Целевая группа: Учащиеся 2 класса.
Цели:
- Формировать умение отличать текст от группы предложений.
- Формировать умение редактировать текст.
- Развивать словарный запас учащихся.
Оборудование:
- Видеозапись сказки «Лиса и волк».
- Аудиозапись инструментальной музыки.
Ход урока
1. Орг. момент.
Учитель: Поговорим?
Ученики: О чём?
Учитель:
О разном и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
О том, что знаешь ты, а что-то мне известно!
Поговорим?
Ученики: Поговорим! Нам будет интересно!
2. Постановка цели.
Учитель: Итак, уважаемые мои собеседники, сегодня на уроке мы должны повторить, что такое текст и его отличительные признаки, а также попробуем поработать редакторами. Кто такой редактор? Узнаем чуть позже.
3. Повторение пройденного.
Учитель: Прочитайте с доски предложения слева.
Где текст?
Белка- это маленький пушистый зверёк. | Белка- это маленький пушистый зверёк. | |
Мальчик увидел бабочку. | У неё рыжая шерсть. | |
Художник нарисовал птицу. | Ещё у белки большие глаза. | |
Она высоко летает. | Она хорошо видит. |
Учитель:
- О ком говорится в 1 предложении? Во 2-ом? В 3-ем? В 4-ом?
- Сколько рисунков вы сделаете к этой записи?
- Можно ли к ним подобрать заголовок? Почему?
- Сколько предложений в правом столбике?
- О ком говорится во всех этих предложениях?
- Можно ли к ним придумать заголовок?
- Итак, в правом столбике не просто предложения, а текст.
- Как бы мы его назвали?
- Так что же такое текст?
- В тексте все предложения связаны между собой по смыслу, как бы держатся за руки – расположены в определённом порядке.
Сказки, рассказы, стихи – это тексты.
4. Редактирование текста.
Учитель: Отгадайте загадку.
В птичник повадится – жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы.
Учитель:
Кто это? ( Лиса.)
Прочитайте предложения.
Жила- была лиса. И захотелось лисе рыбки. Нашла лиса прорубь. Уселась на лёд и давай добычу поджидать. Долго ждала лиса. Вот хвост у лисы и примёрз. Тявкает лиса, а бежать не может.
Учитель: Можно ли эти предложения назвать текстом?
– Почему?
– Можно ли придумать заголовок?
– А всё ли вам нравится в этом тексте? Может что-то вы хотели б изменить? (Постоянно повторяется слово лиса.) Так вот сейчас мы с вами и поработаем редакторами.
– Кто же такой редактор? (Словарь С.И. Ожегова.) Займёмся редактированием текста, т. е. исправлением повторов. А для этого мы должны подобрать как можно больше синонимов и родственных слов к слову лиса.
– Вспомним, что такое синонимы? Их мы будем записывать слева.
– А что такое родственные слова? Их мы будем записывать справа.
– Посмотрите отрывок из сказки «Лиса и волк» и скажите, как автор называет лису. (Просмотр сказки.)
– Как автор называет лису? (Кумушка.)
– В какой столбик запишем слово кумушка?
– Кого называют кумушкой?
Физкультминутка.
«Поработали ребятки,
А сейчас все на зарядку!
Тихо встаньте, улыбнитесь,
Все в зверюшек превратитесь.
(дети надевают маски или изображают своих любимых зверюшек)
Сколько в класс пришло зверей,
Не узнать моих детей!
Кто зайчишка, кто лисичка,
Кто медведь, кто кот, кто птичка?
Веселее в пляс пускайтесь,
Все танцуйте, не стесняйтесь!
(звучит музыка, дети танцуют)
За работу нам пора.
Сядьте тихо, детвора»
– А есть ли здесь «родственники» слова лиса? ( Лисичка.)
– О лисе придумано не только много сказок, но и басен.
–Послушайте басню И. Крылова «Ворона и лисица» и быть может, и здесь вы найдёте нужные нам слова.
(Инсценировка басни.)
– Если здесь нужные нам слова?
– Куда запишем слово плутовка?
– А лисица?
– Какой показана лиса в басне?
– Прочитайте следующее выражение?
Хитрый как лиса.
Учитель: О каком человеке так говорят?
– Но не только сказки, стихи, пословицы придумал народ о лисе, но и загадки.
– Прочитайте одну из них.
Рыжая охотница в птичнике пирует, кур ворует.
Учитель: Как здесь автор называет лису?
– В какой столбик запишем это выражение?
– Прочитайте слова- синонимы.
– Родственные слова.
Синонимы | Родственные слова |
Кумушка. | Лисичка. |
Плутовка. | Лисица. |
Рыжая охотница. |
5. Орфографическая подготовка.
Ж…ла, подж…дать, добыч…
– Какие правила нужно знать, чтобы правильно написать слова?
Лё…, прору…ь, примёр…
– Назовите имя этой орфограммы. Вставьте пропущенные буквы.
– С чего начинается текст? Придумайте заголовок.
– Как пишем 1-ое предложение?
– В данном случае на что указывает слово «красная»?
– Итак, редактируем текст. Вы можете использовать не только собранные нами слова, но и местоимения.
– Пользуясь трафаретом можете нарисовать героиню нашего урока.
6. Самостоятельная работа.
7. Чтение работ.
8. Итог урока.
– Ребята, я благодарю вас за творчество и желаю новых успехов.