Цели:
- Создать условия для развития учащихся;
- Развивать мышление, речь, память;
- Развивать познавательный интерес к окружающему миру;
- Расширять кругозор учащихся;
- Развивать творческие, литературные, артистические, художественные способности учащихся;
- Воспитывать умение коллективно отдыхать;
- Воспитывать интерес к познанию нового через книгу;
- Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: игровое поле, юла со стрелкой, к игре “Что? Где? Когда?”, поле и корабли к “Морскому бою”, плакаты к “Звездному часу”, песочные часы, чертежи на доске, цифры, бумага, карандаши, ручки, картинки (земляника, ландыш, зяблик, клест), иллюстрации природы, магнитофон, кассета, выставка энциклопедий.
Оформление доски:
Плакаты к “Звездному часу” | Тема: В гостях у природы.
Д.М.Кайгородов.
|
|
Начало занятия:
Отгадайте загадки:
1) Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел)
2) Дышит, растет, а ходить не может (растение)
- Как вы думаете, какова тема нашего
сегодняшнего занятия? (Ответы учащихся)
- Да, сегодня мы побываем в гостях у природы.
(Открывается доска и читается эпиграф).
- Кайгородов говорил: “Научиться ведать природу – значит, приобщаться к ней, быть ей не чужим, а близким, своим…”.
- Вот сегодня мы и проверим, как вы знаете природу. Необычность нашего занятия в том, что вы побываете участниками сразу нескольких телевизионных игр. Наших гостей мы попросим быть членами жюри (им даются ручки и листочки и представляют их).
За правильные ответы команды получают баллы, которые помогут выявить самую внимательную, сообразительную, творческую команду.
Ход игры
Правила игры:
- По 1 ученику по очереди раскручивают юлу, определяя игру, в которую будем играть сначала.
- 2 раза в одну игру не играем, переходим к следующей по часовой стрелке.
- Каждая игра оценивается по-разному. По ходу игры я буду сообщать.
Содержание по секторам:
1. “Счастливый случай”.
Вопросы для 1 команды:
- Какую траву и слепые узнают? (Крапиву);
- Самое крупное животное? (Кит);
- Какой цветок имеет и мужское, и женское имя одновременно? (Иван-да-Марья);
- Как лягушки и жабы ловят пищу? (Языком);
- Самая большая летающая птица? (Дрофа);
- Чем питаются ласточки? (Насекомыми);
- Волк, лиса, рысь – одним словом… (Хищники);
- Бывают ли у птиц зубы? (Да);
- Какие звери летают? (Мыши);
- Движение воздуха – это… (Ветер).
Вопросы для 2 команды:
- Самая маленькая птица наших лесов? (Королек);
- Чем дышат лягушки под водой? (Кожей);
- Чем питаются стрижи? (Насекомыми);
- Береза, осина, тополь – одним словом… (Деревья);
- Когда температура тела птицы ниже зимой или летом? (Одинаковая);
- Какие птицы спят на лету? (Стрижи);
- Умеют ли слоны плавать? (Да);
- Какая птица ловит рыбу про запас? (Пеликан);
- Сосновый лес? (Бор);
- Где у кузнечика ухо? (На ноге).
Итоги игры.
Правила: За время песочных часов каждая команда по очереди должна ответить на 10 вопросов, если затрудняется, может сказать “дальше” и продолжить игру. За 1правильный ответ-1балл.
2. “Морской бой”.
В пустой клетке ставится корабль, если команда “попадает”, а если “мимо”, то х.
1 | 2 | 3 |
3 | 1 | 2 |
2 | 3 | 1 |
Правила:
- Команды по очереди “стреляют”, пытаясь найти спрятанные корабли, если “попадают”, то зарабатывают баллы, которые стоят в данной клетке, а если “мимо”, то, чтобы заработать эти баллы, должны ответить на вопрос противника (заранее приготовленный).
- Очередность определяется жеребьевкой (вытаскивают жетоны с цифрами 1, 2).
Итоги.
3. “Звездный час”.
Правила:
- Выбрать правильный ответ и поднять карточку.
- Верный ответ – 2балла.
Вопросы:
1) Крупная северная водоплавающая птица.
- Чайка;
- Буревестник;
- Гагара;
- Пингвин.
(3)
2) У какой птицы вместо крыльев чешуя? (4)
3) Какая птица лает?
- Синица;
- Куропатка;
- Сова;
- Сорока.
(2 – самец большой куропатки).
Итоги.
4. “Поле чудес”.
Правила:
- Участники выбирают карточки с рисунками, и не показывая сопернику, готовят описание, по которому соперник должен отгадать ( возможно назвать 2-3 буквы ,если они есть. мы их впишем).
- За верный ответ по описанию – 3 балла, по буквам – 2 балла.
- На подготовку – 1 минута.
1) (можно 3 буквы);
2) (можно 2буквы).
(Клест)
|
(Зяблик)
Итоги.
5. “Что? Где? Когда?”
(Конверты с заданиями на игровом поле выбираются с помощью юлы).
Правила:
- Ученик выбирает конверт;
- Я читаю задание и дается 1минута на обдумывание (играет музыка), если команда знает ответ, она отвечает сразу, а если и после обдумывания она не знает ответ или дает неверный ответ, ход переходит другой команде;
- За верный ответ – 5 баллов.
Вопросы из конвертов:
1) Экологический рассказ.
С веселой музыкой мы пошагали по лесу. По дороге нам попадались грибы. Мы собирали их, вырывая с корнем, а незнакомые грибы сбивали палкой.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Поели и пошли обратно, побросав мусор и пакеты. В кустах мы нашли гнездо какой-то птички, взяли яички, подержали и положили обратно. На лесной опушке нарвали большую охапку цветов. Нам очень понравилась прогулка по лесу!
Внимание, вопрос! Какие ошибки прозвучали в рассказе? Назовите и исправьте.
2) Внимание, вопрос! Почему лес называют “легкими планеты”?
(1 га леса поглощает столько углекислого газа за1час, сколько его образуется при дыхании 200 человек).
3) В нашем районе сажали лесную полосу, но деревья росли плохо.
Внимание, вопрос! Чего им не хватало? (Им не хватало грибов. Привезли и посадили грибницу из другой лесополосы, и деревья ожили, заблагоухали и заметно пошли в рост).
4) Кверкус – так называли дуб древние римляне. В переводе на русский- “красавец”
Лесники говорят: “Дуб любит расти в шубе, но с открытой головой”.
Внимание, вопрос! Что это означает? (Дуб любит свет, но не переносит, когда затемнена его верхушка).
На Украине растет дуб высотой 36м. А самый старый дуб в Литве, ему 2000лет. Есть и другие знаменитые дубы, один из них связан с именем А.С.Пушкина. Дуб рос в с. Тригорское. О нем поэт писал:
“Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.”
А другой дуб растет недалеко от Санкт-Петербурга.
Внимание, вопрос! Что о нем писал А.С.Пушкин?
( “У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том…”)
Итоги.
6. “100 к 1”.
Правила:
- В телевизионной игре участники должны были назвать самый популярный ответ на вопрос, а вам необходимо его нарисовать за 1минуту.
- Команда получает столько баллов, сколько человек так ответили.
Вопрос: Нарисуйте хвойное дерево. (Ель – 6 человек , сосна – 3 человека, лиственница – 1 человек).
Итоги.
7. “Великолепная 7-ка”.
Правила:
- Команды выбирают листочки с отрывками из произведений. За 2 минуты они должны приготовить пантомиму и показать соперникам, а те в свою очередь должны отгадать из какого это произведения и кто автор.
- Оценивается пантомима по 5-бальной системе, а правильный ответ названия произведения – 2 балла, а с автором – 5 баллов.
1) Прилетел дятел пестрый, шапка красная, нос вострый. По стволу скок-поскок, стук-постук, выстукал, выслушал и давай дырку долбить. Долбил, долбил, выдолбил глубокое дупло. Лето в нем пожил, детей вывел и улетел.
(В.Бианки “Теремок”).
2) Надоело щенку кур гонять по двору. “Пойду-ка, – думает, – на охоту за дикими зверями и птицами”.
(В.Бианки “Первая охота”).
Итоги.
8. “Устами младенца”.
Правила:
- Нашей игре больше подошло бы название “Устами поэта”. Ваша задача выбрать карточки с картинками, чтобы соперники не видели, сочинить загадку к ней.
- За творчество – от 1 до 5 баллов, за правильную отгадку – 2 балла.
1) Земляника;
2) Ландыш.
Итоги.
- Ребята, вы, наверное, обратили внимание на эту
выставку книг. Как вы думаете, для чего они здесь?
(Ответы учащихся).
- Необходимо пользоваться энциклопедиями для
познания окружающего мира, для того, чтобы вы
могли ответить на все интересующие вас вопросы.
- Теперь давайте подведем итоги нашей игры. (Подведение
итогов).
- Сегодня мы коснулись актуальной темы –
“экология окружающего мира”
Сейчас уже не стоит вопрос о необходимости беречь природу. Все знают, что это дело нужное. А главная задача в том, как это делать? И это должны делать мы - люди 21 века. Об этом стихотворение, которое сочинила Егорова Анна.
(Автор читает стихотворение).
Природа – единственная на свете.
Берегите ее, дети!
Костер тушите,
В лесу не шумите,
Реки не загрязняйте,
Зверей не пугайте,
Леса не рубите
И с природой дружно живите!
Учитель:
Прекрасен мир живой природы,
А люди часть его.
Нам надо сообща беречь, преумножать,
Познавать этот великий мир!
Без него не было бы ни поэзии, ни искусства,
А, значит, и человека
В самом высоком смысле этого слова.
- На этом наше внеклассное мероприятие законченно.