Проблема формирования продуктивного опыта младших школьников актуальна в условиях современного общества, которое предъявляет новые требования к каждому человеку в связи с быстрыми темпами научно-технического прогресса.
Современная жизнь, диктуя человеку свои условия, ставит перед ним различные задачи, выдвигает разного рода проблемы. Насколько человек успешно их решит, зависит и жизнь будущих поколений. Практика убеждает нас в том, что успешно справляются со многими проблемами люди творчески мыслящие, интеллектуально развитые.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного формирования учебной деятельности, становление которой происходит под руководством учителя непосредственно в процессе обучения. Поэтому направленное формирование целостной учебной деятельности, развитие тесно связанных с ней интеллектуальных и познавательных способностей учащихся является сегодня приоритетной линией обновления образовательной практики. На первый план выходят и оцениваются не столько сами знания, сколько средства, инструменты самостоятельного приобретения, углубления и обновления знаний, независимо от того, к какой предметной области они принадлежат.
Более всего способствует развитию интеллекта математика. Математика как наука обладает уникальным эффектом. Она, по высказыванию М.В. Ломоносова, “ум в порядок приводит”. И дело не в том, какой уровень математических способностей у ребенка. Суть математики проявляется, прежде всего, в определенном количестве мышления, стиле мышления, а вовсе не в “ сумме знаний ”. Если у человека не развито математическое мышление, никакие знания это мышление не породят.
Единственно возможный и по-настоящему действенный путь освоения математики – это путь понимания, а вовсе не запоминания. “Запоминать” математику – бессмысленно.
Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал: “Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли и познавательной самостоятельности”.
Обучение математике – это не процесс запоминания или использования “готовых” знаний. В математике процесс самостоятельного добывания информации иногда важнее, чем конечный результат.
Начальное математическое образование является частью системы среднего образования и в то же время своеобразной ступенью обучения.
Важнейшей задачей первого года обучения в отношении формирования познавательной самостоятельности при отработке вычислительных навыков является усвоение детьми табличных случаев сложения и вычитания, которое обеспечивает возможность автоматизированных вычислений при сложении однозначных чисел и формировании навыков быстрых устных вычислений с двузначными числами. Польза устных вычислений огромна. Применяя законы арифметических действий к устным вычислениям, дети не только повторяют их, закрепляют, но, что самое главное, усваивают их не механически, а сознательно.
Сознательное усвоение законов арифметических действий – вот первая и очень ощутимая польза устных вычислений.
При устных вычислениях развиваются такие ценные качества человека, как внимание, сосредоточенность, выдержка, смекалка, самостоятельность, интеллект.
При устном счете (иногда) надо держать “в уме” сами числа, над которыми производится действие, некоторые промежуточные результаты, надо помнить некоторое количество наиболее эффективных приемов устного счета. Следовательно, устный счет содействует так же тренировке и развитию памяти, мышления.
Приемов устного счета очень много, но все их можно объединить в две группы:
– общие приемы устного счета;
– специальные приемы устного счета.
Общие приемы устного счета применены к любым числам. Они основаны на применении законов и свойств арифметических действий.
Специальные приемы применимы только к некоторым числам и некоторым действиям:
– прием округления;
– прием перестановки;
– прием замены одного действия другим;
– прием умножения на 5, 25, 11, 9 и т.д.
Показателями развития познавательной самостоятельности и вариантов мышления являются так же его продуктивность, оригинальность, разработанность. Вариативность мышления определяет возможности личности самостоятельно творчески мыслить, помогает лучше ориентироваться в реальной жизни. Развитие вариативности мышления имеет значение и для обучения математики.
Задания, способствующие развитию самостоятельности и вариативности мышления:
– разные способы нахождения единственно
правильного ответа;
– нахождение одним способом несколько вариантов
ответов;
– нахождение разными способами несколько
вариантов ответов.
Задания, способствующие развитию продуктивности, содержат указания на поиск разных вариантов решения. Важно при этом количество найденных вариантов. Но показатель продуктивности не дает полного представления о вариативности мышления. Необходимо так же учитывать показатель оригинальности.
Задания, способствующие развитию оригинальности, содержат аналогии вариантов решения и указания на поиск вариантов отличных от данного. Учитывается степень отличия найденных вариантов от данных в условии, важность стремления выяснять способы других решений.
Задания, способствующие развитию самостоятельности в проявлении вариативности, не содержат специальных указаний на поиск различных вариантов. Учитываются найденные самостоятельно, без посторонней подсказки разные варианты.
В структуре познавательной самостоятельности можно выделить:
– потребности познания;
– умение планировать и организовывать свои
действия;
– корректировать и оценивать свои действия;
– стремление к систематической, познавательной
умственной деятельности;
– познавательное активность;
– волевые процессы.
Развитие качеств личности и вариативности мышления способствует развитию интеллекта, дает возможность использованию многовариантных заданий для самостоятельного обучения.
Одно из важнейших мест в курсе математики начальной школы занимают задачи. Чтобы самостоятельно решать задачи, школьнику нужно освоить различные виды моделей, научиться выбирать модель, соответствующую предложенной задаче, и переходить от одной модели к другой. Важным условием в обучении моделированию является организация познавательной самостоятельности по усвоению знаково-символического языка, на котором строится модель.
Графическая модель – одна из наиболее удачных опор для построения мысленной модели задачи: при правильном построении она достаточно конкретна, легко воспринимается зрительно, полностью отражает внутренние связи и количественные отношения. Графическая модель способствует развитию логического и абстрактного мышления. Развитие познавательной самостоятельности в ходе составления графов к задачам может происходить как на уроках, так и во внеурочное время.
При этом следует выделить три этапа.
На подготовительном этапе:
– формируется умение заменять конкретный
предмет его моделью, умение символически
изображать связь между объектами задачи;
– вводятся условные обозначения объектов и
связей между ними;
– строится графическая модель, отражающая все
данные задачи.
На первом этапе:
– решаются задачи с небольшим количеством объектов и связей между ними.
На втором этапе:
– увеличивается количество объектов, связей
между объектами;
– используется для решения задач более одного
графа.
В каждой группе задачи варьируются по числу объектов, по количеству и характеру связей между ними. Связи могут выражаться в прямой форме или в косвенной, что способствует развитию логического мышления.
Показатели качеств познавательной самостоятельности:
– полное и правильное решение задач изученных
видов, самостоятельно выбирая графы для ее
решения;
– составлять графы и модели различных видов
задач, правильно их читать;
– правильное оформление решения задачи и запись
ответа.
При формировании познавательной самостоятельности необходимо учитывать исходный уровень познавательной деятельности, который у каждого обучающегося не одинаковый, а процесс усвоения знаний для всех единый. В этих условиях при формировании познавательной самостоятельности основополагающим становится принцип доступности, который учитывает целый ряд особенностей каждого ученика.
При современных способах организации процесса обучения для развития познавательной самостоятельности. Необходимо учитывать различия касающиеся познавательной сферы детей: одни имеют зрительный тип памяти, другие – слуховой, третьи – зрительно-двигательный; у одних наглядно-образное мышление, у других – абстрактно-логическое и т.д. Учитель должен видеть. Как велики резервы процесса обучения, которые до сих пор не достаточно используются. Применение ИКТ на уроках в начальной школе расширит возможности познавательной самостоятельности обучающихся младших классов, с учетом их исходного уровня познавательной деятельности, их индивидуальных особенностей.
Познавательная самостоятельность – является одним из показателей творческой личности, продуктивной работы его мышления и воображения, успешностью запоминания материала, особенностью избирательности, осмысленности, целостности восприятия, смыслового запоминания. Развитие творческой личности зависит от успеха обучения и воспитания как от внешних его факторов, так и от внутренних условий индивидуально-психологических особенностей учащихся, уровня умственного развития, отношений к учебе, особенности самоорганизации учебных способностей.