Урок музыки нетрадиционного типа в 3-м классе по теме "В музыкальном театре"

Разделы: Музыка


Цель:

  • заинтересовать детей музыкально-сценическими жанрами;
  • научить глубже воспринимать музыку самой разной сложности, разбираться в музыкальной драматургии произведений;
  • развивать слушательские, вокально-хоровые навыки, навыки игры на музыкальных инструментах;
  • воспитывать любовь к классической музыке.

Оборудование: магнитофон, аудиокассета, портреты С.С. Прокофьева, Н.А. Римского-Корсакова, барабан, бубны, наглядное пособие.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

Целеполагание.

1. Учитель исполняет мелодию "В гостях у сказки".

2. Беседа:

Учитель:

- О чём вам напомнила эта музыка?

Ученик:

- Она какая-то сказочная, таинственная, кажется, что произойдут какие-то чудеса.

Учитель:

- Замечательно. Молодец!

- Куда мы с вами, ребята, попали?

Учащиеся:

- Мы попали в сказку.

Учитель:

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы побываем в музыкальном театре. Вспомним музыкальные сказки, написанные для постановки на сцене.

III. Повторение

1. Беседа:

- Кто из вас уже был в театре? Какие спектакли видели?

- В музыкальном театре музыкальные спектакли (балеты, оперы) ставит режиссёр, а руководит музыкальным действием (симфоническим оркестром, певцами, хором) дирижёр. Работа с иллюстрациями учебника.

- Что такое опера? А что такое балет?

- Часто для постановки режиссёры берут музыкальные сказки. Сказочный сюжет, ребята, в своих произведениях использовали многие композиторы.

- Вы все любите сказки и с некоторыми из музыкальных сказок уже знакомы.

Вспомните названия сказочных опер и балетов, которые вы уже слушали?

2. Слово учителя.

Все знают имя великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Будучи уже взрослым человеком Пушкин писал: "Слушаю сказки моей няни: Что за прелесть эти сказки!".

В столетний юбилей со дня рождения А. С. Пушкина, в память о нём, композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков сочинил музыку к "Сказке о царе Салтане".

В сказках много чудесного и волшебного. Есть чудеса и в "Сказке о царе Салтане".

- Назовите эти чудеса. О них расскажет нам композитор во фрагменте "Три чуда" из оперы "Сказка о царе Салтане". А мы выступим в роли слушателей.

3. Слушание фрагмента "Три чуда" из оперы Н. А. Римского- Корсакова "Сказка о царе Салтане".

Беседа:

- Меняется ли характер музыки?

- На сколько частей можно разделить фрагмент в зависимости от характера музыки?

- Как композитор изобразил каждое из чудес?

- Музыка белочки звучит тонко, высоко, негромко. Музыка богатырей - тяжело, низко, громко.

Обратим внимание на соответствие музыки стихам. Учитель читает отрывки из произведения А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане".

4. Слушание фрагмента из оперы М. Коваля "Волк и семеро козлят".

Беседа:

- Вы узнали этот отрывок? Из какого он произведения? Кто его автор?

- Определите характер музыки.

- Торжественная, маршевая.

- Мы были в музыкальном театре в качестве слушателей, а теперь выступим в роли исполнителей. Учащиеся исполняют хор "Семеро козлят". Один играет на барабане, второй - на бубне. Третий поёт соло малыша.

5. Антракт.

Объявляется антракт.

- А что такое антракт?

Ребята исполняют ритмические движения под музыку.

6. Слушание отрывков "Вальс" и "Полночь" из балета С.С. Прокофьева "Золушка". Слушание музыки.

Беседа:

- Какой это музыкальный жанр?

- Что в этом фрагменте необычного?

- В какой сказке бой часов сыграл важную роль в жизни героев? Кто её автор?

- Какую сцену можно представить, слушая эту музыку?

- Какие чувства испытывает Золушка? (Волнение, радость Золушки, впервые попавшей на бал)

- Какие иллюстрации можно сделать к этому балету? Работа с иллюстрациями учебника.

7. Вокально-хоровая работа. Разучивание песни "Волшебный цветок", музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского.

V. Обобщение.

- Мы побывали в музыкальном театре. Понравилось ли вам эта экскурсия?

- Какие произведения мы там услышали? Кто их написал?

- На следующем уроке мы познакомимся ещё с одной сказкой, где героев изображают музыкальные инструменты.