Конспект занятия по социальному развитию детей среднего возраста "Как жили люди раньше"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Становление положительного отношения к результатам труда человека

Задачи:

  1. Конкретизировать представления детей о развитии цивилизации человека (разнообразие видов труда, добывание и приготовление пищи).
  2. Способствовать проявлению интереса к информации о развитии цивилизации человека.
  3. Стимулировать использование полученной информации в игровой деятельности.

Предварительная работа.

Познавательная деятельность - игры-путешествия (в прошлое посуды, одежды), рассматривание иллюстраций по теме «История развития человека», наблюдение за выращиванием овощей на огороде;

речевая деятельность - рассматривание картин из серии «Домашние животные»;

изобразительная деятельность - лепка «Уточка с утятами», рисование «Кошечка»;

театрализованная деятельность - кукольный театр «Встреча Вани с мальчиком Янго из племени древних людей»;

игровая деятельность - дидактические игры («Кто где живет», «Раньше и теперь», «Труд»), словесная игра « Охотники».

Материал к занятию - дидактические игры («Раньше и теперь», «Кто где живет», «Кто что делает»), игрушка Мишутка, макеты: «Жилище древнего человека», «Деревянная изба», «Шалаш», альбом иллюстраций с изображением древних людей.

Ход занятия.

* Воспитатель обращает внимание детей на игрушечного Мишку, который держит в лапках коробку: «Мишутка, что это у тебя?»

*М: Мне подарили игру, но я не знаю, как правильно в нее играть.

*В: Какая интересная у тебя игра! Это игра о прошлом и настоящем предметов и труда человека, называется она «Раньше и теперь».

*М: А что значит – «прошлое и настоящее»?

*В: Погоди, Мишутка. Дети сейчас тебе объяснят, а потом научат играть в игру.

*В: Дети, объясните, пожалуйста, Мишутке, что такое прошлое и настоящее? (Примерные ответы детей: прошлое – это то, что было давно, что прошло; настоящее – то, что существует сейчас.)

*М: Ой как интересно! А я-то думал, что всё всегда таким и было. Расскажите мне, пожалуйста, о том, как люди жили раньше: какие у них были жилища? (Примерные ответы детей: раньше люди жили в пещерах, шалашах.)

*Воспитатель обращает внимание детей и Мишутки на макеты жилищ древних людей: «Посмотри, Мишутка, какие были в прошлом жилища человека».

*В: Дети, как вы думаете, удобно было жить в этих жилищах? (Примерные ответы детей: нет, не было дверей, окон; вместо печи – горел костер, трубы для дыма тоже не было; было холодно, дул ветер.)

*Проводится дидактическая игра «Кто где живёт». Педагог раздаёт детям карточки с изображением жилища древнего человека (пещеры, шалаша), современного дома. Затем он демонстрирует предметные картинки с изображением древнего человека, современного человека, при этом задавая вопросы: «Кто раньше жил в пещере?», «Кто живёт в современном доме?» (Примерные ответы детей: древние люди жили в пещерах и шалашах, современные люди живут в красивых, чистых, удобных домах.)

*М: Дети, а чем питались древние люди? (Примерные ответы детей: мясом животных.)

*В: Дети, как называют людей, которые охотились на диких животных? (Примерные ответы детей: охотниками.)

*Проводится подвижная игра «Охотники».

Мы охотимся на льва.
Не боимся мы его (маршируют).
Если встретимся мы с ним,
То, конечно, победим! (руки вверх)
А что это там впереди? (смотрят из-под руки)
Там высокая трава (показ руками высокой травы).
Вжик, вжик, вжик, вжик (раздвигают траву руками).
А что это там впереди? (смотрят из-под руки)
Там море глубокое,
Буль, Буль, Буль, Буль (плывут)
А что это там впереди? (смотрят из-под руки)
Там болото.
Чав, чав, чав, чав. (шагают, высоко поднимая ноги)
А что это там впереди?
(смотрят из-под руки.
Там высокая гора (лезут)
А что это там впереди? (заглядывают вниз из-под руки)
Там глубокая нора.
Там лев! (дергают за хвост льва и быстро убегают в обратном порядке: по горе, по болоту, по морю, по траве)
Ух!

*В: Древние люди не только охотились на диких животных, но и приручили их.

Ребятки, расскажите Мишутке о том, каких домашних животных приручили древние люди? (Примерные ответы детей: собак, коров, коз, кур, лошадей.)

*В: В давние времена люди приручили животных, которые стали домашними: собаки охраняли человека от врагов, кошки ловили мышей, коровы и козы давали молоко, куры несли яйца, на лошадях перевозили тяжёлые грузы. Люди научились ухаживать за животными, выращивать их.

*М: Ребята, как называют людей, которые выращивают животных? (Примерные ответы детей: их называют скотоводами.)

*М: А люди питались в прошлом только теми продуктами, которые получали от животных? (Примерные ответы детей: ещё и теми продуктами, которые выращивали сами.) Ответы детей сопровождаются показом иллюстраций с изображением труда земледельцев.

*В: Ребятки, как называют людей, которые обрабатывают землю, ухаживают за посевами растений? (Примерные ответы детей: земледельцами.)

*В: Мишутка, для того, чтобы ты лучше запомнил, как трудился человек в прошлом, поиграй с нами в игру «Кто что делает?».

*Проводится настольно-печатная игра « Кто что делает?». Педагог раздаёт детям карточки с изображением охотников, земледельцев, скотоводов. Затем он демонстрирует предметные картинки с изображением результата их деятельности, при этом задавая вопросы: «Кто охотится на диких животных?», «Кто ухаживает за домашними животными, выращивает их?», «Кто сажает в землю зёрна, поливает их, сажает разные растения, деревья?» (Примерные ответы детей: охотники охотятся на диких животных, скотоводы выращивают животных, земледельцы ухаживают за посевами растений.)

*В: Мишутка, ты теперь понял что такое настоящее и прошлое? А сейчас ребятки покажут, как играть в твою игру.

*Проводится дидактическая игра « Раньше и теперь».

*М: Какая интересная игра! Мне очень понравилась. Спасибо, дети, что вы помогли мне разобраться, что такое прошлое и настоящее. Я обязательно научу играть в эту игру своих друзей!