Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания обучающихся о причастии и деепричастии;
- выработать навыки работы с сигнальными карточками;
- воспитывать в детях гуманизм, чувство патриотизма, опираясь на рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека».
Задачи:
- закрепить пунктуационные навыки;
- отработать навыки морфологического разбора;
- развивать монологическую речь.
Оборудование: мультимедийный проектор, сигнальные карточки, презентация.
Для проведения урока-смотра класс делится на две команды.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Приветствие детей.
- Сообщение темы, целей и задач урока.
- Знакомство с членами жюри.
II. Словарная работа.
Смотр – публичный показ результатов деятельности, общественная проверка чего-нибудь.
III. Обобщение, систематизация знаний обучающихся по теме «Причастие и деепричастие».
Слайд №1
Вопросы, вопросы, вопросы…
1. Обучающиеся отвечают на вопросы по теме «Причастие и деепричастие» и приводят на каждое правило свои примеры.
Слайд №2
Соревнуемся.
2. Обучающиеся по очереди выходят к доске и производят морфемный разбор причастий и деепричастий. Победит та команда, которая быстрее и правильно выполнит данное задание.
Учитель проверяет.
Слайд №3
Мини–тест.
3. Обучающиеся выполняют тестовые задания на правописание НН и Н в причастиях.
Слайд №4
Проверь!
4. Самопроверка и объяснение правописаний каждого причастия.
Физкультминутка (упражнения для глаз)
Слайд №5
Работа с сигнальными карточками.
5. Учитель ещё до уроков должен раздать сигнальные карточки со схемами.
Учитель читает предложения, а обучающиеся должны поднимать соответствующие карточки.
Предложения.
- Соколов, бросив машину возле ворот, взял на руки нового своего сынишку.
- Не доходя нескольких шагов до меня, один из немцев плечом дёрнул, автомат снял.
- Ставший мне близким этот русский человек поднялся, протянул большую, твёрдую руку.
4. Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы, засеменили к лодке.
5. Не только во сне плачут пожилые мужчины, поседевшие за годы войны.
6. Слово учителя о главном герое рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека» Андрее Соколове, который пережил все ужасы немецкого плена, трудности военной жизни и сумел сохранить большую нежность и любовь к людям.
7. Морфологический разбор деепричастия бросив (выполняет первая команда) и причастия поседевшие (выполняет вторая команда).
Слайд №6
Копилка вопросов и заданий.
8. Обучающиеся заранее готовят вопросы и задания по теме «Правописание НЕ с причастиями и деепричастиями».
На уроке представители одной команды передают свои вопросы и задания представителям другой команды и выполняют самостоятельно.
9. Выборочная проверка.
IV. Обобщение.
Слайд 7
V. Домашнее задание по вариантам.
Вариант I.
- Написать грамматическое сочинение на тему «Знаки препинания в предложениях с одиночными причастиями и причастными оборотами».
Вариант II.
- Написать грамматическое сочинение на тему «Знаки препинания в предложениях с одинокими деепричастиями и деепричастными оборотами».
VI. Подведение итогов, выставление оценок.
- Члены жюри и обучающиеся делятся своими впечатлениями об уроке.
- Учитель выставляет оценки.