Урок "Кровеносная система. Кровь" (или "Путешествие по древу эволюции"). Биология. 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7


Цель: сформировать представления об эволюционном изменении органов кровообращения животных;

Задачи:

  • показать особенности строения кровеносной системы у животных разных систематических групп, познакомить с составом крови и ее значением для организма;
  • формировать умение работать с моделями, сравнивать и делать выводы;
  • воспитывать убеждения в познаваемости живой природы.

Тип урока: формирование знаний.

Вид: урок-панорама.

Методы: иллюстративно-объяснительный, поисковый.

Форма организации: беседа, самостоятельная работа, фронтальная, групповая.

Средства обучения:

  • таблицы « Эволюция животного мира», «Кровь», «Кровеносная система позвоночных»
  • тесты «Органы дыхания»
  • наборы для моделирования «Состав крови» (раздаточный материал)

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1. Организация

Приветствие учеников.

Эмоциональный настрой.

Приветствие учителя

1 мин.

2.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

? Какую тему закончили изучать?

- Проверочная работа (тест) (Приложение 1)

- Органы дыхания.

- Индивидуальная работа в тетрадях для проверочных работ

7 мин.

3. Сообщение т/у, постановка цели и задач

Беседа:

? Какую главу мы начали изучать?

? Какую тему мы начали изучать?

Итак, сегодня мы обобщим знания о строении и функциях кровеносных систем животных и узнаем новое о строении и значении крови (озвучивает цель и задачи) (Приложение 2)

- Краткие ответы.

- Эволюция строения и функций органов и их систем (глава 3) стр.189.

- Кровеносная система. Кровь. (§ 41)

(Запись темы урока в тетрадь)

1 мин.

4.Актуализация знаний

Давайте выясним, что вы уже знаете.

Дополните определения (устный тренинг по цепочке):

  1. Сердце – это …
  2. Артерия - это …
  3. Вена - это …
  4. Капилляры – это …
  5. Артериальная кровь – это …
  6. Венозная кровь - это …
  7. Смешанная кровь - это …

- Устные краткие определения (при неверных ответах всего класса - запись грамотного определения термина в тетрадь)

3 мин.

5.Введение новых знаний

1. Эволюция кровеносной системы (Поисковая фронтальная беседа)

Я приглашаю вас путешествовать. По древу эволюции.

Но гидами будете вы, поскольку многое по маршруту вы знаете, а по знакомым «тропинкам» идти веселее вместе.

 

28 мин.

? Слайд 3.Подцарство Простейшие. Первая боковая веточка на нашем древе? Почему наш помощник- человечек «отдыхает » от подъема вверх?

- У простейших нет крови и кровеносной системы.

? Слайд 4. Тип Кишечнополостные

Человечек опять отдыхает?!

- У кишечнополостных нет крови и кровеносной системы.

? Слайд 5. Тип Плоские черви.

Что скажете о кровеносной системе этих животных?

Почему простейшие, кишечнополостные, плоские и круглые черви обходятся без кровеносной системы?

- У плоских червей нет крови и кровеносной системы.

Вывод: (стр. 215 1 абзац §41) животные этих групп имеют малые размеры тела и посредник между внешней средой и системами органов просто не нужен (запись в тетрадь).

? Слайд 6. Тип Кольчатые черви.

Озвучьте (выноски на фото)...

- Спинной сосуд.

- Брюшной сосуд.

- Кольцевые сосуды («сердца)».

? Почему наш помощник- человечек показывает дорогу вверх?

- Строение кровеносной системы сложное: есть 3 вида сосудов, кровеносная система замкнутая.

? Слайд 7. Тип Моллюски

Почему человечек опять движется наверх?

- У моллюсков впервые появляется настоящее сердце- двигатель крови, но кровеносная система незамкнута - кровь изливается в полость тела для обмена веществами, а потом собирается вновь в сосуды.

Слайд 8. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

- Сердце в виде звезды на спинной стороне тела, кровеносная система незамкнута.

? Слайд 9. Тип Членистоногие. Класс Насекомые

- Почему человечек радуется?

- Мы добрались до вершины эволюции беспозвоночных. Насекомые имеют сердце в виде трубки из многих камер и единственный, головной сосуд. Кровеносная система незамкнута.

(Рис. 163 стр.217)

Вывод:увеличение размеров тела приводит к изоляции центральных клеток от стенок тела, поэтому необходима кровеносная система как транспорт. Эволюция кровеносной системы у беспозвоночных идет от появления сосудов до появления сердца и незамкнутой кровеносной системы (запись в тетрадь)

Продолжаем путешествие по ветвям позвоночных животных.

 

? Слайд 10. Тип Хордовые. Надкласс Рыбы

- 2-хкамерное сердце.1 круг кровообращения, замкнутый

(Рис. 164 стр. 217)

? Слайд 11. Тип Хордовые. Класс Земноводные

- 3-х-камерное сердце.2 круга кровообращения, замкнутая кровеносная система.

? Слайд 12. Тип Хордовые. Класс Рептилии

- 3-х-камерное с неполной перегородкой в сердце.2 круга кровообращения, замкнутая кровеносная система.

? Слайд 13. Тип Хордовые. Класс Птицы

- 4-х-камерное с полной перегородкой в сердце.2 круга кровообращения, замкнутая кровеносная система.

? Слайд 14. Тип Хордовые. Класс Звери (Млекопитающие)

- 4-хкамерное с полной перегородкой в сердце.2 круга кровообращения, замкнутая кровеносная система.

Почему наш человечек снова радуется?

- Мы добрались до вершины эволюции позвоночных.

Вывод: эволюция кровеносной системы позвоночных шла по пути

1) увеличения числа камер сердца

2) образования 3-х видов сосудов

3) образования замкнутой транспортной системы внутри организма.

(Запись в тетрадь)

Физкультминутка

- Упражнения для глаз

(Приложение 3)

2.Строение кровеносной системы (беседа, заполнение схемы)

Слайд 15. (демонстрация на закрепление)

Дополни предложение: Круги кровообращения начинаются в … , а заканчиваются всегда в …

(Запись в тетрадь.)

- Чтение.

- Объяснить слайд 16

3. Что такое кровь?
- (в. 2 стр.215 перед §41)

(Самостоятельная работа с учебником - 2 статья §41)

- Заполнить схему, используя модели (групповая работа по раздаточному материалу «Состав крови)»

(Приложение 4)

(Приложение 5)

- Объяснить слайд17.

Функции крови (запись в тетрадь)

6.Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний

Просмотр слайдов 18,19,20

- Ответы на вопросы с пояснениями

3 мин.

7.Анализ и оценка итогов работы

!Обсудить результаты работы и объявить отметки

 

1мин.

8.Определение и разъяснение дом. задания

д/ з §41

Найдите ответ на любой из вопросов (по желанию)

1. Голубая кровь. Правда, иль вымысел?

2. Гемолимфа - вид крови?

- Запись в дневники

1 мин.

Источники:

  1. «СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯПО БИОЛОГИИ»
  2. Латюшин В.В., Шапкин В.А.Биология. Животные: Учеб. Для 7кл.- Дрофа, 2009.
  3. Пепеляева О.А., Сунцова И.В.Биология.7-8класс: Поурочные разработки к учебникам…-М.ВАКО,2004.
  4. Пименов А.В.Компьютерный учебник для поступающих в вузы.
  5. Интернет- ресурсы (Яндекс)