Девиз урока: «Стоя на одном месте новых горизонтов не откроешь»
Тип урока: Урок открытия новых знаний с элементами учебного исследования, игры
Цели:
- Образовательная – Знакомство с географией севера Европы и Америки, разнообразием природных условий этих частей света, с народами-путешественниками Средневековья
- Развивающая – Развитие умений работать с настенной картой полушарий, атласом, контурной картой, учебником и текстом
- Воспитательная – Использование потенциала учебного материала темы для воздействия на эмоциональную сферу личности учащихся. Формирование уважение к культуре других народов
Оборудование: карта полушарий, атласы, контурные карты, выставка периодических изданий, энциклопедий
Орг. момент. Разгадывание кроссворда
Учитель: Ребята, попробуем разгадать кроссворд, можно пользоваться атласами
(после разгадывания кроссворда)
Учитель. Это и будет тема нашего сегодняшнего урока. Мы узнаем об одном беспокойном, непоседливом народе, в истории которого было немало приключений и открытий. У вас на столах лежат страница путевого дневника, с обратной стороны которого находится контурная карта, имеются тексты, с которыми мы с вами будем работать в ходе урока. Давайте более подробно познакомимся с этими людьми. Прочтем текст №1 , он в двух вариантах и постараемся ответить на вопросы, которые сформулированы в задании путевого дневника.
(работа учащихся с текстом и выслушивание ответов детей)
Учитель. В суровые северные края норманны пришли из теплых южных краев. Что гнало их туда, где больше холода, чем тепла, где больше камня, чем зелени? Где деревья цепляются корнями за скалы, а ветер пронизывает до костей. Об этом можно только догадываться. Но, обосновавшись в холодных краях, на Скандинавском полуострове, где солнце желанный, а иногда и долгожданный гость, вода холодная, а леса дремучие, люди тоже посуровели. Как же они жили, чем занимались? Работаем с текстом №2 и по группам (пища, одежда, жилища)
(сообщение групп)
Учитель. Литература викингов существовала в устной форме, и только спустя некоторое время первые письменные произведения. Рунический алфавит тогда применялся лишь для надписей на надгробных камнях, для волшебных заклинаний и кратких посланий. Мы с вами попытаемся прочитать руны викингов. Приступайте к расшифровке рун
(дети выполняют задание по расшифровке рун; ответ:
«Бороться и искать, найти и не сдаваться»)
Учитель.
Походы викингов. Подробные сведения о походах викингов известны в основном по письменным сообщениям потерпевших, не жалевших красок для описания разорения, которое несли с собой скандинавы. Первые походы викингов совершались по принципу "бей и беги". Они без предупреждения появлялись с моря на легких быстроходных судах и наносили удары по известным своими богатствами слабоохраняемым объектам. Викинги рубили немногочисленных защитников мечами, а остальных жителей обращали в рабство, захватывали ценности, все же остальное предавали огню.
Оружие. Оружием викингов были лук и стрелы, а также разнообразные мечи, копья и боевые топоры. Мечи и наконечники копий и стрел обычно изготавливали из железа или стали. Для луков предпочитали древесину тиса или вяза, а в качестве тетивы обычно использовали сплетенные волосы.
Щиты викингов имели округлую или овальную форму. Обычно на щиты шли легкие куски древесины липы, оббитые по краю и поперек железными полосами. В центре щита располагалась остроконечная бляха. Для защиты воины носили также металлические или кожаные шлемы, часто с рогами, а воины из знати нередко одевали кольчуги.
Суда викингов. Высшим техническим достижением викингов были их боевые корабли. Эти ладьи, содержавшиеся в образцовом порядке. Узкий каркас такого судна был очень удобен для подхода к берегу и быстрого прохождения по рекам и озерам. Более легкие суда особенно подходили для внезапного нападения; их можно было переносить волоком из одной реки в другую, чтобы обойти пороги, водопады, плотины и укрепления. Недостаток этих судов заключался в том, что они были недостаточно приспособлены для длительных плаваний в открытом море, что компенсировалось навигационным искусством викингов.
Ладьи викингов различались по числу пар гребных весел, крупные суда — по числу гребных скамей. 13 пар весел определяли минимальный размер боевого судна. Самые первые суда были рассчитаны на 40-80 человек каждое, а большое килевое судно 11 в. вмещало несколько сотен человек. Такие крупные боевые единицы превышали в длину 46 м. Корабли были настолько большими, что на них возили даже коней
Резные головы драконов, иногда позолоченные, украшали носы судов. Такое же украшение могло быть на корме, а в некоторых случаях там красовался извивающийся хвост дракона. При плавании в водах Скандинавии эти украшения обычно снимались, чтобы не напугать добрых духов. Часто при подходе к порту по бокам судов вывешивались в ряд щиты, но в открытом море это не допускалось.
Суда викингов двигались с помощью парусов и весел. Простой парус квадратной формы, сделанный из грубого холста, часто разрисовывался в полосы и клетки. Мачту можно было укорачивать и даже вообще снимать. С помощью искусных приспособлений капитан мог вести корабль против ветра.
А теперь ребята мы вообразим, что каждый – большая крепкая парусная лодка викингов – драккар. Идем по волнам.
Раз - подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою – три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
(Ученики выполняют зарядку)
Учитель. Именно благодаря этим кораблям норвежцы стали совершать дальние путешествия в поисках нужных товаров: шелка, стекла, стали, пригодной для изготовления мечей, серебряной руды и монет. В обмен предлагали мех, моржовую кость и шкуры, янтарь и точильные камни.
Однако в конце VIII столетия викинги сообразили, что вместо обмена можно просто-напросто отнять необходимое. Монастыри, с которыми они вели торговлю в Британии, Ирландии и Европе по побережью Средиземного моря, располагались на пустынных побережьях и слабо охранялись. Первый набег на уединенный британский монастырь разбойники совершили в 793 году, начав тем самым эпоху разбоя. С тех пор викинги постоянно грабили корабли и города, На некоторых землях норманны строили свои поселения. Викинги основали герцогство Нормандия во Франции, а на Руси явились основоположниками династии Рюриковичей.
Историкам не совсем ясно, что заставило норманнов, броситься в штормовые воды Атлантики. Возможно, они хотели найти более богатую добычу?
Сыграла роль и психология викингов - лишь завоевания и походы считали они делом, достойным мужчин.
Ребята, а сейчас в путевых дневниках выполните задание 2.
(Дети работают над заданием 2)
Время для дальних путешествий было выбрано исключительно благоприятное: в IX веке установился необычайно теплый и стабильный климат. Примерно в 870 году викинги достигли берегов Исландии. Около 12 тысяч норвежских иммигрантов обосновались на острове, приведя с собой скот, а также мышей, навозных жуков, вшей, блох и различных паразитов, чьи останки, поглощенные почвой, помогли археологам восстановить образ жизни викингов.
Что же увидели там суровые, привычные к холоду и неприветливому морю люди?
Дети, сейчас вы должны внимательно выслушать своих товарищей, просмотреть слайды и попутно выполнять задание 3 путевого дневника – 1 часть таблицы.
(Ученики читают стихи «Границы Исландии», «Из чего сделана Исландия»)
Учитель. Страна эта необычная. В центре страны находятся высокие горы и ледники. Особой достопримечательностью Исландии являются горячие источники – гейзеры. Исландия – страна вулканов, и здесь нередко бывают землетрясения, поэтому из трещин в земной коре через определенные промежутки времени «вырываются» фонтаны горячей воды.
На острове растет только три вида деревьев: рябина, ель и береза. Деревья малорослые, полярные, их стволы искривлены постоянными ветрами. Естественных лесов на острове почти не осталось, они почти все были вырублены во времена первых поселенцев. Судоходных рек в стране нет, все исландские реки – горные, мелкие, с каменистым дном и быстрым течением. На острове водятся северные олени, песцы, норки, а так же лемминги и другие грызуны. На западном побережье есть крупные лежбища тюленей. В стране нет земноводных и пресмыкающих.
(Работа учащихся с текстом и заполнение таблицы)
Учитель. А вот как был открыт и заселен самый большой остров планеты – Гренландия. Случилось так, что викинг Эйрик Рыжий повздорил со своим соседом. И произошла у них стычка, погибли люди. Эйрику Рыжему пришлось бежать от наказания. Но куда? Слышал он от мореходов, унесенных непогодой от родных берегов, о далёкой северной земле. На её поиски и решил плыть он вместе с родичами. Поплыл, пробиваясь порой через льды, и достиг этой северной и неприветливой земли. И всё же разыскал на каменистом, глубоко прорезанном узкими извилистыми заливами берегу место, куда ветер с моря почти не достигал, где росла густо-зеленая трава и вполне можно было жить. Эйрик Рыжий основательно исследовал довольно большую часть побережья гигантского, как потом выяснилось, острова. И до сих пор заселены только те места, которые он обследовал. Найденную им землю Эйрик Рыжий назвал Гренландия, что значит «зеленая страна». В те времена там было гораздо теплее и зелени было намного больше.
Найдите на карте Гренландию, каким цветом она обозначена? (белым), Что так обозначают (ледники)
Эйрик Рыжий вернулся домой и уговорил многих людей перебраться в Гренландию. Представьте себе, туда, на ледяной остров вместе с пожитками, лошадьми, коровами перебрались жить тысячи людей. И многие столетия жили там, охотились и рыбачили, торговали с Исландией, выменивали пушнину на железо и хлеб.
В своих путевых дневниках вы должны продолжить выполнять задание №3, используя при этом, прослушанную информацию и поработав с текстом №3.
(Работа учащихся с текстом и заполнение таблицы)
Учитель. Норвежские саги повествовали, викинг Херьольвссон был, возможно, первым европейцем, который в 996 году увидел берега континентальной Америки. Произошло это из-за того, что корабль сбился с курса. Однако отважный капитан не стал исследовать неизвестную страну, покрытую лесом, а вернулся в Гренландию. Жажда поиска новых земель и богатств будоражила викингам кровь и заставила Лейфа, сына Эйрика, заинтригованного рассказом Херьольвссона, приблизительно около 1000 года во главе команды из 35 человек отплыть на запад через пролив Дейвиса. Сначала, Лейф достиг суровой скалистой земли, покрытой ледниками. Норманны поплыли дальше вдоль побережья и достигли залива, берега которого поросли лесом. Затем они продолжали двигаться на юг и высадились на берегу, где основали зимовку. Эту землю викинги назвали Винланд (земля вина), возможно, из-за дикого винограда, который там произрастал. За Лейфом в Винланд двинулись другие соотечественники, основавшие поселение. Путешественники вступили в контакт с местными жителями. Началось все с мирной меновой торговли, а закончилось сражениями. Скандинавам не удалось прочно закрепиться на новооткрытых землях.В 1960 г. на Ньюфаундленде в местечке Ланс-о-Медоуз норвежским исследователем Хельге Ингстадом были обнаружены руины поселения скандинавов. В ходе раскопок были найдены развалины нескольких построек, предметы одежды, а также следы выплавки металла. В 1978 г. конференцией ЮНЕСКО это поселение было признано первым подлинным скандинавским поселением в Северной Америке.
Ребята, сейчас мы выполним последнее задание нашего дневника.
(Работа учащихся с контурными картам, задание 4)
Учитель. Сейчас, в наше время нет такого народа - викинги. Эти задиристые люди со временем обжились в разных краях, основали там свои поселения, а потом постепенно как бы растворились среди многочисленного местного населения. Где только не найдешь потомков того воинственного племени! Может быть и в нас с вами тоже течет кровь норманнов.
Я загадаю загадки по теме нашего урока, постараемся их отгадать.
Викинг – воин скандинавов, У него суровый нрав. Как его, скажите детки, Называли наши предки (варяги) |
Привыкли викинги к походам, Морским путешествиям и переходам. И ты, несомненно, уже догадался, Какой для них транспорт Самым главным являлся? (Корабль) |
Баню топят под землёй, Кипяточек бьёт струёй. Как же это называют? Ведь, наверно, каждый знает... (Гейзер) |
Горы, белые как сахар, Выплывают тут и там В океанские просторы, Но не сладко кораблям (айсберг) |
Его «зелёным» величают, И каждый этот остров знает. Лежит в просторах океанских И так он назван не напрасно. Есть эскимосы и иглу – Я этот остров назову… (Гренландия) |
Он в географии известен, Хоть нет о нём стихов и песен. Залив урезан островами… Его вы гадайте сами… (Фьорд) |
И в заключении нашего урока я хочу вам вручить за вашу работу орден Великого Викинга, и сказать всем спасибо.
Выводы:
На этом уроке вы узнали, что
- На протяжение почти четырех веков (VIII- XII вв) берега Европы опустошали вселявшие ужас скандинавские воины-мореплаватели-викинги
- Суровые природные условия на родине побуждали викингов к плаваниям в поисках новых земель и привели этих людей, не боявшихся холодных морей к великим географическим открытиям.