Урок развития речи "Редактирование текста"

Разделы: Начальная школа


Целевая группа: Учащиеся 2 класса.

Цели:

  1. Формировать умение отличать текст от группы предложений.
  2. Формировать умение редактировать текст.
  3. Развивать словарный запас учащихся.

Оборудование:

  1. Видеозапись сказки «Лиса и волк».
  2. Аудиозапись инструментальной музыки.

Ход урока

1. Орг. момент.

Учитель: Поговорим?

Ученики: О чём?

Учитель:

О разном и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
О том, что знаешь ты, а что-то мне известно!
Поговорим?

Ученики: Поговорим! Нам будет интересно!

2. Постановка цели.

Учитель: Итак, уважаемые мои собеседники, сегодня на уроке мы должны повторить, что такое текст и его отличительные признаки, а также попробуем поработать редакторами. Кто такой редактор? Узнаем чуть позже.

3. Повторение пройденного.

Учитель: Прочитайте с доски предложения слева.

Где текст?

Белка- это маленький пушистый зверёк.         Белка- это маленький пушистый зверёк.
Мальчик увидел бабочку.   У неё рыжая шерсть.
Художник нарисовал птицу.   Ещё у белки большие глаза.
Она высоко летает.   Она хорошо видит.

Учитель:

  • О ком говорится в 1 предложении? Во 2-ом? В 3-ем? В 4-ом?
  • Сколько рисунков вы сделаете к этой записи?
  • Можно ли к ним подобрать заголовок? Почему?
  • Сколько предложений в правом столбике?
  • О ком говорится во всех этих предложениях?
  • Можно ли к ним придумать заголовок?
  • Итак, в правом столбике не просто предложения, а текст.
  • Как бы мы его назвали?
  • Так что же такое текст?
  • В тексте все предложения связаны между собой по смыслу, как бы держатся за руки – расположены в определённом порядке.

Сказки, рассказы, стихи – это тексты.

4. Редактирование текста.

Учитель: Отгадайте загадку.

В птичник повадится – жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы.

Учитель:

Кто это? ( Лиса.)

Прочитайте предложения.

Жила- была лиса. И захотелось лисе рыбки. Нашла лиса прорубь. Уселась на лёд и давай добычу поджидать. Долго ждала лиса. Вот хвост у лисы и примёрз. Тявкает лиса, а бежать не может.

Учитель: Можно ли эти предложения назвать текстом?

– Почему?

– Можно ли придумать заголовок?

– А всё ли вам нравится в этом тексте? Может что-то вы хотели б изменить? (Постоянно повторяется слово лиса.) Так вот сейчас мы с вами и поработаем редакторами.

– Кто же такой редактор? (Словарь С.И. Ожегова.) Займёмся редактированием текста, т. е. исправлением повторов. А для этого мы должны подобрать как можно больше синонимов и родственных слов к слову лиса.

– Вспомним, что такое синонимы? Их мы будем записывать слева.

– А что такое родственные слова? Их мы будем записывать справа.

– Посмотрите отрывок из сказки «Лиса и волк» и скажите, как автор называет лису. (Просмотр сказки.)

– Как автор называет лису? (Кумушка.)

– В какой столбик запишем слово кумушка?

– Кого называют кумушкой?

Физкультминутка.

«Поработали ребятки,
А сейчас все на зарядку!
Тихо встаньте, улыбнитесь,
Все в зверюшек превратитесь.
(дети надевают маски или изображают своих любимых зверюшек)
Сколько в класс пришло зверей,
Не узнать моих детей!
Кто зайчишка, кто лисичка,
Кто медведь, кто кот, кто птичка?
Веселее в пляс пускайтесь,
Все танцуйте, не стесняйтесь!
(звучит музыка, дети танцуют)
За работу нам пора.
Сядьте тихо, детвора»

А есть ли здесь «родственники» слова лиса? ( Лисичка.)

– О лисе придумано не только много сказок, но и басен.

–Послушайте басню И. Крылова «Ворона и лисица» и быть может, и здесь вы найдёте нужные нам слова.

(Инсценировка басни.)

– Если здесь нужные нам слова?

– Куда запишем слово плутовка?

– А лисица?

– Какой показана лиса в басне?

– Прочитайте следующее выражение?

Хитрый как лиса.

Учитель: О каком человеке так говорят?

– Но не только сказки, стихи, пословицы придумал народ о лисе, но и загадки.

– Прочитайте одну из них.

Рыжая охотница в птичнике пирует, кур ворует.

Учитель: Как здесь автор называет лису?

– В какой столбик запишем это выражение?

– Прочитайте слова- синонимы.

– Родственные слова.

Синонимы Родственные слова
Кумушка. Лисичка.
Плутовка. Лисица.
Рыжая охотница.  

5. Орфографическая подготовка.

Ж…ла, подж…дать, добыч…

Какие правила нужно знать, чтобы правильно написать слова?

Лё…, прору…ь, примёр…

Назовите имя этой орфограммы. Вставьте пропущенные буквы.

С чего начинается текст? Придумайте заголовок.

Как пишем 1-ое предложение?

– В данном случае на что указывает слово «красная»?

– Итак, редактируем текст. Вы можете использовать не только собранные нами слова, но и местоимения.

– Пользуясь трафаретом можете нарисовать героиню нашего урока.

6. Самостоятельная работа.

7. Чтение работ.

8. Итог урока.

Ребята, я благодарю вас за творчество и желаю новых успехов.