Цели урока:
- обобщение и систематизация материала темы, организация поисковой деятельности учащихся при решении уравнений;
- способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, обобщения, выделения главного;
- воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, системно-обобщающая схема, листы учета знаний, текстовые задания, доска, мел, указка.
Ход урока
1. Организационный момент (2 мин.)
Сухие строки уравнений
В них сила разума влилась,
В них объяснение явлений,
Вещей разгаданная связь!
Сегодня у нас заключительный урок по теме «Решение тригонометрических уравнений». Повторяем, обобщаем, приводим в систему изученные виды, методы и приемы решения тригонометрических уравнений.
Успех этой работы может обеспечить лишь хорошее знание тригонометрических формул и умение грамотно проводить тригонометрические преобразования, что вырабатывается только достаточной практикой.
2. Устная работа (6 мин.)
На экране размещены вопросы:
2.1. Вычислите:
Вывод:
2.2. Имеет ли смысл выражение (ответ обоснуйте):
2.3. Какой формулой выражается решение для каждого из уравнений:
2.4. Назовите множество решений уравнений:
Отвечающие учащиеся правильные ответы заносят в лист учета знаний.
3. Систематизация теоретического материала (10 мин.)
Выполнение самостоятельной работы по вариантам с последующей самопроверкой. По завершению работы на экране открываются правильные ответы, учащиеся исправляют ошибки и заносят в лист учета знаний количество верных шагов.
I вариант.
Определяя тип и метод решения уравнения, заполните схему (Приложение 1).
II вариант:
Для нахождения корней уравнения выберете из предложенных приемов соответствующий и укажите нужную формулу. Ответы занесите в таблицу (Приложение 2).
Методы решения |
Тригонометрические уравнения |
Формулы |
|
4. Выполнение практических заданий (20 мин.)
4.1. Работа у доски.
а) Решите уравнение способом подстановки:
б) Решите уравнение введением вспомогательного угла:
Данное уравнение можно решить многими способами: свести к однородному; применить универсальную подстановку; сгруппировать и разложить на множители и т.д.
4.2. Решение уравнений с помощью комментирования (учащийся комментирует алгоритм решения уравнения, записывая его решение в тетрадь, по ходу комментирования учащиеся задают вопросы):
Решение:
Это однородное уравнение, но делить на cosx нельзя, т.к. cosx может быть равным 0.
Запишем уравнение иначе:
Отсюда cosx=0.
– однородное уравнение первой степени. Разделим на
б) Решение уравнения более высокого уровня сложности (решают сильные учащиеся самостоятельно).
4.3. Обобщение теоретических знаний.
Итак, изучив формулы и правила решения простейших тригонометрических уравнений и основные тригонометрические преобразования, каким образом можно конкретизировать обобщенный прием решения тригонометрических уравнений?
1) определить, является ли уравнение простейшим тригонометрическим уравнением; если «да», то п.4, если «нет» - п. 2;
2) установить, какие и в каком порядке нужно выполнить тождественные и равносильные преобразования, чтобы привести уравнение к простейшим тригонометрическим уравнениям: общие для всех уравнений преобразования (с использованием основных тригонометрических тождеств, формул приведения, теоремы сложения и следствий из неё, формул понижения степени, преобразований тригонометрических сумм в произведение и обратно);
3) с помощью выбранных преобразований привести уравнение к простейшим;
4) найти решения простейших уравнений по соответствующим формулам;
5) если нужно, сделать проверку, исследование;
6) записать ответ.
Вопрос: Назовите главный ключевой блок уравнений?
Ответ: Блок простейших тригонометрических уравнений – главный, так как решение всех уравнений сводится к решению простейших.
5. Выполнение самостоятельной работы по вариантам (38 мин.)
Учащиеся получают задание для выполнения самостоятельной работы, знакомятся с критериями оценок. Для проверки работы по ее завершению учащиеся получают от учителя правильные ответы (Приложение 3).
При выполнении тестового задания каждая операция оценивается: правильно – «1», неправильно – «0», где , Т – количество правильно выполненных операций, П – общее количество операций. Полученные знания соотносятся с пятибалльной шкалой следующим образом:
если Ку< 0,7, то ставится «2»; 0,7<Ку<0,8 – «3»; 0,8<Ку<0,9 – «4»; 0,9<Ку 1 - «5».
6. Домашнее задание (2 мин.)
7. Итог урока (2 мин.)
Учащиеся сдают работы, листы учета знаний, экземпляры самостоятельной работы по теоретическому обучению.
Лист учета знаний
Тригонометрические уравнения |
||||||||||||||||||||||||||||
№ п/п |
Ф.И. |
Устная работа |
Систематизация теоретического материала |
Обобщение практических навыков |
Тест |
Задание 1 |
Задание 2 |
Задание 3 |
Задание 4 |
|||||||||||||||||||
I вариант |
II вариант |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
|||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Работа у доски |
Комментирование |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|