В программе “Искусство оригами” мною предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ – панно, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией (наша школа работает триместрами, и каникулы мы используем для постановки спектаклей).
В процессе своих занятий с детьми младшего школьного возраста, я обратила внимание на наличие у них индивидуальных особенностей усвоения информации и отметила влияние этих особенностей на способность к обучению. Чтобы легче было понять, о чем я говорю, представим раннее утро. Вы выходите из подъезда и на что первое обращаете внимание? На прекрасный золотисто-багряный цвет осенней листвы и на удивительное светло-голубое небо? А может на теплые лучи осеннего солнышка и порыв ветра, спутавший ваши волосы? Или ваше внимание привлечет рев соседской машины и веселые крики детишек на детской площадке? Выбор объектом вашего внимания, прежде всего зрительного образа, физического ощущения или звука не случаен. В нашей жизни мы естественно используем для познания окружающего мира все свои органы чувств, но при этом бессознательно отдаем предпочтение какому-то одному. Эта врожденная особенность диктует нам выбор способа познания – зрительный (визуальный), слуховой (аудиальный), или осязательный, двигательный (кинестетический). Понимание индивидуальных особенностей учащихся и их проявление в учебной деятельности помогает предусмотреть, в каких учебных ситуациях они окажутся подспорьем, а в каких могут вызвать трудность.
Свои занятия я строю, выявляя стиль обучаемости каждого ребенка по модальностям (способам) восприятия информации. Если у взрослого человека в силу накопленного субъективного опыта могут быть достаточно развиты две или даже три модальности, то ребенок, как правило, мономодален, так как развитие сенсорных систем происходит в дошкольном и начальном школьном периоде развития. Нельзя достичь высоких результатов обучения детей с разными ведущими модальностями, используя одинаковые методические приемы, т.е. приемы, воздействующие преимущественно на определенный канал восприятия информации.
Как же распознать стиль обучаемости по модальностям восприятия?
Вначале нового учебного года я провела анкетирование родителей на родительском собрании 1 “А” класса. Кроме того, классный руководитель сама ответила на вопросы анкеты о каждом ребенке. Обработанные мною результаты, дали предварительную картину модальностей восприятия с точки зрения взрослых, непосредственно общающихся с каждым ребенком (анкета приводится в приложении №1). Далее следовал период наблюдений и анализа его результатов. Имея предварительную картину по каждому ребенку, занимающемуся в моей студии, я выстраиваю определенную систему обучаемости ребенка с учетом модальностей восприятия.
Чтобы определить стиль обучаемости ребенка, необходимо научиться читать его мысли по жестам, видеть движения глаз и слышать слова, присущие визуалу, аудиалу, кинестету |2| (см. приложение №2).
Описание проявлений каждой модальности, на которые я опиралась, приведены в приложении №3.
В результате построена диаграмма “Анализ ведущих модальностей учащихся 1 “А”
– из 18 учеников, входящих в 2 группы, визуалов и аудиалов поровну (по 7 человек), а кинестетов трое. Один ребенок не подходит под приведенную выше диагностику модальностей восприятия, т.к. испытывает трудности в обучении по причинам, не связанным с особенностями восприятия (СДВ), но девочка также входит в группу.
Учитывая особенности детей данной группы, становится возможным:
- Быстрее сконцентрировать внимание детей,
- Поднять интерес в обучающихся,
- Дисциплинировать группу,
- Дифференцировать содержание преподавания так, чтобы информацию восприняли все учащиеся.
В своей работе я использую большое количества наглядного материала, готовые фигурки крупного размера, раскрашенные и оформленные, плакаты с яркими базовыми формами и основными приемами складывания, постоянно доступные детям – позволяют достаточно долго удерживать произвольное внимание и высокую мотивацию визуалам. Кроме того, ребята очень любят, когда в объяснение складывания фигурки я вношу элемент пантомимы (показать на примере самурайского шлема, стаканчика) – этот прием реально повышает усвоение сложного материала, особенно у детей с зрительным и осязательно – деятельным способами восприятия.
- Аудиалам, более чем детям с другими ведущими модальностями восприятия, важно введение в занятие элементов “сказки”, “волшебства”, “чуда”, а так же опора на четкую, повторяющуюся инструкцию. Кроме того, на результативность повторения ими оригамных моделей по памяти влияет тихая спокойная музыка.
- Кинестетам важно, чтобы они сидели в доступном для учителя месте, т.к., по мере отвлечения их внимания, надо подходить и касаться плеча, гладить по голове или тихо постукивать по столу. Кроме того, кинестетам, более чем детям с другими ведущими модальностями, необходимы: переключение внимания, динамические паузы и разные виды гимнастики, т.е. частые “смены состояния” и перерывы. При необходимости, именно они участвуют в помощи - раздать листы, стереть с доски, собрать блокноты для оценок (т.е. выступают дежурными) я объясняю свой выбор другим ученикам тем, что им проще это сделать, находясь с краю.
Дальше я хочу остановиться на этапах урока и динамических паузах между ними.
Схематично урок можно представить так:
I ЭТАП | II ЭТАП | III ЭТАП | IV ЭТАП | V ЭТАП |
Рассказ, предыстория, показ готовой поделки (яркой, красочной) и наглядных пособий, ее дополняющих. | Показ этапов изготовления – дети смотрят (обыгрывается, элементы пантоми-мы, сказки, опора на предыдущий опыт и знания). | Повторный показ – дети делают фигурку (помощь, индивидуальное объяснение и показ тем, кто не понял). | Изготовление учениками поделки по памяти сопро-вождается инструкцией, подключение инструкторов* | Подведение итогов, домашнее задание, работа с оригамны-ми альбо-мами. |
С этого года в данном классе введены уроки по оригамным схемам (одна в 2-3 недели) – складываемая фигурка должна быть знакома по прошлому году, степень сложности – сначала простая, затем средняя. Такого рода задания сравнительно легко даются визуалам и вызывают затруднения у детей с другими ведущими модальностями восприятия.
Всем известно, что сенсорное развитие полноценно осуществляется в тесном единстве с психомоторным. Точность движений достигается путем углубленного развития мелкой моторики кисти руки, усложнением зрительно-моторных координаций. На своих занятиях этому аспекту я уделяю большое внимание. Динамическая пауза проводится мною между третьим и четвертым этапами урока.
В приложении №4 приведены 3 типа упражнений, успешно используемых на занятиях. Я хотела бы остановиться на каждом типе, учитывая целесообразность их применения в зависимости от ситуации:
1-й тип упражнений – кинезиологическая гимнастика, необходима для развития межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия; синхронизации работы полушарий; развития мелкой моторики; развития способностей. Данный тип упражнений проводится когда ученики обладают хорошей работоспособностью.
Если дети перевозбуждены: я провожу 2-й тип упражнений – игры, направленные на снятие мышечного напряжения, переключение внимания, такие как “Слушай хлопки”, “Давайте поздороваемся”, игры за партами.
Бывают дни, когда ученики приходят на урок уставшие, как “сдувшиеся шарики”, тогда мною проводится 3-й тип упражнений - игры: “Маленькая птичка”, “Волны” и другие.
Кроме игр в физкультминутки я ввожу упражнения, которые дают возможность объединить работу полушарий мозга, выйти из стресса и улучшить процесс восприятия, а также ассиметрическую гимнастику.
Особое внимание стоит уделить расположению парт. В предшествующие годы расстановка столов в моей студии была традиционной, они стояли друг за другом, что было крайне неудобно в связи с разбитостью детей по парам – концентрация внимания, уровень усвоения знаний снижались, а время показа увеличивалось.
Рис.1 Неэффективная расстановка парт
Рис. 2 Эффективная расстановка парт
Сделанная в начале года перестановка, позволила учесть недостатки и повысила эффективность занятий.
В заключение остановлюсь на волнующей многих педагогов и психологов проблеме: совпадение или несовпадение ведущих модальностей восприятия у детей и учителя. По данным психологов, существуют реальные ситуации, например, когда учитель, с аудиальной модальностью, говорящий в среднем 80 слов в минуту не воспринимался детьми класса, у которых преобладала визуальная модальность. Успеваемость класса была низкая, дети отказывались идти в школу. С классом работала группа психологов, и одной из главных рекомендаций было поменять учителя, а также подбирать “под учителя” детей с таким же стилем обучаемости. |2| Я в корне не согласна с такой постановкой вопроса! На собственном опыте утверждаю, что таким образом у учеников будет сильно развита ведущая, и без того достаточно успешно развивающаяся модальность, а другие будут тормозиться, а наша задача – гармонизировать развитие сенсомоторной сферы и мышления детей. Представляете, как дети перейдут в 5 класс, с какой-то одной преобладающей модальностью, где все в группе кинестеты, или только визуалисты? “Весело” станет работать учителям среднего школьного звена. Но несоизмеримо печальнее будет проходить процесс адаптации целого класса, подстраивающегося под требования разных учителей. Решением, с моей точки зрения, является повышение уровня компетенции учителей начальной школы.
Я же хочу закончить следующим выводом: раннее выявление творческих наклонностей детей позволяет оптимизировать работу с ними, максимально использовать все возможности для развития способностей детей, учитывая природосообразность и интерес каждого ученика.
Используемая литература:
- Г. Драйден “Революция в обучении” (2003)
- Н.И.Хромов “Методы обучения детей с разными типами обучаемости” (2008).