Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • расширить возможности проверки безударных гласных в корне слова, научить применять правило проверки безударных гласных в корне слова;
  • развивать произвольное внимание, память, логическое мышление, речь, коммуникативные навыки;
  • воспитывать интерес к предмету, уважение к людям сельско - хозяйственного труда, бережное отношение к хлебу.

Ход урока

1. Мобилизующий этап.

-Сколько гласных букв в русском языке? (10)

- Сколько букв напечатано? (9)

-Какой буквы не хватает? (ы)

-Охарактеризуйте данные буквы. (Эти буквы гласные. Они обозначают гласные звуки [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. Они бывают ударные и безударные.)

2. Минутка чистописания.

На доске: вода, хлеб, город, высота, ель.

- Определите букву, которую будем писать. Она обозначает мягкость согласного звука [л] и находится в слове, обозначающем продукт питания.

(Мы будем писать букву Е. Она обозначает мягкость согласного звука [л] в слове ХЛЕБ.)

-Посмотрите на запись букв на доске и объясните, как составлена цепочка

иеииееиииеее

(Цепочка состоит букв И и Е. При каждом повторе их количество увеличивается на одну.)

-Напишите эту цепочку букв до конца строки в указанной последовательности.

3. Словарно - орфографическая работа.

На доске: т-традь, в-трина, п-нал, с-вер, г-тара

-Какое задание вы предложили бы к этой записи?

(Записать слова, вставить пропущенные буквы, поставить знак ударения, подчеркнуть безударную гласную.)

-Что объединяет эти слова?

(Все слова являются именами существительными, обозначают неодушевленные предметы, отвечают на вопрос ЧТО?, с непроверяемой безударной гласной в корне.)

-На какие две группы можно разделить эти слова?

(Имена существительные мужского и женского рода, с Ь знаком и без Ь, с непроверяемой безударной гласной Е и И.)

-Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом, но чтобы его прочитать, вы должны воспользоваться таблицей-кодом. Объясните принцип кодирования.

(Чтобы прочитать слово, нужно знать соответствие каждого числа букве алфавита.) (У каждого ученика таблица - код.)

На доске: 17 26 6 15 10 24 1 (пшеница)

(Иллюстрация, гербарный экземпляр.)

-Подберите родовое понятие к слову ПШЕНИЦА.

(Растение)

-Какое это растение? (Хлебное, зерновая культура, злак)

-Что еще знаете о пшенице?

(Из нее изготовляют муку, из которой выпекают белый хлеб, батоны, кондитерские изделия:)

-Дайте полный ответ, что такое ПШЕНИЦА?

(Пшеница - это хлебное растение, зерновая культура, злак. Из зерен пшеницы делают белую муку, из которой выпекают хлебобулочные и кондитерские изделия.)

-Произнесите слово по слогам, с ударением, объясните его написание.

(В этом слове три слога, потому что три гласных Е , И, А. Ударение падает на второй слог. Непроверяемая безударная гласная Е в первом слоге.)

-Запишите слово в тетрадь и запомните его написание.

На доске: Овес на полях - батюшка, а пшеница - матушка.

Земля согрелась - сей пшеницу.

Пшеницу сей, когда зацветает черемуха.

Пшеницу сей, когда весна стоит красными днями.

-Прочитайте предложения:

  • глазами
  • шепотом
  • вслух

-Определите, где здесь пословицы, а где народные приметы.

-Прочитайте приметы. Что вы узнали о пшенице? (Ответы детей)

-Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете? (Ответы детей)

-Запомните пословицу. Напишите по памяти. Поставьте ударение. (Проверка.)

4. Изучение нового материала.

На доске: зубки, крышка, поля, дубки, ложка

-Прочитайте. Какое слово лишнее? Почему?

(Лишнее слово ПОЛЯ, т. к. все слова с орфограммой парные согласные в корне, а это с безударной гласной в корне.)

-Определите тему урока.(Правописание безударных гласных в корне слова)

-Какие цели поставим перед собой?

(Научиться проверять и правильно писать слова с безударными гласными в корне.)

На доске: П_ЛЯ - ПОЛЕ

З_МЛЯ - ЗЕМЛИ

Алгоритм: ставим ударение

выделяем корень и определяем безударную гласную

подбираем проверочное слово

-А теперь, ориентируясь на данную запись, скажите, что нужно делать, чтобы проверить безударную гласную в корне слова.

(Дети делают вывод) Чтение правила по учебнику.

На доске: ряды, ряд, рядовой

зернистый, зерна, зерно

-Какие это слова? (Однокоренные, с ударной и безударной гласной)

-Какие слова надо проверять?

-Какие слова являются проверочными? Почему?

Вывод.

Физкультминутка.

Учитель называет слова. Если слово с безударной гласной - ученики поднимают руки вверх и лопают в ладоши , если с ударной - опускают руки вниз.

5. Закрепление.

Дифференцированное задание.

1. В-сной на п-лях люди сеют з-рновые культуры.

-Работа по алгоритму коллективно (синий жетон)

2. Летом т(я,е)желые к(а,о)лосья хл(е,и) бов клонятся к з(е,и)мле.

-Списать, вставить нужную безударную гласную, подобрать проверочное слово. (желтый жетон)

3. Осенью был собран хороший урожай ячменя, ржи, пшеницы.

-Списать. Найти слово с проверяемой безударной гласной в корне. Выпиши его и подбери проверочное. (красный жетон)

Проверка выполненных заданий.

Вывод: Как проверить безударную гласную в корне слова?

6. Д.з. стр.73, упр.207, выучить правило, подобрать примеры.

7. Рефлексия

Чему научились на уроке? Что особенно понравилось?

Обменяйтесь тетрадями и похвалите друг друга за достойную работу.