можно ли сказать, что время похоже на воду? (Переливаю воду тонкой струйкой из одного сосуда в другой).
Д. Высказывают своё мнение.
У. Похоже ли время на песок? (Пересыпаю песок из одного сосуда в другой).
Д. Высказывают своё мнение.
У. Можем ли мы узнать, сколько у нас воды, песка?
Д. Да, можем. Воду, песок можно, например, взвесить на весах.
У. А можно ли потрогать время рукой, рассмотреть его?
Д. Высказывают своё мнение.
У. Но люди как-то научились измерять невидимое, неслышимое время. Как?
Д. С помощью часов.
У. В каких сказках упоминаются часы?
Д. Часы упоминаются в сказках “Сказка о потерянном времени”, “Золушка”, “Аленький цветочек”.
У. Послушайте отрывок из рассказа Н. Носова “Бобик в гостях у Барбоса”. Как пёс Барбос описывает часы?
Д. Высказывают соё мнение.

3. Историческая справка.

Часы не всегда имели такой привычный для вас вид, как в настоящее время. Люди давно подметили: солнце по небу идет, а тень от дерева, словно за солнышком тянется, по земле движется. Так солнце подсказало человеку, что можно сделать солнечные часы. Был у солнечных часов циферблат с числами от 1 до 12. Только вместо стрелок – тень от колышка или треугольной дощечки. (Слайд 5)

У. Чтобы нам это проверить, давайте проведём опыт.

Демонстрация опыта с фонариком и предметом, отбрасывающим тень: от положения фонарика меняется положение тени.

Позднее были изобретены водяные часы, которые могли подсказывать время и ночью. Водяные часы – это сосуд, из которого через дырочку постоянно вытекает вся вода. Потом нужно снова наполнять сосуд. Количество воды было строго отмерено. Это и позволяло определять время. (Слайд 6)

В дальнейшем были изобретены песочные часы. Ими можно было пользоваться в любое время суток и независимо от состояния погоды. Их чаще всего делали в виде двух воронкообразных стеклянных сосудов, поставленных один на другой. Верхний сосуд заполняется песком до определенного уровня. Продолжительность высыпания песка в нижний сосуд и служит мерой времени. (Слайд 7)

Групповая работа.

У. А сейчас, ребята, вы будете работать в группах. Вам необходимо обсудить в группах и назвать недостатки:

1 группа солнечных часов (в пасмурный день и ночью часы не работали).
2 группа водных часов (Через каждый час нужно наливать воду).
3 группа песочных часов (Измеряет малое количество времени, надо постоянно переворачивать часы).

У. Более удобными и не требующими постоянного надзора, были огненные часы. Были различные разновидности огненных часов: горящие спирали, свечи, лампадки (Слайд 8)
У. В наши дни часы тоже разнообразны. А какие еще часы вы знаете?
Д. Настенные, напольные, электронные, механические, на компьютере, на телефоне и др.

(Слайд 9,10)

У. Среди часов особую работу выполняют будильники. Что это за работа?
Д. Благодаря будильнику мы по утрам просыпаемся вовремя.
У. Все часы по устройству можно разделить на механические, электронные и электронно-механические. О них мы узнаем на “Страничках Умного Совёнка”.

- Откройте учебники на странице 120 и прочитайте.

У. Самые первые механические часы с циферблатом и стрелками люди придумали около тысячи лет назад.

Нам сегодня трудно представить, что когда-то у людей не было часов. Сейчас без часов нам не обойтись, они с нами повсюду. Часы имеют разную форму и размер. Есть часы величиной с горошину и часы великаны. (Слайд 11)

У. Оказывается, есть чудесные часы, у которых нет ни маятника, ни стрелок, ни цифр на циферблате. И самое удивительное их никто не видел. Это биологические часы. Первым их заметил французский астроном, который проделал опыт с бобами, пересадив их с грядки в темный подвал, где нет солнца и луны, но бобы упрямо жили, как привыкли: днем их листья раскрывались, а ночью опускались.

У. Если ты вышел на прогулку и хочешь узнать, который час, тебе могут помочь цветы. Разные цветы открываются и закрываются в определённое время суток. По ним можно приблизительно определить, который час. (Слайд 12)

Шиповник открывается в 4-5 часов утра, а закрывается в 19-20 часов. Мак открывается в 5 утра, а закрывается в 14 часов. В 6 часов утра просыпается одуванчик, а в 13 часов он засыпает. В 9 часов утра просыпается полевая гвоздика, а закрывается в 13 часов.

У. Самые первые цветочные часы были созданы в 17 веке в шведском городе Упсале Карлом Линеем. Циферблатом цветов послужила цветочная клумба, роль цифр исполняли разнообразные цветы, пробуждающиеся и засыпающие в определённое время. (Слайд 13)

У. Биологическими часами являются птицы. Жаворонок мы можем услышать в 2-3 часа утра, соловья - 2 часа утра, зяблика – в 5 часов утра, а воробья в 6 часов утра. (Слайд 14)
У. У людей тоже есть биологические часы. Днем они бодры, работоспособны, а ночью их клонит ко сну. Есть люди “совы” и “жаворонки”.
У. Самые точные часы на планете хранятся в Институте Времени в Париже. Парижские часы считаются эталоном времени, по ним сверяют стрелки во всём мире.
У. А какие самые главные часы у нас в стране?
Д. У нас в стране самые главные часы-куранты.
У. Где они находятся?
Д. Они находятся на Спасской башне Московского Кремля.
У. 2 октября 1918 года заговорили главные часы нашей страны – Кремлёвские куранты. Каждый, кто приходит на Красную площадь, может услышать их торжественный бой. (Слайд 15)
У. Кто из вас был в Москве и видел их?

4. Исследовательская работа.

У. Ребятами нашего класса было проведено исследование.

Отчёт группы.

- В школе есть часы:

  • В классных кабинетах
  • В холле школы на первом этаже и на втором этаже.
  • В школьной столовой.

Всего часов 11 часов.

У. А какие часы в нашей школе самые главные?
Д. Самые главные часы в школе висят в холле на первом этаже, по ним дают звонки.

5. Физминутка.

Тик-так, тик-так –
Все часы идут вот так:
Тик-так. (Дети наклоняют голову то к одному, то к другому плечу).
Налево – раз, направо – два,
Мы тоже можем так. (Раскачиваются в такт маятника).

6. Устройство часов. Практическая работа.

У. Откройте рабочие тетради на странице 13. Рассмотрите часы. С помощью рисунка изучите их устройство. Обратите внимание на условное обозначение. Как вы будете работать?
Д. Мы будем работать в группе.
У. По нашей модели у доски покажите и назовите основные части часов. По одному человеку от группы.

Дополните: часы – это… (Слайд 16)

У. Для чего служат часы?
Д. Часы служат для определения времени.
Д. Что было бы, если бы все часы в стране остановились?
Д. Высказывают своё мнение.
У. В каких единицах измеряется время?
Д. Время измеряется в минутах.

У. Время, оказалось, удобно измерять в минутах. Минута – единица измерения времени. Как из кирпичей строят дом, так из минут строится время. Внутри минуты прячутся секунды. А из минуты строятся часы, из часов – сутки, из суток неделя, из недель – месяцы, а из месяцев – год.

У. Как вы думаете минута – это много или мало? Что можно успеть сделать за минуту?
Д. Высказывают своё мнение.

Практическая работа.

У. Сейчас вы будете выкладывать из счётных палочек узор, такой как на доске. Работу эту выполнять будете по сигналу. А песочные часы и секундомер будут отмерять время. Когда весь песок пересыплется в нижнюю колбу, а стрелка секундомера пробежит круг циферблата, пройдёт минута. Тогда вы должны будете остановиться и посмотреть, кто, сколько успеет сделать. Мне понадобятся два помощника –“хранители времени”, они будут наблюдать за песком в часах и стрелкой секундомера.

Обсуждение работы.

У. у каждого из вас свой темп работы, и это нормально. Кому-то удалось уложиться в определённое время, кто-то не успел, кто-то сделал быстрее. Каждому из нас необходимо знать себя и учиться рассчитывать время так, чтобы всё успевать.

У. А вы знаете, что каждую минуту на заводе холодильников выходит более ста новеньких.

На кондитерской фабрике, только в одном карамельном цехе за 1 мин выпускают 78 кг конфет.

Каждую минуту с конвейера автомобильного завода сходит один новенький автомобиль.

Вот почему люди стараются экономить каждую минуту.

7. Единицы измерения времени.

У. С помощью чего можно определить время? (Часов и календаря).

Каждой группе даётся задание (Приложение 2):

1 группа – с. 12 рабочей тетради пронумеруйте единицы измерения времени в порядке их увеличения.
2 группа – расположите карточки в порядке уменьшения.
3 группа – распределите единицы измерения времени в две группы: первая – можно определить по часам, вторая – по календарю.

8. Определение времени по часам.

У. А кто из вас умеет определять время по часам?

- Я вижу, что не все дети умеют это делать. Тогда какую еще цель должны поставить перед собой?

Д. Научиться узнавать время по часам.

- Ребята, кто сможет выйти к доске и объяснить, как определять время по часам?

(Работа с моделью часов).

V. Закрепление пройденного.

У. Каждая группа получает карточку. Подпишите, какое время показывают часы. (Приложение 3)

(Проверяют правильность выполнения задания по контрольной карточке).

VI. Итог урока.

У. Вот и наш урок уходит в прошлое. Давайте проверим, что запомнили.

- Что такое настоящее, прошлое и будущее?
- Какие ты знаешь единицы измерения времени?
- Что такое часы?
- Приведи примеры старинных и современных часов.

Учитель зачитывает вывод из учебника. После каждого утверждения поднимают руку те ученики, которые его поняли.

У. Сегодня часы – наши верные спутники. Поэтому учитесь ценить и экономить своё и чужое время.

VII. Домашнее задание по выбору:

  1. Найти пословицы, поговорки о времени
  2. Рабочая тетрадь с.12 № 1. Придумать рисунки – символы, обозначающие прошлое, настоящее и будущее.