Цель: сформировать представления об эволюционном изменении органов кровообращения животных;
Задачи:
- показать особенности строения кровеносной системы у животных разных систематических групп, познакомить с составом крови и ее значением для организма;
- формировать умение работать с моделями, сравнивать и делать выводы;
- воспитывать убеждения в познаваемости живой природы.
Тип урока: формирование знаний.
Вид: урок-панорама.
Методы: иллюстративно-объяснительный, поисковый.
Форма организации: беседа, самостоятельная работа, фронтальная, групповая.
Средства обучения:
- таблицы « Эволюция животного мира», «Кровь», «Кровеносная система позвоночных»
- тесты «Органы дыхания»
- наборы для моделирования «Состав крови» (раздаточный материал)
Ход урока
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Время |
1. Организация |
Приветствие учеников. Эмоциональный настрой. |
Приветствие учителя |
1 мин. |
2.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся |
? Какую тему закончили изучать? - Проверочная работа (тест) (Приложение 1) |
- Органы дыхания. - Индивидуальная работа в тетрадях для проверочных работ |
7 мин. |
3. Сообщение т/у, постановка цели и задач |
Беседа: ? Какую главу мы начали изучать? ? Какую тему мы начали изучать? Итак, сегодня мы обобщим знания о строении и функциях кровеносных систем животных и узнаем новое о строении и значении крови (озвучивает цель и задачи) (Приложение 2) |
- Краткие ответы. - Эволюция строения и функций органов и их систем (глава 3) стр.189. - Кровеносная система. Кровь. (§ 41) (Запись темы урока в тетрадь) |
1 мин. |
4.Актуализация знаний |
Давайте выясним, что вы уже знаете. Дополните определения (устный тренинг по цепочке):
|
- Устные краткие определения (при неверных ответах всего класса - запись грамотного определения термина в тетрадь) |
3 мин. |
5.Введение новых знаний |
1. Эволюция кровеносной системы (Поисковая фронтальная беседа) Я приглашаю вас путешествовать. По древу эволюции. Но гидами будете вы, поскольку многое по маршруту вы знаете, а по знакомым «тропинкам» идти веселее вместе. |
|
28 мин. |
? Слайд 3.Подцарство Простейшие. Первая боковая веточка на нашем древе? Почему наш помощник- человечек «отдыхает » от подъема вверх? |
- У простейших нет крови и кровеносной системы. |
||
? Слайд 4. Тип Кишечнополостные Человечек опять отдыхает?! |
- У кишечнополостных нет крови и кровеносной системы. |
||
? Слайд 5. Тип Плоские черви. Что скажете о кровеносной системе этих животных? Почему простейшие, кишечнополостные, плоские и круглые черви обходятся без кровеносной системы? |
- У плоских червей нет крови и кровеносной системы. Вывод: (стр. 215 1 абзац §41) животные этих групп имеют малые размеры тела и посредник между внешней средой и системами органов просто не нужен (запись в тетрадь). |
||
? Слайд 6. Тип Кольчатые черви. Озвучьте (выноски на фото)... |
- Спинной сосуд. - Брюшной сосуд. - Кольцевые сосуды («сердца)». |
||
? Почему наш помощник- человечек показывает дорогу вверх? |
- Строение кровеносной системы сложное: есть 3 вида сосудов, кровеносная система замкнутая. |
||
? Слайд 7. Тип Моллюски Почему человечек опять движется наверх? |
- У моллюсков впервые появляется настоящее сердце- двигатель крови, но кровеносная система незамкнута - кровь изливается в полость тела для обмена веществами, а потом собирается вновь в сосуды. |
||
Слайд 8. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. |
- Сердце в виде звезды на спинной стороне тела, кровеносная система незамкнута. |
||
? Слайд 9. Тип Членистоногие. Класс Насекомые - Почему человечек радуется? |
- Мы добрались до вершины эволюции беспозвоночных. Насекомые имеют сердце в виде трубки из многих камер и единственный, головной сосуд. Кровеносная система незамкнута. (Рис. 163 стр.217) Вывод:увеличение размеров тела приводит к изоляции центральных клеток от стенок тела, поэтому необходима кровеносная система как транспорт. Эволюция кровеносной системы у беспозвоночных идет от появления сосудов до появления сердца и незамкнутой кровеносной системы (запись в тетрадь) |
||
Продолжаем путешествие по ветвям позвоночных животных. |
|
||
? Слайд 10. Тип Хордовые. Надкласс Рыбы |
- 2-хкамерное сердце.1 круг кровообращения, замкнутый (Рис. 164 стр. 217) |
||
? Слайд 11. Тип Хордовые. Класс Земноводные |
- 3-х-камерное сердце.2 круга кровообращения, замкнутая кровеносная система. |
||
? Слайд 12. Тип Хордовые. Класс Рептилии |
- 3-х-камерное с неполной перегородкой в сердце.2 круга кровообращения, замкнутая кровеносная система. |
||
? Слайд 13. Тип Хордовые. Класс Птицы |
- 4-х-камерное с полной перегородкой в сердце.2 круга кровообращения, замкнутая кровеносная система. |
||
? Слайд 14. Тип Хордовые. Класс Звери (Млекопитающие) |
- 4-хкамерное с полной перегородкой в сердце.2 круга кровообращения, замкнутая кровеносная система. |
||
Почему наш человечек снова радуется? |
- Мы добрались до вершины эволюции позвоночных. Вывод: эволюция кровеносной системы позвоночных шла по пути 1) увеличения числа камер сердца 2) образования 3-х видов сосудов 3) образования замкнутой транспортной системы внутри организма. (Запись в тетрадь) |
||
Физкультминутка |
- Упражнения для глаз |
||
2.Строение кровеносной системы (беседа, заполнение схемы) Слайд 15. (демонстрация на закрепление) Дополни предложение: Круги кровообращения начинаются в … , а заканчиваются всегда в … |
(Запись в тетрадь.) - Чтение. - Объяснить слайд 16 |
||
3. Что такое кровь? (Самостоятельная работа с учебником - 2 статья §41) - Заполнить схему, используя модели (групповая работа по раздаточному материалу «Состав крови)» |
- Объяснить слайд17. Функции крови (запись в тетрадь) |
||
6.Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний |
Просмотр слайдов 18,19,20 |
- Ответы на вопросы с пояснениями |
3 мин. |
7.Анализ и оценка итогов работы |
!Обсудить результаты работы и объявить отметки |
|
1мин. |
8.Определение и разъяснение дом. задания |
д/ з §41 Найдите ответ на любой из вопросов (по желанию) 1. Голубая кровь. Правда, иль вымысел? 2. Гемолимфа - вид крови? |
- Запись в дневники |
1 мин. |
Источники:
- «СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯПО БИОЛОГИИ»
- Латюшин В.В., Шапкин В.А.Биология. Животные: Учеб. Для 7кл.- Дрофа, 2009.
- Пепеляева О.А., Сунцова И.В.Биология.7-8класс: Поурочные разработки к учебникам…-М.ВАКО,2004.
- Пименов А.В.Компьютерный учебник для поступающих в вузы.
- Интернет- ресурсы (Яндекс)