Внеклассное мероприятие по окружающему миру в 3-м классе "Судьба природы – наша судьба"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: дать представление о полной взаимосвязи человека и природы; об ответственности за окружающий человека мир природы; показать, что необходимо как для здоровья человека, так и для здоровья природы; воспитывать чувство осознания своего единства с окружающим миром; развивать активность, воображение и творческие способности учащихся.

Оборудование:

  • крупные настенные плакаты – рисунки:
    а) деревенский дом с растущим рядом деревом;
    б) речка;
    в) море с нефтяным пятном;
  • рисунки детей на тему «Охрана природы»,
  • аудиозапись диктора,
  • выставка книг Сладкова и Пришвина,
  • на доске плакат «Судьба природы – наша судьба»,
  • комнатные цветы стоят на полу, 2 пенька (макеты),
  • удочка, пустая консервная банка, старый ботинок.

Действующие лица: мальчик Дима, его младшая сестра Света, писатели Пришвин и Сладков, заяц, баба Яга, Земля.

Ход урока

1. Организационный момент, сообщение темы и цели урока.

2. Введение в тему урока

Диктор: Новости ТВ. Из многих городов приходят тревожные вести: не хватает воздуха, нечем дышать. Полчища автомобилей заполонили улицы, проспекты и обрушил на горожан выхлопные газы. А ещё дымят заводы и фабрики. Беда. Выручайте горожан.

Дима (обращаясь к сестре): Вот почему мама с папой отправили нас в деревню к бабушке. Пойдём Света, погуляем.

Учитель: Сегодня, ребята, у вас есть возможность отправиться на прогулку на природу. Поднимите руки, кто пойдёт с Димой и Светой.

3. Работа по теме урока.

Дима: Пойдёмте, ребята, поздороваемся с природой, посмотрим, понаблюдаем.

Света: А что наблюдать?

Дима: Ну, как человек обращается с природой. Есть даже такая наука «экология».

Света: А что это такое?

Дима: Экология – это наука, которая изучает взаимоотношения человека с окружающей средой.

Света: А что такое окружающая среда?

Дима: Это и есть природа. Вы готовы ребята? Взять удочки что ли?

(Берёт удочку, идёт с сестрой к реке.)

Света: Ребята, посмотрите вокруг! Красиво как! А что это там вдали? Море? Побежали искупаемся.

(Берег моря, вода в нефтяных разводах.)

Света: Ой, что это такое?

Дима: К несчастью встречается и такое. Потерпел танкер в пути аварию – нефть в море. Вот беда! От этого гибнут морские животные и рыбы.

Света: Жаль.

Дима: Не расстраивайся! Пойдём речку поищем.

(Доходят до речки, останавливаются на берегу.)

Дима: Вот и речка. Сейчас порыбачим.

(Дима закидывает удочку в первый раз – вытаскивает старый ботинок, второй раз – консервную банку, третий раз – бабу Ягу.)

Света (прячась за Диму): Бабушка, а Вы кто?

Баба Яга (лохматая, грязная): Безобразие! Ты что девочка, сказок не читала? Я – баба Яга. Постирала в этой речке платье, юбку, да ещё и искупалась, видите на кого стала похожа.(вздыхая) А раньше, помню, речка бала чистой, называлась даже Прозрачной, а стала речка грязной, разноцветной. Была многоводной – стала маловодной – уж больно много заводы выпивают, а потом опять грязную воду в речку спускают. Все сердятся: ни постирать, ни умыться, ни жажду утолить, ни рыбы наловить.

Света: Я боюсь, ребята, а вдруг она нас съест.

Дима: Не может быть. Я думаю, что современная баба Яга вегетарианка. Правильно, бабуля?

Баба Яга: Мальчонка – то сообразительный. Пошли ко мне в гости, не обижу. Ой, ой, ой (бегает) батюшки – святы мой лес, мой дом, что с ним? Ой, вижу дым. Скорее, скорее, бегу (убегает).

(Поляна. Пенёк, на нём сидит дедушка и что – то пишет в блокноте.)

Ученик: Я – писатель. Зовут меня Михаил Михайлович Пришвин. Я много лет изучал природу, лес. Вот что я хотел сказать: «Берегите природу. Если будет вода и ни одной рыбки – я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летает в нём ласточка – я не поверю воздуху. И лес без зверей – не лес. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.

(К нему подходит второй писатель.)

Ученик: Здравствуйте, коллега! Меня зовут Николай Иванович Сладков. Я думаю, что Земля объясняется с нами языком звуков, запахов, красок. Природа говорит с нами всем своим видом. Слышишь свист ветра, шум листьев, скрип деревьев? Природа не разбирается в нашем языке, но прекрасно понимает язык наших поступков.

Она обращается прямо к сердцу. В природу можно всматриваться, вслушиваться, вдумываться всю жизнь – и всю жизнь радоваться. Природа долго служила нам, пора и нам послужить ей.

- Согласны вы с нами ребята? И вы, наверняка, читали наши рассказы о природе. Назовите их (ученики перечисляют). Да, природу надо беречь. Мы оставим вам, ребята, некоторые свои рассказы, книги.

Писатели ставят на полку свои книги и уходят.

Навстречу детям выбегает заяц.

Заяц (запыхавшись): Спасите меня, спасите от смерти. Пожарные уже работают, тушат лес. Но надо отгадать ребусы и загадки о животных.

  1. Эта дикая свинья не жила в хлеву ни дня,
    У неё клыки и шуба, любит землю рыть у дуба.
    (Дикий кабан.)
  2. Этот грызун, на вид симпатичный,
    В жаркой степи обитает обычно,
    Имеет отменный он аппетит,
    Что нашим посевам обычно вредит.
    (Суслик.)
  3.  Коли кто к нему пристанет,
    Он клубком колючим станет.
    (Ёж)
  4. На собаку он похожий.
    Рост и вид почти такой же,
    Только хищник, лишь замечу,
    Нежелательна с ним встреча.
    (Волк)

Заяц: Спасибо вам, ребята, за то, что помогли с заданиями справиться. Поскакал я в лес.

Дима: Ребята, а кто виноват в лесных пожарах? Да, чаще людская беспечность – вот главная причина беды. К сожалению многие рассуждают так: чего-чего, а уж лесов на белом свете видимо-невидимо, никто их не сеял, не сажал, сами выросли. Так бывало всегда.

Так и впредь будет. Но будет ли?

Света: А знаешь, давай пойдём дальше и спросим у Земли, как ей живётся. А по пути отдохнём.

(Физминутка.)

Навстречу детям выходит Земля (в длинном сарафане с изображением природы, на голове шапочка с изображением цветов)

Дима: Здравствуй, Земля! Как поживаешь?

Земля: Тяжело мне, ребятки, тяжело. Все люди хотят чистого воздуха, воды, крова. Очень трудно быть доброй хозяйкой. А почему?

1 ученик: Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в чистых льдах Арктики нашли стиральный порошок. Из-за сброса неочищенных стоков появились микроорганизмы, очень вредные для здоровья человека и животных.

2 ученик: Однажды учёные исследовали дно реки. На участке дна длиной 5 км обнаружили: 16 больших труб, 34 куска рельсов, 18 пил, 31 топор, 27 утюгов, 43 огнетушителя, 112 санок, 108 чайников, кастрюль, 36 сковородок, 27 изогнутых железных листов, 2486 разбитых бутылок, 814 разбитых стеклянных банок.

3 ученик: За последние 60 лет на планете исчезло 77 видов зверей и несколько сотен видов растений, 28 видов птиц. Угрозу представляет загрязнение Чёрного и Азовского морей, загрязнение вод в реке Волге и Каспийском море.

4 ученик: Почва образуется очень медленно, нужны сотни и тысячи лет! А вот разрушить её можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле разрушено примерно ¼ часть всех плодородных почв.

Земля: Мы с вами ещё встретимся, ребята. Я надеюсь, что вы будете следить за порядком на Земле вокруг вас.

Дима: А нам пора из леса выбираться. Пойдёмте, ребята. Пора возвращаться.

Света: Что-то грустно стало. Может, вспомним стихи о природе, которые вспомнились вам во время прогулки?

Ученики:

  1. Ты, человек, любя природу
    Хоть иногда её жалей:
    В увеселительных походах
    Не растопчи её полей.
  2. Дерево, трава, цветок и птица
    Не всегда умеют защититься.
    Если будут уничтожены они,
    На планете мы останемся одни
  3. Не жги её напропалую,
    Не исчерпай её до дна.
    И помни истину простую:
    Нас много, а она одна.

Света: Вот мы и добрались до дома бабушки. Ой, ребята, посмотрите, что-то лежит в почтовом ящике.

(Достаёт и приносит Диме.)

Дима: Это же письмо от Природы.

(Отдаёт письмо учителю.)

4. Итог урока

Учитель: Ребята, природа просит вас ответить:

  • Как вы представляете, что такое природа?
  • Что такое экология?
  • Как нужно охранять природу?

Дети показывают свои рисунки, объясняют их смысл. Рассказывают стихи:

  1. Покормите птиц зимой!
    Пусть со всех концов
    К вам слетятся, как домой
    стайки на крыльцо
    Сколько гибнет их – не счесть!
    Видеть тяжело.
    А ведь в нашем сердце есть
    И для птиц тепло,
    Приучайте птиц в мороз к своему окну.
    Чтоб без песен не пришлось
    Нам встречать весну.
  2. Нор звериных, птичьего гнезда
    Птичьего гнезда
    Разорять не будем
    Никогда!
    Пусть птенцам
    И маленьким зверятам
    Хорошо живётся
    С нами рядом.
  3. Три клада у природы есть:
    Вода, земля и воздух – три её основы,
    Какая бы не грянула беда – всё возродится снова.
  4. Но если -
    Впрочем, в наш жестокий век понятно всем,
    Что это «если» значит?
    О, человек! Природа – мать ни рек и ни морей,
    Ни росных трав, ни голубых озёр
    От глаз твоих не прячет.
    Цени доверие её, не обмани! И в тёмный лес входи,
    Как в храм под мраморные своды.

Учитель: Почему нужно охранять природу? Какой теме была посвящена наша прогулка?

Земля: Спасибо вам, ребята, за заботу. Какая красота была бы вокруг, если б каждый человек задумывался о взаимосвязи с природой и об ответственности за окружающий его мир. Стали бы чистыми вода, воздух, лес. Может быть на Земле так когда-нибудь будет?

1 ученик: Мы верим, что настанет час, когда люди будут гордиться своими листьями, росой, ночной прохладой, чистым небом и прозрачною водою. Ведь именно это главное.

2 ученик: Тогда человек с полным правом будет считать себя хозяином на Земле.

Дети исполняют песню «Не дразните собак».

Раздаётся стук в дверь. Света уходит и возвращается с посылкой.

Света: Это посылка от бабы Яги. Интересно, что там? (открывает) а вот и записка. (читает)

«Подарки посылаю, а сама прилететь не смогу. Сломалась метла.»

Учащимся раздаются яблочки, на которых написана отметка за урок.