Цель урока:
- Познакомиться со звуками [д], [д'], буквой Д.
- Научиться дифференцировать звуки по твердости-мягкости.
- Развивать память, логическое мышление, речь.
- Отрабатывать навыки слогового чтения.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Ход урока
1. Орг. момент.
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок, который отправит нас в мир знаний. На пути нам встретятся трудности, поэтому нужно быть очень внимательными. Готовы? Молодцы!
2. Повторение изученного материала.
К нам в гости пришел маленький гномик-буквоед. Правда, сегодня он не весел, потому что торопился и по дороге рассыпал буквы, которые мы изучили и они распались на элементы.
- Давайте поможем гномику собрать буквы. (Е, М,
Б, А, И, К)
- На какие две группы можно разделить?
- Назовите согласные, обозначающие звонкие звуки.
- Укажите гласную с секретом? Почему?
- Назовите парные согласные.
Молодцы, ребята! Вы помогли гномику. Мне тоже нужна ваша помощь. Я расскажу вам историю, но в ней не хватает слов. Поможете? (На доске рисунки, которые помогут составить текст).
- На краю деревни стоит наш ... (дом).
- Около дома растет красивое ... (дерево).
- На дереве есть ... (дупло).
- У дупла сидит ... (дятел).
- Возле дома стоит старый, седой ... (дедушка).
- Что мы составили? (Рассказ).
- Можно ли сказать, что это текст? Доказать.
- Повторите слова еще раз. Соотнесите со схемой
слово дерево.
- Что заметили? С какого звука начинаются все эти
слова? [д], [д']. Произнесите, [д], [д'].
- Что можно сказать об этих звуках? (Согласные,
звонкие, [д] – твёрдый, [д'] – мягкий).
- А какой буквой мы будем обозначать эти звуки?
Буквой Д. (Учитель вывешивает букву).
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
3. Новая тема. (Звуки [д], [д']. Буква Д).
- Чему должны научиться?
- А еще мы узнаем, как называлась буква Д в
старославянском языке.
- Найдите на рисунке предметы, в названии которых
есть звуки [д], [д'].
- На что похожа буква Д?
- Напечатайте в тетрадях букву.
Послушайте стихи. Есть ли слова с новыми звуками?
Крыша в шапке меховой
Белый дым над головой
Двор в снегу, белы дома
Значит, к нам пришла зима.
- Поиграем в игру камень – вата, (дым, двор, дома).
Снежинки на доске: ДА, ДО, ДУ, ДИ, ДЫ, ДЕ.
- Читаем.
- Какого цвета возьмём карандаши, чтобы
раскрасить снежинки? (Синий, зелёный).
(У детей на столе снежинки, дети раскрашивают).
Проверка.
4. Закрепление изученного.
- Поищите в русском языке слова со слогами ДУ,
ДИ, ДЫ
- С какой буквой познакомились? Какое сделали
открытие? (Буква Д – согласных звуков [д], [д']).
- Где её место? Обратимся за помощью к слову ДЕД.
(произносим [д' эт], пишем дед).
Вывод: д-т – парные согласные.
- Закройте глаза * ОМ
- Какой буквы не хватает? (д, т, с, к)
- Для чего нужна новая буква? (Чтобы различать
слова).
Стихи (читает ученик).
Дело в том, мои друзья,
Что без “Д” никак нельзя
Дима, Даша и друзья,
Построить дом без “Д” нельзя.
Учитель: ни одна буква не существует просто так, у каждой своя работа.
5. Физминутка.
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте,
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку
Глубоко теперь вздохните
Сядьте тихо, отдохните
Все в порядок приведём
И читать, друзья, начнём.
6. Чтение.
На доске:
ВОДа;
ВОДолаз;
ВОДопад;
ВОДные;
подВОДные.
Что заметили? (Однокоренные слова). Доказать.
Кто такие водолазы? Ответы детей.
7. Работа с учебником.
с. 109 – чтение.
- Почему трудна работа у водолазов?
- Какую пользу людям приносит их труд?
- Кем работают ваши папы?
- Трудна ли у них работа? Какую пользу людям
приносит их труд?
- Прочитайте последнюю пословицу на с. 108 (Жизнь
дана на добрые дела).
- Как понимаете смысл?
- Ответы:
Добрый человек – это тот, кто любит людей, помогает им, любит природу.
Добро – это всё хорошее, полезное.
- Легко ли быть добрым?
Учитель:
Если добрым вырос ты
Злыднем быть не пробуй
Не стесняйся доброты,
А стесняйся злобы.
Итог.
Разгадайте. Дана анаграмма ОРОДБ (добро).
- Так называлась наша новая буква в старославянской азбуке.