Цели:
- расширить возможности проверки безударных гласных в корне слова, научить применять правило проверки безударных гласных в корне слова;
- развивать произвольное внимание, память, логическое мышление, речь, коммуникативные навыки;
- воспитывать интерес к предмету, уважение к людям сельско - хозяйственного труда, бережное отношение к хлебу.
Ход урока
1. Мобилизующий этап.
-Сколько гласных букв в русском языке? (10)
- Сколько букв напечатано? (9)
-Какой буквы не хватает? (ы)
-Охарактеризуйте данные буквы. (Эти буквы гласные. Они обозначают гласные звуки [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. Они бывают ударные и безударные.)
2. Минутка чистописания.
На доске: вода, хлеб, город, высота, ель.
- Определите букву, которую будем писать. Она обозначает мягкость согласного звука [л] и находится в слове, обозначающем продукт питания.
(Мы будем писать букву Е. Она обозначает мягкость согласного звука [л] в слове ХЛЕБ.)
-Посмотрите на запись букв на доске и объясните, как составлена цепочка
иеииееиииеее
(Цепочка состоит букв И и Е. При каждом повторе их количество увеличивается на одну.)
-Напишите эту цепочку букв до конца строки в указанной последовательности.
3. Словарно - орфографическая работа.
На доске: т-традь, в-трина, п-нал, с-вер, г-тара
-Какое задание вы предложили бы к этой записи?
(Записать слова, вставить пропущенные буквы, поставить знак ударения, подчеркнуть безударную гласную.)
-Что объединяет эти слова?
(Все слова являются именами существительными, обозначают неодушевленные предметы, отвечают на вопрос ЧТО?, с непроверяемой безударной гласной в корне.)
-На какие две группы можно разделить эти слова?
(Имена существительные мужского и женского рода, с Ь знаком и без Ь, с непроверяемой безударной гласной Е и И.)
-Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом, но чтобы его прочитать, вы должны воспользоваться таблицей-кодом. Объясните принцип кодирования.
(Чтобы прочитать слово, нужно знать соответствие каждого числа букве алфавита.) (У каждого ученика таблица - код.)
На доске: 17 26 6 15 10 24 1 (пшеница)
(Иллюстрация, гербарный экземпляр.)
-Подберите родовое понятие к слову ПШЕНИЦА.
(Растение)
-Какое это растение? (Хлебное, зерновая культура, злак)
-Что еще знаете о пшенице?
(Из нее изготовляют муку, из которой выпекают белый хлеб, батоны, кондитерские изделия:)
-Дайте полный ответ, что такое ПШЕНИЦА?
(Пшеница - это хлебное растение, зерновая культура, злак. Из зерен пшеницы делают белую муку, из которой выпекают хлебобулочные и кондитерские изделия.)
-Произнесите слово по слогам, с ударением, объясните его написание.
(В этом слове три слога, потому что три гласных Е , И, А. Ударение падает на второй слог. Непроверяемая безударная гласная Е в первом слоге.)
-Запишите слово в тетрадь и запомните его написание.
На доске: Овес на полях - батюшка, а пшеница - матушка.
Земля согрелась - сей пшеницу.
Пшеницу сей, когда зацветает черемуха.
Пшеницу сей, когда весна стоит красными днями.
-Прочитайте предложения:
- глазами
- шепотом
- вслух
-Определите, где здесь пословицы, а где народные приметы.
-Прочитайте приметы. Что вы узнали о пшенице? (Ответы детей)
-Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете? (Ответы детей)
-Запомните пословицу. Напишите по памяти. Поставьте ударение. (Проверка.)
4. Изучение нового материала.
На доске: зубки, крышка, поля, дубки, ложка
-Прочитайте. Какое слово лишнее? Почему?
(Лишнее слово ПОЛЯ, т. к. все слова с орфограммой парные согласные в корне, а это с безударной гласной в корне.)
-Определите тему урока.(Правописание безударных гласных в корне слова)
-Какие цели поставим перед собой?
(Научиться проверять и правильно писать слова с безударными гласными в корне.)
На доске: П_ЛЯ - ПОЛЕ
З_МЛЯ - ЗЕМЛИ
Алгоритм: ставим ударение
выделяем корень и определяем безударную гласную
подбираем проверочное слово
-А теперь, ориентируясь на данную запись, скажите, что нужно делать, чтобы проверить безударную гласную в корне слова.
(Дети делают вывод) Чтение правила по учебнику.
На доске: ряды, ряд, рядовой
зернистый, зерна, зерно
-Какие это слова? (Однокоренные, с ударной и безударной гласной)
-Какие слова надо проверять?
-Какие слова являются проверочными? Почему?
Вывод.
Физкультминутка.
Учитель называет слова. Если слово с безударной гласной - ученики поднимают руки вверх и лопают в ладоши , если с ударной - опускают руки вниз.
5. Закрепление.
Дифференцированное задание.
1. В-сной на п-лях люди сеют з-рновые культуры.
-Работа по алгоритму коллективно (синий жетон)
2. Летом т(я,е)желые к(а,о)лосья хл(е,и) бов клонятся к з(е,и)мле.
-Списать, вставить нужную безударную гласную, подобрать проверочное слово. (желтый жетон)
3. Осенью был собран хороший урожай ячменя, ржи, пшеницы.
-Списать. Найти слово с проверяемой безударной гласной в корне. Выпиши его и подбери проверочное. (красный жетон)
Проверка выполненных заданий.
Вывод: Как проверить безударную гласную в корне слова?
6. Д.з. стр.73, упр.207, выучить правило, подобрать примеры.
7. Рефлексия
Чему научились на уроке? Что особенно понравилось?
Обменяйтесь тетрадями и похвалите друг друга за достойную работу.