Урок – смотр знаний по теме "Причастие и деепричастие"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. обобщить и систематизировать знания обучающихся о причастии и деепричастии;
  2. выработать навыки работы с сигнальными карточками;
  3. воспитывать в детях гуманизм, чувство патриотизма, опираясь на рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека».

Задачи:

  1. закрепить пунктуационные навыки;
  2. отработать навыки морфологического разбора;
  3. развивать монологическую речь.

Оборудование: мультимедийный проектор, сигнальные карточки, презентация.

Для проведения урока-смотра класс делится на две команды.

Ход урока.

I. Организационный момент.

  1. Приветствие детей.
  2. Сообщение темы, целей и задач урока.
  3. Знакомство с членами жюри.

II. Словарная работа.

Смотр – публичный показ результатов деятельности, общественная проверка чего-нибудь.

III. Обобщение, систематизация знаний обучающихся по теме «Причастие и деепричастие».

Слайд №1

Вопросы, вопросы, вопросы…

1. Обучающиеся отвечают на вопросы по теме «Причастие и деепричастие» и приводят на каждое правило свои примеры.

Слайд №2

Соревнуемся.

2. Обучающиеся по очереди выходят к доске и производят морфемный разбор причастий и деепричастий. Победит та команда, которая быстрее и правильно выполнит данное задание.

Учитель проверяет.

Слайд №3

Мини–тест.

3. Обучающиеся выполняют тестовые задания на правописание НН и Н в причастиях.

Слайд №4

Проверь!

4. Самопроверка и объяснение правописаний каждого причастия.

Физкультминутка (упражнения для глаз)

Слайд №5

Работа с сигнальными карточками.

5. Учитель ещё до уроков должен раздать сигнальные карточки со схемами.

Учитель читает предложения, а обучающиеся должны поднимать соответствующие карточки.

Предложения.

  • Соколов, бросив машину возле ворот, взял на руки нового своего сынишку.
  • Не доходя нескольких шагов до меня, один из немцев плечом дёрнул, автомат снял.
  • Ставший мне близким этот русский человек поднялся, протянул большую, твёрдую руку.

4. Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы, засеменили к лодке.

5. Не только во сне плачут пожилые мужчины, поседевшие за годы войны.

6. Слово учителя о главном герое рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека» Андрее Соколове, который пережил все ужасы немецкого плена, трудности военной жизни и сумел сохранить большую нежность и любовь к людям.

7. Морфологический разбор деепричастия бросив (выполняет первая команда) и причастия поседевшие (выполняет вторая команда).

Слайд №6

Копилка вопросов и заданий.

8. Обучающиеся заранее готовят вопросы и задания по теме «Правописание НЕ с причастиями и деепричастиями».

На уроке представители одной команды передают свои вопросы и задания представителям другой команды и выполняют самостоятельно.

9. Выборочная проверка.

IV. Обобщение.

Слайд 7

V. Домашнее задание по вариантам.

Вариант I.

- Написать грамматическое сочинение на тему «Знаки препинания в предложениях с одиночными причастиями и причастными оборотами».

Вариант II.

- Написать грамматическое сочинение на тему «Знаки препинания в предложениях с одинокими деепричастиями и деепричастными оборотами».

VI. Подведение итогов, выставление оценок.

- Члены жюри и обучающиеся делятся своими впечатлениями об уроке.

- Учитель выставляет оценки.