Урок № 1.
Тема урока: Первая помощь пострадавшим при травмах и несчастных случаях.
Цели урока:
Дидактическая:
- Определить виды и цели ПП пострадавшим;
- Виды травм и ранений;
- Показать взаимосвязь между травмой и выбором приема ПП.
Развивающая:
- Развивать умение логически строить мысли при выполнении самостоятельных заданий, умение выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательная:
- Продолжать формировать активность, самостоятельность, любознательность.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Метод проведения: лекция – беседа, с элементами проблемной лекции.
Ход урока
Вступительное слово преподавателя о значимости и необходимости изучения данной темы. Назвав тему урока, преподаватель обращает внимание на план урока, который студенты записывают в тетрадь.
План урока.
- ПП: понятие, цели, виды и приемы.
- Травма и ранение. Приемы ПП.
- Правила и средства оказания ПП.
Далее учащимся предлагается ответить на поставленные вопросы:
- Подумайте и назовите цели ПП? (Спасение
жизни пострадавшему, профилактика осложнений,
сохранение здоровья, минимизация действия
поражающих факторов).
- Прочитайте виды ПП и скажите, что лежит в основе
выделения каждого вида помощи? (Кем и где
оказывается ПП)
Преподаватель предлагает наиболее сильным учащимся обобщить высказывания и четко сформулировать цели ПП для записи в тетрадь.
Следующим этапом урока является изучение видов травм и ранений (работа с учебным пособием см. приложение 1)
Задание 1. Выпишите виды травм и ранений.
Задание 2. По аналогии с представленными схемами составьте свои схемы “Травмы систем человеческого организма”. Перед вторым заданием студентам предлагается вспомнить и назвать системы человеческого организма, а так же факторы, которые могут приводить к травматическим поражениям. Для проверки выполнения задания студентам предлагается сравнить свои схемы с образцом (приложение 2)
Преподаватель предлагает определить основные травматические поражения (рана, перлом, кровотечение).
- Как вы думаете, какие виды ран являются наиболее распространенными? Почему? (Механические, бытовые, производственные, так как человек постоянно соприкасается с воздействием факторов производственной и бытовой среды).
Задание 3. Запишите основные приемы ПП при кровотечениях, ранениях и переломах.
Вопрос № 3. Правила и средства оказания ПП.
- Подумайте и назовите, с помощью чего можно оказать ПП пострадавшим? (Куски ткани, доски, предметы).
Таким образом, названые вами вещи называются средствами, которые делятся на 2 группы.
Специальные и подручные средства оказании ПП.
Учащиеся самостоятельно записывают средства к каждой группе.
В свою очередь, помимо средств ПП, существуют определенные правила оказания ПП пострадавшим.
Студентам предлагается ознакомиться и прокомментировать каждое правило.
Закрепление материала проходит в 2 этапа.
Этап 1. Ответы на вопросы по теме урока.
- От чего зависит выбор средств и приемов ПП? (От вида, характера травматического поражения).
- По каким критериям выделяют травмы? (По численности, степени тяжести, локализации, по воздействию поражающего фактора).
- Назовите наиболее распространенный вид раны? (Механическая).
- Что такое “иммобилизация при переломах конечностей”? (Придание неподвижности).
- Какое время считается наиболее оптимальным для оказания ПП? (Первые 30 мин.).
Этап 2. Преподаватель предлагает учащимся ситуации, в которых они должны определить вид травмы и приемы ПП. (см. приложение 3)
Урок завершается обсуждением итогов решения ситуаций и выставлением оценок, а так же оценкой деятельности группы в целом.
Домашнее задание: выучите приемы ПП при кровотечениях, ранах и переломах.
Урок № 2.
Тема урока: Первая доврачебная реанимационная помощь.
Цели урока:
Дидактическая:
- В ходе урока дать основные понятия темы: терминальные состояния, реанимация;
- Показать различия между клинической и биологической смертью человека;
- Сформировать первичные навыки проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких.
Развивающая:
- Продолжать формировать познавательный интерес к изучаемой теме через подбор материала к уроку.
Воспитательная:
- Использовать коллективные формы организации урока для сплочения группы, формирования чувства коллективизма и ответственности.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Метод проведения: лекция с использованием технических средств.
Ход урока
План урока.
- Понятие реанимация и реанимационная помощь.
- Основные приемы первой доврачебной реанимационной помощи.
- Методы осуществления искусственной вентиляции легких различными способами.
- ПП утопающему.
Данный урок целесообразно начать с просмотра видеофильма “Азбука оживления”, в котором приведены основные приемы оживления пострадавшего при различных состояниях.
По окончании просмотра фильма преподаватель раскрывает значение реанимационных мероприятий; определяет приемы реанимационной помощи.
Вопросы к студентам:
- В каких ситуациях пострадавший нуждается в
первой реанимационной помощи? (При отсутствии
признаков жизни, при различных терминальных
состояниях).
- Назовите признаки жизни у пострадавшего (сознание,
пульс, сердцебиение, реакция на свет).
Откройте пособие и прочитайте какие выделяют терминальные состояния.
- Чем клиническая смерть отличается от
биологической? (Наличием признаков жизни).
- В какой последовательности следует определять
признаки жизни у пострадавшего? (Сознание —>
пульс —> сердцебиение —> реакция на свет)
Студенты записывают определения терминальных состояний и последовательность определения признаков жизни у пострадавшего (приложение 4).
В ходе изучения третьего вопроса, студентам предлагается разделиться на 3 подгруппы и выполнить следующие задания:
1 подгруппа – составить алгоритм действий по
выполнению искусственной вентиляции легких.
2 подгруппа – составить алгоритм действий по
выполнению непрямого массажа сердца.
3 подгруппа – оценивает работы 1 и 2 подгрупп.
Для выполнения задания студенты используют материалы учебных плакатов.
4 вопрос.
В ходе изучения этого вопроса преподаватель объясняет технику захвата утопающего, студентам предлагается прокомментировать возможные ошибки (захват спереди, захват обеими руками, захват только в области шеи).
Закрепление материала проводится так же в 2 этапа как и на предыдущем уроке.
Этап 1. Студенты выполняют упражнения – тренинги в парах.
“Как проверить пульс”.
Преподаватель: “Пульс – это периодическое толчкообразное расширение стенок артерий. Лучше всего пульс прощупывается в двух местах – на запястье и в углублении шеи правее или левее подбородка”.
- Пульс на запястье располагается пониже основания большого пальца, в ложбинке между двумя костями. Нащупайте его тремя пальцами и слегка надавите.
- Пульс на шеи находится в ложбине пониже челюстной кости, сбоку от кадыка. Проверьте его тремя пальцами.
“Непрямой массаж сердца”.
- Учащиеся выполняют в парах после разбора его техники проведения на плакате и демонстрационном показе преподавателя.
- Положите ладонь на грудину на 2 – 3 см выше мечевидного отростка так, чтобы большой палец спасателя был направлен либо на подбородок, либо на живот пострадавшего.
- Выполните 10 – 15 надавливаний на грудину с частотой 40 – 80 раз в минуту.
Этап 2. Студентам предлагается сформулировать и записать в тетрадь вывод по теме урока (учащиеся по желанию озвучивают свои выводы).
Итогом урока является оценка преподавателем деятельности группы в целом.
Домашнее задание: студенты делятся на 2 подгруппы, каждая из которых получает задание.
1 п. подготовить технику выполнения наложения повязок при ранах головы, конечностей, живота; способы иммобилизации при переломах конечностей и позвоночника; принести необходимые материалы.
2 п. подготовить технику остановки артериальных, венозных и капиллярных кровотечений; отработать приемы ПП при клинической смерти; принести необходимые материалы.
Урок № 3.
Тема урока: Использование средств медицинской защиты.
Цели урока:
Дидактическая:
- Обобщить и систематизировать знания студентов по темам ПП пострадавшими при различных травмах и несчастных случаях;
- Первая доврачебная реанимационная помощь;
- Закрепить навыки наложения повязок при ранах;
- Остановки кровотечений различными способами;
- Приемы иммобилизации при переломах;
- Навыки искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца, а так же умение правильно осуществлять проверку признаков жизни у пострадавшего.
Развивающая:
- Продолжать формировать культуру речи, умение взаимодействовать в группе при выполнении совместных заданий.
Воспитательная:
- Продолжать формировать положительные качества личности: активность, самостоятельность, чувство ответственности перед коллективом, познавательный интерес к предмету.
Тип урока: урок закрепления и применения знаний.
Метод проведения: практическая работа.
Ход урока
Слово преподавателя: - на 2- х предыдущих уроках мы познакомились с различными видами травм, определили основные виды помощи пострадавшим, выполняя сегодняшние задания на уроке мы обобщим полученные знания, отработаем приобретенные навыки и умения.
Урок начинается с просмотра обобщающего видеофильма: ПП пострадавшим при кровотечениях, переломах, ранах, потери сознания.
По окончании фильма каждая подгруппа получает задание.
Задание 1.
1 подгруппа – составьте опорные схемы “ПП при
ожогах, ПП при клинической смерти, ПП при ранах,
ПП при переломах” (см. приложение 5);
2 подгруппа - заполните таблицу (см.
приложение 6).
Травма | Симптомы | Приемы ПП |
После выполнения задания подгруппы обмениваются и оценивают деятельность друг друга по десятибалльной шкале.
Задание 2. Каждая подгруппа демонстрирует свое домашнее задание. Оценку своей деятельности студенты осуществляют самостоятельно по 10 бальной шкале.
1 подгруппа – приемы наложения повязок при
ранах, иммобилизации при переломах.
2 подгруппа – приемы остановки кровотечений и
проверка признаков жизни при клинической смерти.
Итоговое слово преподавателя. Преподаватель предлагает каждой подгруппе выставить и аргументировать оценки друг другу за подготовку и работу на уроке.
Домашнее задание: выучить темы 1, 2, 3 урока, подготовка творческих заданий к уроку – КВН: подготовьте мини – сценки “Главное в теме ПП пострадавшим” и “Основное в теме Первая реанимационная помощь”.
Урок № 4.
Тема урока: Основы медицинских знаний.
Цели урока:
Дидактическая:
- Закрепить материал по теме: “Первая помощь пострадавшим”.
Развивающая:
- Продолжать формировать культуру межличностного общения;
Воспитательная:
- Продолжать формировать положительные качества личности: активность, самостоятельность; использовать урок для сплочения группы как коллектива.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.
Метод проведения: деловая игра типа КВН.
Ход урока
Соревнование учащихся состоит из 5 конкурсов – этапов. Группа студентов предварительно делится на 3 подгруппы: 2 – равные – команды; 3 – жюри (3 человека). Каждая команда предварительно получает домашнее задание.
Преподаватель объявляет цели урока, объясняет методику проведения.
1 этап – разминка.
Задание: составьте рассказ по пройденным темам, один начинает, другой продолжает и так далее. 1 команда – ПП пострадавшим при различных травмах. 2 команда – Первая реанимационная помощь пострадавшим.
Максимальная оценка 10 баллов.
2 этап – конкурс домашнее задание.
Каждой команде нужно сыграть сценку, где будет отображено все главное в теме (команды меняются темами см 1 конкурс) - максимальная оценка 20 баллов.
3 этап – решение задач с выбором и защитой ответа (см. приложение 7).
4 этап – конкурс “Угадай” – по одному участнику из команды покидает аудитории, по возвращению их, остальные участники команды примерами и намеками подсказывают какая травма была загадана (по 3 травмы).
Оценивается по 10 баллов за каждую угаданную травму.
5 этап – конкурс “Спаси человека”.
Каждая команда вытягивает ситуацию, в которой представлено описание травматического поражения, после этого она изображает сцену оказания первой помощи. Противоположная команда должна угадать и назвать вид травмы и оценить сценические умение команды.
Максимальная оценка – 30 баллов.
Заключительный этап – жюри подводит итоги, называет и награждает победителей.
Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов по результатам всех конкурсов.
По окончании урока преподаватель оценивает мастерство и подготовку каждой из трех команд, выставляет оценки.
Список литературы:
- Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: поурочные планы по учебнику А.Т.Смирнова и др. / автор – сост. В.А.Шкенев. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Мазнев Н.И. Первая помощь подручными средствами. – М.:Эксмо, 2008.
- Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: П., 2007.
- Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в СПУЗ: учеб. – метод. пособие. – М.: Высшая школа, 1990.
- Тупикин Е.И. Основы безопасности жизнедеятельности: тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10 – 11 класс: пособие для преподавателей – организаторов курса “ОБЖ”. – М.: П., 2006.