1708, август-сентябрь
Приход на южную окраину России отрядов донских казаков во главе с Игнатом Некрасовым, участвовавших в булавинском восстании. Впервые донской казачий фольклор попал на нынешнюю территорию Кубани.
…Сторона ль моя, а моя сторонушка,
Сторона ль моя чужая.
Я не сам-то зашел на тебя, сторонушку,
Я не сам зашел-заехал.
Занесла-то меня, раздоброго молодца,
Занесла меня неволя…
Так поётся в старинной рекрутской песне казаков-некрасовцев…
На чужбине казаки оказались после одного из самых трагических по исходу крестьянских восстаний на Дону.
«Войско Донское, исторически не входившее в состав Московского государства, при Петре I потеряло административную автономию. Казачья вольница, всегда олицетворявшая свободу и независимость, стала причиной царской немилости. Для усмирения свободолюбивых донцов предпринимаются карательные меры. Погибает более двадцати тысяч человек. В распрях убивают и главу восстания Кондратия Булавина. Возглавил казаков Игнат Некрасов. Но, поняв обреченность борьбы, и не желая поступаться свободой, он уводит людей в недосягаемые для преследователей районы. С ним ушло три тысячи казаков с семьями. И первым пристанищем в 1708 году стала Кубань, находившаяся в ту пору под турецким владычеством. Здесь формировались обустройство общины и её идеалы, которые были пронесены сквозь всю историю как заветы Игната Некрасова. С тех пор по Некрасову они и величают себя казаками-некрасовцами.
Сменялись пристанища – Кубань, Добруджа в устье Дуная, крепость Энез в устье Марицы на Эгейском море и наконец озеро Маньяс близ Мраморного моря. Время от времени отдельные разбросанные группы казаков возвращались в Россию – то под Измаил, то на Азовье, но основная масса оставалась на чужбине, продолжая свои «хождения за три моря»…
1708 - 1740
Создание песен о некрасовских казаках: “На заре-то было да на зорюшке”, “Кто бы, кто бы, братцы, вот нам рассказал”, “Гей, ой-да, никто не зна, ой да, про Игнатушку”, “По-над лесом лежит шлях-дороженька”, “Ай, манит парень девочку на Кубань” и других.
1732
В местечке Новые Санджары Полтавской губернии родился Антон Андреевич Головатый – полковник, войсковой судья Черноморского казачьего войска, один из организаторов переселения черноморских казаков с Украины на Кубань; поэт, музыкант и композитор.
1791
Создание песни “Ой да, пронеслися у нас вести”, посвященной взятию турецкой крепости Анапы.
1792, 10 августа
Полковник Черноморского казачьего войска Антон Головатый сложил слова и музыку песни “Ой, годи ж нам журытыся”, посвященной предстоящему переселению Черноморского казачьего войска с Украины на Кубань.
1792 - 1793
Переселение Черноморского казачьего войска с Украины на Кубань. Впервые украинский фольклор был занесен на территорию Кубанского края.
1793, 17 июня
Полковник Антон Головатый устроил концерт в честь Александра Васильевича Суворова, прибывшего в Тамань по делам воинской службы.
1796, 4 января
К Богоявленской пристани близ города Екатеринодара прибыли черкесские князья, мурзы, дворяне и «множество бжедугских и хатукайских народов». По их просьбе судья Черноморского казачьего войска Антон Головатый переправился на левый берег Кубани, где был торжественно встречен князьями и узденями «с духовою музыкою, состоявшею с четырех серебряных и одною медною по их обряду сопилок, двух в серебряной оправе трещоток, играющею с тремя плясунами…».
После объявления решения императрицы Екатерины II о принятии черкесов по их просьбе в число подданных России музыка и пляски возобновились, «а некоторые с князей и народов, посидав на лошадей, сколько можно шибче на оных по берегу Кубани скакали, показывая собою на лошадях свойственные их храбрости примеры…». Далее, писал в рапорте Антон Головатый, «запивали могорыч; все князья, мурзы, дворяне и народ, распрощаясь со мною, проводили к пристани с музыкою, где я, сев на лодку, поехал в свою сторону, а они, увидев меня, благополучно переправившегося, седши на свои лошади, удалились в свои пределы».
Торжество это явилось первым (из дошедших до нас свидетельств) совместным праздником двух народов, ставших по воле истории близкими соседями.
Удалая казаческая песня, посвященная юбилею города Краснодара (Приложение 1)