Цель:
- заинтересовать детей музыкально-сценическими жанрами;
- научить глубже воспринимать музыку самой разной сложности, разбираться в музыкальной драматургии произведений;
- развивать слушательские, вокально-хоровые навыки, навыки игры на музыкальных инструментах;
- воспитывать любовь к классической музыке.
Оборудование: магнитофон, аудиокассета, портреты С.С. Прокофьева, Н.А. Римского-Корсакова, барабан, бубны, наглядное пособие.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
Целеполагание.
1. Учитель исполняет мелодию "В гостях у сказки".
2. Беседа:
Учитель:
- О чём вам напомнила эта музыка?
Ученик:
- Она какая-то сказочная, таинственная, кажется, что произойдут какие-то чудеса.
Учитель:
- Замечательно. Молодец!
- Куда мы с вами, ребята, попали?
Учащиеся:
- Мы попали в сказку.
Учитель:
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы побываем в музыкальном театре. Вспомним музыкальные сказки, написанные для постановки на сцене.
III. Повторение
1. Беседа:
- Кто из вас уже был в театре? Какие спектакли видели?
- В музыкальном театре музыкальные спектакли (балеты, оперы) ставит режиссёр, а руководит музыкальным действием (симфоническим оркестром, певцами, хором) дирижёр. Работа с иллюстрациями учебника.
- Что такое опера? А что такое балет?
- Часто для постановки режиссёры берут музыкальные сказки. Сказочный сюжет, ребята, в своих произведениях использовали многие композиторы.
- Вы все любите сказки и с некоторыми из музыкальных сказок уже знакомы.
Вспомните названия сказочных опер и балетов, которые вы уже слушали?
2. Слово учителя.
Все знают имя великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Будучи уже взрослым человеком Пушкин писал: "Слушаю сказки моей няни: Что за прелесть эти сказки!".
В столетний юбилей со дня рождения А. С. Пушкина, в память о нём, композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков сочинил музыку к "Сказке о царе Салтане".
В сказках много чудесного и волшебного. Есть чудеса и в "Сказке о царе Салтане".
- Назовите эти чудеса. О них расскажет нам композитор во фрагменте "Три чуда" из оперы "Сказка о царе Салтане". А мы выступим в роли слушателей.
3. Слушание фрагмента "Три чуда" из оперы Н. А. Римского- Корсакова "Сказка о царе Салтане".
Беседа:
- Меняется ли характер музыки?
- На сколько частей можно разделить фрагмент в зависимости от характера музыки?
- Как композитор изобразил каждое из чудес?
- Музыка белочки звучит тонко, высоко, негромко. Музыка богатырей - тяжело, низко, громко.
Обратим внимание на соответствие музыки стихам. Учитель читает отрывки из произведения А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане".
4. Слушание фрагмента из оперы М. Коваля "Волк и семеро козлят".
Беседа:
- Вы узнали этот отрывок? Из какого он произведения? Кто его автор?
- Определите характер музыки.
- Торжественная, маршевая.
- Мы были в музыкальном театре в качестве слушателей, а теперь выступим в роли исполнителей. Учащиеся исполняют хор "Семеро козлят". Один играет на барабане, второй - на бубне. Третий поёт соло малыша.
5. Антракт.
Объявляется антракт.
- А что такое антракт?
Ребята исполняют ритмические движения под музыку.
6. Слушание отрывков "Вальс" и "Полночь" из балета С.С. Прокофьева "Золушка". Слушание музыки.
Беседа:
- Какой это музыкальный жанр?
- Что в этом фрагменте необычного?
- В какой сказке бой часов сыграл важную роль в жизни героев? Кто её автор?
- Какую сцену можно представить, слушая эту музыку?
- Какие чувства испытывает Золушка? (Волнение, радость Золушки, впервые попавшей на бал)
- Какие иллюстрации можно сделать к этому балету? Работа с иллюстрациями учебника.
7. Вокально-хоровая работа. Разучивание песни "Волшебный цветок", музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского.
V. Обобщение.
- Мы побывали в музыкальном театре. Понравилось ли вам эта экскурсия?
- Какие произведения мы там услышали? Кто их написал?
- На следующем уроке мы познакомимся ещё с одной сказкой, где героев изображают музыкальные инструменты.